Налоговая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условия
рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава первая
Сущность и функции налогов с населения………………………………………...…4
1.1. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе……….….9
1.2. Пределы налоговой нагрузки………………………………………………..11
1.3. Оптимизация налоговой нагрузки…………………………………………...14
Глава вторая
Основные виды налогов, взимаемых с населения…………………………………..15
2.1. Налог на доходы с физических лиц……………………………………...…..17
2.2. Налог на имущество физических лиц………………………………………..22
2.3. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения..23
2.4. Плата за землю……………………………………………………………..….24
2.5. Государственная пошлина…………………………………………….……...25
2.6. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных
документов, выраженных в иностранной валюте……………….….………27
Заключение……………………………………………………………………...……29
Список используемой литературы………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

элина кр.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….….3

Глава первая

Сущность и функции  налогов с населения………………………………………...…4

     1.1. Место  и роль налогов с населения  в единой налоговой системе……….….9 
     1.2. Пределы налоговой нагрузки………………………………………………..11 
     1.3. Оптимизация налоговой нагрузки…………………………………………...14 
Глава вторая

Основные виды налогов, взимаемых с населения…………………………………..15

     2.1. Налог  на доходы с физических лиц……………………………………...…..17 
     2.2. Налог на имущество физических лиц………………………………………..22 
     2.3. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения..23 
     2.4. Плата за землю……………………………………………………………..….24 
     2.5. Государственная пошлина…………………………………………….……...25 
     2.6. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных   

            документов, выраженных в иностранной  валюте……………….….………27  
Заключение……………………………………………………………………...……29

Список используемой литературы………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условия

рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     С помощью  налогов государство получает  в свое распоряжение ресурсы,  необходимые для выполнения своих  общественных функций. За счет  налогов финансируются также  расходы по социальному обеспечению. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

     Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях  и методах реформирования, а также острой критики.

     Но в  связи с тем, что налоговая  система России создается практически  заново, сегодня очень мало отечественных  авторов по налогообложению, в  которых можно было бы найти  грамотные, глубоко продуманные,  просчитанные предложения по  созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

     Налоговая  система в Российской Федерации  практически была создана в  1991 году, когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов  о налоговой системе. Среди  них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.

 

 

Сущность и  функции налогов с населения.

     Налоги - один  из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения им своих функций. С тех пор многое изменилось, однако главное предназначение налогов сохранилось. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей, но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. Основная роль налогов - фискальная (от лат. fiscus - государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. 
Не стоит говорить о том, что в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

     Так, налоги  могут использоваться для регулирования  производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. Не случайно на фасаде здания одного из центральных налоговых учреждений США в Вашингтоне написано: “Налоги - цена цивилизованного общества”. В ней выражена мысль о прямой связи оптимальной налоговой системы с общественным прогрессом, экономической и социальной сбалансированностью в обществе.

     Вопросы  правового регулирования налогообложения  в настоящее время относятся  к числу наиболее актуальных  в экономической и социальной жизни 
Российского государства. Для последнего времени характерно существенное изменение налогового права. Это касается структуры и общего содержания налогового права, а также его норм в отдельности.

     Любое государство,  преследуя цели пополнения казны и другие задачи, стремится разнообразить вводимые налоги. Если обратится к истории 
Российского государства (до 1917 г.), а именно к ее налоговой системе, то можно встретить немалое число налогов, уплачиваемых населением. Среди них, личный налог, подушная подать, несколько имущественно-подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.

     В Российской  Федерации также как и во  всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в налоговом законодательстве обобщенным термином - физические лица. Система налогообложения физических лиц претерпела существенное изменение в 1992 г. При сохранении наиболее крупного - подоходного налога были отменены некоторые ранее установленные налоги. Среди них были, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу, сельскохозяйственный налог, налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен новыми налогами.

     Налоги, взимаемые  государством с населения, выполняют  все функции, свойственные налогам вообще.

     В действующую  с 1992 г. систему налогов с  физических лиц по законодательству  РФ входят: подоходный налог, налог  на имущество, налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  или дарения, налог на приобретение  иностранных денежных знаков. Помимо них также уплачиваются целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие зачисляемые в дорожные фонды; налог на операции с ценными бумагами; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются в соответствующих случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

     Налог на  доходы физических лиц - наиболее  значительный и по суммам поступлений,  и по кругу плательщиков из  числа прямых налогов с населения. 
Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.

     Подоходный налог - один из главных налогов в современных государствах. 
Он возник в условиях капиталистического общества XVIII-XIX вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов разных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссудный процент и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение, требовавшее налоговой реформы с целью снижения налогового бремени, а также другие факторы.

     Налоги  являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

     Проведение  рыночных преобразований в России  невозможно без создания эффективной  системы налогообложения. Проблемы  бюджета, бюджетного процесса  неразрывно связаны с налоговой  системой.

     Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

     Участвуя  в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

     Кроме общественного  содержания, налоги имеют материальную  основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

     Налоги  составляют значительную долю  в доходной части бюджетов  различных уровней. Зачисление  налоговых поступлений в бюджеты  разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

     В условиях  рыночной экономики налоги выполняют  четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

     Функции  налогов:

1. Фискальная функция,  т.е. обеспечение государства  необходимыми ресурсами.

     С помощью  данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная  функция. С помощью налогов  происходит распределение и перераспределение  национального дохода, и создаются  условия для эффективного государственного  управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, расширяя или  уменьшая платежеспособный спрос населения.

     Экономический  механизм системы налогообложения  может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно- технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

3. Регулирующая функция.  Регулирующая функция налогов  реализуется путем:

- регулирования дохода  и прибыли юридических и физических  лиц;

- стимулирования роста  производства товаров или сдерживания  их, стимулирования инвестиций, проведения  мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4. Контрольная функция.  При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

     Налоговая  система базируется на ряде  принципов налогообложения, основными  из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством.

2. Справедливость налогообложения  - каждое физическое и юридическое  лицо должно платить налоги  в зависимости от получаемой  прибыли, дохода.

3. Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения  - один и тот же объект налогообложения  у каждого субъекта может быть  обложен налогом одного вида  только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения.  При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Нейтральность налогов  - налоги не должны вредить  деятельности предприятий и жизнедеятельности  граждан.

7. Простота, доступность  и ясность налогообложения. Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.

8. Применение наиболее  оптимальных форм, методов и сроков  уплаты налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Информация о работе Налоговая политика в России