Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;
- рассмотреть налоговое бремя в зарубежных странах;
- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;
- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;
- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.

Содержание

Введение
3
Теоретические основы налоговой нагрузки

1.1. Реформирование налоговой системы РФ
5
1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах
8
1.3. История изучения налоговой нагрузки
11
2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях
26
2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица
16
2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ
21
3. Совершенствование налоговой системы РФ с целью снижения налогового бремени на российские предприятия

3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ
26
3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста
29
3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость

33
Заключение
37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА ПРЕДПРИЯТИЕ И СПОСОБЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

  1. Теоретические основы налоговой нагрузки
 

1.1. Реформирование налоговой системы РФ

5

1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах

8

1.3. История изучения налоговой  нагрузки

11

2. Методологические и практические основы расчета налоговой нагрузки российских предприятий в современных экономических условиях

26

2.1. Способы расчета налогового бремени юридического лица

16

2.2. Оценка налоговой нагрузки в РФ

21

3. Совершенствование налоговой  системы РФ с целью снижения  налогового бремени на российские  предприятия

 

3.1. Основные направления реформирования налоговой системы РФ

26

3.2. Налоговая оптимизация как фактор экономического роста

29

3.3 Снижение налоговой нагрузки с помощью оптимизации налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость

 

33

Заключение

37

Список использованных источников

40


 

 

Введение

 

Исторические факты свидетельствуют, что финансовая наука исследовала  не только проблемы налогообложения  и влияния налогов на народное хозяйство, но и изучала вопрос об обременительности налогообложения. Данной проблеме на современном этапе также уделяется большое внимание.

Предприятие как налогоплательщик постоянно должно уплачивать налоги со своих доходов. Это его обязанность. Но зачастую эти налоги повисают тяжким бременем из-за неэффективного метода их планирования и оптимизации.

Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических налоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих, базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской экономики. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России.

Предлагаемая Правительством РФ рационализация налоговой системы, усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную  сферу капиталов, ушедших в безналоговый оборот или вывезенных в последние  годы за границу.

На сегодняшний день существует достаточно много альтернативных проектов рационализации налогообложения, выдвигаемых  учеными, государственными структурами, представителями бизнеса.

Вопросы оценки налоговой нагрузки и ее оптимизации требуют постоянного совершенствования ввиду нестабильного налогового  законодательства, меняющихся экономических условий хозяйствования и форм налогового стимулирования.

Предлагаемые изменения  и дополнения в бюджетную и  налоговую политику Российской Федерации  направлены на продолжение налоговой  реформы в части построения на территории Российской Федерации стабильной и эффективной налоговой системы путем снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, сокращения количества налогов и унификации режимов их исчисления и уплаты, улучшения налогового администрирования, повышения уровня собираемости налогов.

Все это обуславливает  актуальность темы.

Целью написания курсовой работы является рассмотреть методы снижения налоговой нагрузки организаций в современных условиях хозяйствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:

- раскрыть теоретические основы налоговой нагрузки как объекта налогового планирования на предприятии;

- рассмотреть налоговое  бремя в зарубежных странах;

- рассмотреть существующие методики оценки налогового бремени на предприятии;

- оценить налоговое бремя российской экономики в целом и Курской области в частности;

- выработать пути оптимизации налоговой нагрузки предприятий Российской Федерации.

Объект исследования - система  налогообложения организаций.

Предмет исследования - налоговая нагрузка организаций и пути ее снижения в условиях рыночной экономики. Информационной базой при исследовании послужили официальные данные ФНС РФ, статистические данные.

В качестве теоретической  и методологической основы исследования выступают нормативные и законодательные  акты, инструкции работы ФНС России по Курской области, а также работы российских и зарубежных ученых в  области налогового планирования.

 

 

    1. Теоретические основы налоговой нагрузки

 

    1. Реформирование налоговой системы РФ

 

За последние годы в  России был проведен ряд налоговых  реформ, к позитивным результатам  которых следует отнести некоторое  снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль  организаций - до 20%, НДС - до 18%, налога на доходы физических лиц - до 13%, ЕСН - до 26%).

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных  налогов, достигнуто определенное упрощение  налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в  порядке наследования и дарения.

Положительным результатом  налогового реформирования также является введение специальных налоговых  режимов в виде упрощенной системы  налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для  сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения  и администрирования.

Однако российской налоговой  системе присущи следующие недостатки:

  • фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;
  • значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность  нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых  органов. В условиях перманентной налоговой  реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

Кроме того, сложившаяся  система налогообложения постоянно  вытесняет капиталы из производственного  сектора, не позволяя развиваться нормальному  инвестиционному процессу, так как  блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход. В  результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном  потоке иностранного капитала. Формирование налоговой политики России, результатом которой стала радикальная реорганизация налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:

  • налоговая система ведущих западных стран является образцом эффективности и стимулирующего воздействия на экономическое развитие;
  • при ее копировании она окажется столь же эффективной и стимулирующей и для российских условий;
  • конечным итогом и целью формирования налоговой системы России является принятие Налогового кодекса.

В соответствии с этими  убеждениями в российские условия  были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы: массовое декларирование доходов гражданами (хотя в западных странах получатели мизерных доходов не только не подают декларации, но и вообще не признаются плательщиками подоходного налога); НДС (бремя которого в российском варианте, в основном, возлагается  на производственные предприятия); система широкого социального обеспечения (с невероятно высокими, даже по западным меркам, ставками социальных налогов и сборов) и налог на прибыли корпораций (значение которого в большинстве западных стран сейчас сознательно и целенаправленно снижается и который в ряде ведущих странах мира хотят просто отменить).

Между тем по своим внешним  параметрам и составу налогов  российская система налогообложения  в значительной степени копирует западные модели, а там налоги отнюдь не рассматриваются как фактор подавления рыночной активности граждан и организаций. В чем же причины такого расхождения?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, сравнить экономическую  ситуацию в России и в странах  Запада и, во-вторых, обратить внимание на те черты и особенности налоговой политики в западных странах, которые, видимо, ускользнули от внимания тех, кто готовил современное налоговое законодательство России.

Не требует особых доказательств  тот факт, что одни и те же виды налогов по-разному проявляют  себя в различных экономических  условиях и для разных экономических  субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс  населения, получающий доходы в основном легальными путями – большей частью в виде зарплаты, перечисляемой безналичным  путем на банковские счета граждан. Кроме того, в большинстве западных стран доходы населения относительно стабильно растут, в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие ставки налогов  оправданны ситуацией и функционально  используются властями как средство «охлаждения» рынка и сокращения избыточного спроса.

Сегодня, в проводимой в  нашей стране налоговой политике, остаются в силе (в ущерб экономическому и социальному развитию) две основные тенденции налогообложения: концентрация налоговых сборов в сфере материального  производства и несправедливое распределение  общего налогового бремени между  получателями особо низких и особо  высоких доходов. В этом отношении  налоговые органы Российской Федерации  заметно отходят от западной модели налогообложения, которая носит ярко выраженный социальный характер и сохраняет акцент на повышенном обложении «незаработанных» и «непроизводственных» доходов.

 

 

1.2 Налоговое бремя в России и в зарубежных странах

 

Представляет интерес  сравнительный анализ структуры  налогового бремени в России и  в зарубежных государствах. Так, например, налог на прибыль в развитых странах  колеблется в пределах 30 – 40% (в России – 20%); НДС – 10 - 20% (в России – 18%); социальный налог с работодателей - от 8 до 40% (в России – 26%); подоходный налог - с 30 до 60% (в России - 13% с плоской шкалой).

Следует отметить, что практически  во всех странах в налогах на доходы физических лиц учитываются убытки прошлых лет. Разрешается налогообложение  на совокупный доход супругов, доходы от владения имуществом включаются в  совокупный доход, вычитаются суммы  взносов на обязательное страхование  и т.д.

К примеру, в ряде зарубежных государств, налог на имущество физических лиц учитывает затраты, возникающие  в связи с владением имуществом. Этот налог взимается по единой ставке (Германия, Бельгия и др.) или прогрессивной (Швеция, Финляндия, Норвегия и др.). Величина налога – от 0,01 до 3%.

Необходимо отметить, что  общемировой тенденцией является снижение налогового бремени.

Принимая во внимание тот  факт, что Россия является не первой страной, строящей рыночную экономику, при формулировании концепции налоговой  реформы представляется целесообразным использовать опыт стран Европы, Азии, Америки, достигших наибольших успехов. Сегодня общепринятыми в этих странах являются следующие принципы построения системы налогообложения:

  • налоги должны быть по возможности минимальны;
  • минимальны, или точнее, минимально необходимы должны быть и затраты на их взимание;
  • налоги не должны препятствовать конкуренции;
  • налоги должны соответствовать структурной политике государства в экономической сфере;
  • налоги должны быть нацелены на справедливое распределение доходов;
  • налоговая система должна исключать двойное налогообложение.

Если сравнить ситуацию в  России с другими странами, то мы увидим, что практически во всех случаях налоговые реформы за рубежом проводились «плановым» порядком, при достижении высокого уровня консенсуса в обществе и не сопровождались сменой политического  режима или государственного устройства. Все эти реформы долго готовились, их проведению сопутствовали условия  сравнительно стабильной экономики, любые  изменения в налоговом законодательстве тщательно отрабатывались и отшлифовывались, при обязательном привлечении к  этому процессу представителей налогоплательщиков и практикующих налоговых юристов, что затем и сказалось на успешной и достаточно гладкой адаптации  к налоговым новшествам всех участников налоговых отношений.

Информация о работе Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее снижения в условиях рыночной экономики