Налоговая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

Содержание

Понятие налоговой тайны…………………………………………….стр. 3
Содержание налоговой тайны………………………………………...стр.3
Соотношение банковской и налоговой тайны……………………….стр. 6
Доступ к налоговой тайне …………………………………………….стр.7
Принцип налоговой публичности…………………………………….стр. 8
Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны………стр.9
Значение института налоговой тайны………………………………...стр.12
Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной
экономической информации………………………………………… стр. 13
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники………………………………………………………………стр.16
Список используемой литературы…………………………………….стр.25

Работа состоит из  1 файл

налоговая тайна.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

 

 ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

 

 

 

 

Контрольная  работа 

 

По дисциплине: «Налоговое право»

Тема: «Налоговая тайна»

                                              

 

 

 

 

                                                                                                                           Выполнил:

                                                студент  2  курса 

Заочного отделения

Группы ЮБ-32-11

                                                                        Специальности «Юриспруденция»

                                                                   Ф.И.О.    Попова  Кристина

Александровна                                             

                            

Проверил:

                                                                  Преподаватель 

Ченцов Юрий Николаевич                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие налоговой тайны…………………………………………….стр. 3
  2. Содержание налоговой тайны………………………………………...стр.3
  3. Соотношение банковской и налоговой тайны……………………….стр. 6
  4. Доступ к налоговой тайне …………………………………………….стр.7
  5. Принцип налоговой публичности…………………………………….стр. 8
  6. Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны………стр.9
  7. Значение института налоговой тайны………………………………...стр.12
  8. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной

экономической информации………………………………………… стр. 13

  1. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники………………………………………………………………стр.16

Список используемой литературы…………………………………….стр.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие налоговой тайны

 

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные  со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также  ответственностью за неправомерное  ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы  не только налогового,  но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.1

 

  1. Содержание налоговой тайны

 

      Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка. По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков объекта  налоговой тайны является то, что  сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация  конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны  и «чужие» тайны. «Свои» тайны  представляют собой сведения, относящиеся  к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы).  Налоговую тайну по смыслу составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при  исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным  лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует  само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как  любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.2

Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих  в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать  необходимую информацию, а налогоплательщику – обязанность ее предоставить. Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности влечет применение к нему мер ответственности.3

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.4

Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает  обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять  сведения о налогоплательщике, известные  им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам  информации влечет ответственность. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она  касается непосредственно налогоплательщика. 

Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС  Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику  в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой  отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну  и имеют специальный режим  доступа.5

Как указал суд, признавая позицию  ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и  сборах и мерах ответственности  за эти нарушения не относятся  к налоговой тайне. Запрошенные  сведения к налоговой тайне не относятся.6

Таким образом, из данного решения  можно сделать практический вывод  – для любого налогоплательщика  существует возможность затребовать  информацию о добросовестности контрагента  у ИФНС.

Кроме того, отказ ИФНС влияет на права  организации как налогоплательщика  на получение налоговой выгоды, в  том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента – согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной осмотрительности налогоплательщиков-покупателей в определённых обстоятельствах и не могут сводиться к отказу в вычете при любой налоговой неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к возмещению при указанных обстоятельствах весьма скептически.7

Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:

  1. В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;
  2. Налогоплательщик имеет возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у налоговых органов.8

 

  1. Соотношение банковской и налоговой тайны

 

Соотношение банковской и налоговой  тайны также имеет свои особенности. Банки обязуются хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности  банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится  обязанность сообщать об открытии или  закрытии счета организации, индивидуального  предпринимателя в налоговый  орган по месту их учета в пятидневный  срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.9

 

  1. Доступ к налоговой тайне 

 

Лица, имеющие доступ к налоговой тайне. Возможность предоставления сведений, составляющей налоговую тайну, налоговыми органами

Доступ к налоговой тайне  имеют суды общей юрисдикции РФ и  арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи  с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействий) налоговых органов и должностных  лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях,  отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст.29 АПК; ст.22 ГПК), может возникать потребность привлечения сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст.66 АПК РФ; ст.57 ГПК РФ). 10   11

Информация, необходимая для принудительного  исполнения взыскания, предоставляется  судебным приставам-исполнителям ( государственным  служащим, которые, в соответствии со ст.4 Федерального Закона №119-ФЗ «Об  исполнительном производстве» исполняют  судебные акты и акты других органов). Приказом МНС РФ и Министерства юстиции  РФ от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215 утвержден Порядок  взаимодействия налоговых органов  РФ и службы судебных приставов органов  юстиции субъектов РФ по принудительному  исполнению постановлений налоговых  органов и иных исполнительных документов.  В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организациях, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны.  Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок (ст.46 ФЗ от 21.07.1997 №119-ФЗ)

Информация о работе Налоговая тайна