Налоговая политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание

Формирование налоговой политики зависит прежде всего от роли государства в управлении и регулировании социально-экономическими процессами в обществе. По мере развития рыночных отношений роль государства не только не уменьшается, но и возрастает. Особенно это актуально теперь, когда экономика республики переживает достаточно сложный период. Кроме того, активное государственное вмешательство особенно необходимо для защиты интересов отечественных товаропроизводителей на мировом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……2
1. Налоговая политика как элемент государственного регулирования национальной экономики..........................................................................……….3
2. Роль налогов в государственном регулировании
экономики…………………………………………………………………….……9
3.Налоговая нагрузка на экономику – показатель эффективности налоговой политики:
3.1. Проблемы оптимизации налоговой нагрузки на экономику……………..18
3.2. Характеристика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы…………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

Введение……………………………………………………………………...……2

1. Налоговая политика как элемент государственного регулирования национальной экономики..........................................................................……….3

2. Роль налогов в государственном регулировании
экономики…………………………………………………………………….……9

3.Налоговая нагрузка на экономику – показатель эффективности налоговой политики:

3.1. Проблемы оптимизации налоговой нагрузки на экономику……………..18

3.2. Характеристика налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь…………………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников и литературы…………………………...34

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование налоговой политики зависит прежде всего от роли государства в управлении и регулировании социально-экономическими процессами в обществе. По мере развития рыночных отношений роль государства не только не уменьшается, но и возрастает. Особенно это актуально теперь, когда экономика республики переживает достаточно сложный период. Кроме того, активное государственное вмешательство особенно необходимо для защиты интересов отечественных товаропроизводителей на мировом рынке.

Именно совершенствование налоговой политики рассматривается сейчас как одна из первоочередных мер для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики.  Поэтому  налоговая система республики постоянно подвергается многочисленным корректировкам с целью снижения налоговой нагрузки на товаропроизводителей, стимулированию развития производства. Создаются, также, предпосылки для технического перевооружения и модернизации экономики, повышения конкурентоспособности отечественной продукции; стимулируются приоритетные сферы производства, экспортный потенциал, привлечение инвестиций, регулируются процессы занятости и т.д.

 


1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рыночной системе фактически предполагается наличие государства как гаранта выполнения взаимных обязательств, которые берут на себя свободно взаимодействующие индивиды. Отсутствие правового порядка парализовало бы "невидимую руку" рынка.

Более широкое понимание роли государства становится необходимым, когда в поле зрения попадают макроэкономические процессы. Возникают вопросы, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики и т.д. Сбои в функционировании рыночного хозяйства обуславливают необходимость государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В качестве национальной модели развития Республики Беларусь определена социально-ориентированная рыночная экономика, которая призвана сочетать социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления.

Основой построения социально-ориентированной рыночной экономики являются принципы экономической политики, сформулированные немецким экономистом В.Ойкеном. Эти принципы были положены в основу так называемого рыночного хозяйства, разработку концепции которого связывают с именем видного экономиста и канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.[1]

Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Термин же "социальный" означает, что рыночное хозяйство

      в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает предпосылки "благосостояния для всех", и предоставляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;

      должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они согласно ценностным представлениям общества "не являются достаточно "социальными"".

Одними из основных целей социального рыночного хозяйства являются социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, что прежде всего означает справедливое распределение доходов.

В соответствии с Декларацией социального прогресса и развития, провозглашенной резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, основным инструментом справедливого распределения и перераспределения доходов для содействия социальному прогрессу выступают государственные расходы и налоговая система.

Так, за счет государственного бюджета осуществляется финансирование социально-экономических, организационно-правовых и других мероприятий.

Помимо прямого финансирования из бюджета государство прибегает к использованию косвенных методов регулирования экономики и социальных процессов. Аккумулирование финансовых ресурсов в бюджете для выполнения общегосударственных программ происходит преимущественно посредством налогообложения.

Таким образом, основным инструментом экономической политики является налоговая политика.

В современных условиях рыночно ориентированной системы налоги призваны выполнять следующие функции:

1) стимулирующую -  создавать  предпосылки для повышения деловой       активности (увеличение необходимых объемов производства, его об­новление,  увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и пе­ремещения иностранных инвестиций.  На уровне внешнеэкономической деятельности - для  развития  разнообразных  форм международных связей, оговоренных в действующих международных договорах и сог­лашениях;   

2) регулирующую - целенаправленно воздействовать на темпы эконо­мического роста,  структурную перестройку  общественного производства,  накопление денежного капитала,  инфляцию, движение инвестиций,  занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;

3) фискальную -  формировать  ресурсы государства,   территорий ( республик,  областей, районов) и местных органов власти для фи­нансирования соответствующих расходов.  Данная функция  призвана способствовать  огосударствлению части национального дохода и создавать материальные основы функционирования  государства.  На уровне внешнеэкономической деятельности - обеспечивать поступле­ния в государственный и местные бюджеты той части  национального дохода, которая формируется и реализуется в сфере внешнеэкономической деятельности;

4) распределительную -   перераспределять   доходы между госу­дарственным и местными бюджетами,  перераспределять национальный доход, распределять налоговое бремя между социальными группами.

5) контрольно-учетную -  учитывать  использование  экономических ресурсов,  доходов  фирм  и домохозяйств,  объемов производства, направления и размеры движения  финансовых  потоков;

6) ограничительную - сдерживать развитие или  размещенные  произ­водства некоторых видов продукции, защищать определенные отрасли посредством ограничения импорта товаров.[2]

Правительства для реализации данных функций используют разно­образные формы и виды налогов, которые образуют целостную систе­му.

В условиях  рыночной  экономики  налоговая  система выступает основой финансово-кредитного механизма государственного  регули­рования.  Она представляет собой сложное эволюционное,  социаль­но-правовое образование.  Налоговая система - это законодательно закрепленная  совокупность  налогов,  принципов  их построения и способов взимания.

Национальные налоговые  системы  отражают этапы становления и развития экономики и государства.  Поэтому налоговые системы су­щественно отличаются друг от друга по набору налогов, фискальным полномочиям различных  уровней  власти,  налоговой  базе,  сфере действия налогов и т.д.

Вместе с тем существуют общие черты и организационные принци­пы формирования  налоговых  систем,  налоговый  инструментарий, включающий субъекты,  объекты, источники обложения, ставки нало­га,  способы взимания и методы оценки налогов,  их формы и виды, структурное построение, разнообразные классификации и институци­ональное оформление.

Впервые четыре основных принципа налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходам;

2) Налог, который уплачивает отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа и т.д. );

3) Налог должен взиматься в удобное для плательщика время и наиболее удобным плательщику способом;

4) Система налогообложения должна быть как можно более экономичной.

Принципы, сформулированные А. Смитом, получили развитие в трудах Д. Рикардо, Дж. Милля, Ж. Сэя, С. Сисмонди. На современном этапе общие черты и принципы формирования налоговых систем отражают экономические,  политические и социальные требования.  К ним от­носятся:

1) обязательность -  это принудительность и неизбежность изъятия налогов для финансового обеспечения государства и местных  орга­нов власти;

2) равномерность и справедливость по отношению ко всем налогоп­лательщикам.  Налоговая система должна обеспечивать горизонтальное (индивиды,  находящиеся в одинаковых условиях,  должны облагаться по одинаковым правилам) и вертикальное (индивиды, находя­щиеся в лучших экономических  и  естественных  условиях,  должны платить более высокие налоги) равенство;

3) всеобщность - охват всех субъектов,  располагающих  доходами;

4) административная простота. Налоговая система должна быть простой, понятной для каждого налогоплательщика и лиц,  занимающихся  сбором  налогов;  административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового  законодательства должны  быть минимальными в налоговых  доходах государства, затраты плательщиков - превышать административные издержки;

5) гибкость. Налоговая  система должна реагировать на изменения экономических,  социальных и политических  условий, подчиняться решению  национальных  проблем  в  целях стабилизации и экономического роста;

6) стабильность - устойчивость видов, ставок и льгот во времени;

7) эффективность. Налоговая система не должна нарушать эффектив­ное распределение ресурсов;

8) прогрессивность или пропорциональность обложения;

9) необлагаемый минимум доходов;

10) платежеспособность.  Обложению должен подлежать определенный объект -  доход,  имущество,  прибыль,  заработная  плата и пр.;

11) достаточность. Налоговые поступления должны покрывать необходимые государственные расходы;

12) группировка налогов. Построение и применение в практической деятельности разнообразных классификаций  налогов;

13) введение многообразных форм налогов, основанных на обложении потоков доходов и расходов,  возникающих в процессе производства и обращения товаров , накопленного богатства;

14) механизм изъятия   налогов   (через   систему   цен  или  не­посредственно через доход);

15) политическая ответственность.  Построение  налоговой  системы должно отражать общественные предпочтения. Налоги не должны предопределять  принятие экономических решений.[3]

 

 

 

 

2. РОЛЬ НАЛОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ.

 

Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функциями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятельности — задача сложная, к тому же противоречивая: для государства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика — минимизация налоговых изъятий. Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

Информация о работе Налоговая политика РБ