Налогообложение природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:41, статья

Описание

В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, главным образом посредством доработки Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение природных ресурсов.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)
 

Налогообложение природных ресурсов 

    В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов  и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства  и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, главным образом посредством доработки Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).

    Действующее законодательство Российской Федерации  о недрах включает раздел платы при пользовании недрами, который носит рамочный характер и не дает достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.

    Вместе  с тем согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

    Проект  главы "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ приведен в соответствие с частью первой Кодекса, то есть в  нем содержатся все элементы налогообложения.

    Порядок исчисления и уплаты налога основывается на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.

    При подготовке главы "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ большое  внимание уделялось определению  размера ставок по минерально-сырьевым ресурсам и установлению ставок по нефтедобывающим отраслям.

    Были предложены несколько вариантов главы "Налог на добычу полезных ископаемых".

    Один  из вариантов готовился специалистами  Минэкономразвития России и МНС  России и предполагал использование  различных коэффициентов при  определении ставки налога на добычу полезных ископаемых, таких как:

    - коэффициент выработанности запасов  (К1);

    - коэффициент сложности геологического  строения (К2);

    - коэффициент районирования (К3);

    - коэффициент дебитности (К4);

    - коэффициент качества сырья (К5);

    - коэффициент экономических условий (К6), рассчитываемый как отношение средней за налоговый период цены Дайтинг Бренд к показателю, установленному НК РФ.

    Предполагалось  установить базисную ставку на углеводороды (Сб), равную 21%.

    С учетом того, что налоги при пользовании  недрами несут в себе фискальную направленность, предлагалось производить расчет конкретной ставки (Сн) по месторождению (лицензионному участку) согласно формуле:

    для углеводородов: Сн = Сб х К1 х К6 х (К2 + К3 + К4 + К5) / 4;

    для прочих полезных ископаемых: Сн = Сб х  К1 х (К2 + К3) / 2.

    Таким образом, предпринималась попытка  выполнить требования, вытекающие из базового Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О  недрах" о необходимости учета  горно-геологических и экономико-географических условий при введении налогов  на конкретные месторождения.

    Однако  данные коэффициенты вызывали много  вопросов: почему необходимо использовать именно такие коэффициенты, почему не применять коэффициенты, установленные  постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 165 "Об утверждении методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат", в том числе коэффициент извлечения нефти (КИН), обводненность добываемой продукции и т.д.

    Кроме того, возникли опасения, что некоторые  из этих коэффициентов станут причиной неэффективной разработки месторождений, приведут к злоупотреблениям при применении понижающих коэффициентов и помешают администрированию. В ходе неоднократных встреч с нефтяниками, геологами и другими специалистами выдвигалось предложение ввести плоскую шкалу налогообложения с одним только поправочным коэффициентом - экономическим, используемым фактически для борьбы с трансфертным ценообразованием.

    Соответствующее решение было принято на уровне Правительства  РФ, и новый вариант проекта  Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", доработанный Минфином России (согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами), был представлен на рассмотрение Государственной Думы.

    Указанный проект Федерального закона был прежде всего направлен на разработку главы "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ.

    Указанным проектом Федерального закона в налоговую  систему Российской Федерации взамен существующих в настоящее время платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть вводится налог на добычу полезных ископаемых и устанавливаются единые налоговые ставки по каждому виду полезных ископаемых.

    Одновременно предполагается отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть и газовый конденсат. В целом, предлагаемая глава "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ базируется на сложившейся системе взимания платежей при пользовании недрами, что обеспечивает простоту применения новых норм.

    Ставки  налога на добычу полезных ископаемых установлены с учетом части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемой в бюджетную  систему Российской Федерации (50-60% в зависимости от вида полезных ископаемых), среднесложившейся ставки платы за недра по действующей системе, а при добыче нефти - с учетом ставки акциза.

    Налоговые ставки по всем видам минерально- сырьевых ресурсов устанавливаются (для целей  налогообложения) в процентах от стоимости добытых ресурсов, а по нефти на период 2002-2004 годы - в рублях за тонну добытой нефти, с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.

    При этом предусматривается корректировка  налоговой ставки по нефти с применением коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, что позволит обеспечить гибкость налогообложения в случае резкого изменения конъюнктуры мирового рынка. Таким образом, действует принцип: низкие цены на нефть ведут к снижению налоговой нагрузки, при высоких ценах на нефть налоговая нагрузка увеличивается, но остается в разумных пределах.

    Эта мера фактически была принята для  борьбы с применяемыми нефтяными  компаниями трансфертными ценами.

    В настоящее время цены минерального сырья, которые применяются для исчисления суммы налогов при пользовании недрами, значительно отличаются от цен "свободного" рынка, в результате чего создаются неравные условия хозяйствования и (или) ущемляются интересы хозяйствующих субъектов. В бюджеты недопоступают значительные средства, а у некоторых компаний появляются незаслуженные сверхприбыли. Статьи 20 и 40 НК РФ не позволяют в настоящее время применять для целей налогообложения рыночные цены. Поэтому временно (2002-2004 гг.) налог на добычу будет взиматься в абсолютных рублях с тонны добытой нефти. По истечении этого периода предполагается внести изменения в указанные статьи НК РФ, что позволит урегулировать вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием и предусмотреть возможность взимания налога в адвалорных ставках с 1 января 2005 года.

    Следует отметить, что предлагаемые изменения  и дополнения предполагают применение для целей налогообложения рыночных цен, увеличивая тем самым налоговую  базу по платежам при пользовании  недрами и, соответственно, бюджетные поступления.

    В ряде случаев предусматривается  установление нулевой ставки налога при добыче полезных ископаемых.

    Отмена  отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы освобождает добывающие организации  от осуществления финансирования геолого-разведочных работ в принудительном порядке. Действующий порядок зачастую порождает неэффективное распределение затрат на геолого-разведочные работы.

    Благодаря включению затрат на геолого-разведочные  работы в состав затрат по налогу на прибыль компании смогут самостоятельно планировать в этой части состав и структуру геолого-разведочных работ в соответствии с их наиболее перспективными направлениями.

    Одновременно  рассматривается вопрос о целевом  выделении в федеральном бюджете  сумм на геолого-разведочные работы согласно федеральным программам геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

    Ко  времени второго чтения в Государственной  Думе глава поменяла не только нумерацию: с 27 она стала 26, - но претерпела содержательные изменения. Прежде всего принято решение, что необходимо уйти от понятия "первый товарный продукт", хотя по действующему Федеральному закону от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" ставки отчислений на ВМСБ устанавливаются от стоимости первого товарного продукта, и поэтому в представленном правительственном варианте главы для определения налоговой базы использовалось понятие "первый товарный продукт".

    Так, в частности, налоговая база определялась как стоимость добытых полезных ископаемых.

    Количество  добытых полезных ископаемых определялось как количество первого товарного  продукта добытого полезного ископаемого.

    Стоимость добытого полезного ископаемого  определялась как стоимость первого  товарного продукта добытого полезного  ископаемого.

    Было  несколько статей по определению  количества и стоимости первого  товарного продукта добытого полезного  ископаемого.

    Первый  товарный продукт определялся отдельно в отношении каждого полезного  компонента, содержащегося в добытом  из недр минеральном сырье (извлеченного из отходов, потерь).

    Была  также специальная статья по определению  даты получения первого товарного  продукта, это:

    - день поступления товарного продукта  на склад готовой продукции  (складирования) после первичной  обработки (подготовки) добытого минерального сырья;

    - день отгрузки товарного продукта  получателю (при совершении операций  по реализации товара или иных  операций, не признаваемых реализацией  товара) либо день передачи на  дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) без помещения на склад готовой продукции;

    - день подачи товарного продукта  в магистральный трубопровод  или в сеть получателю;

    - день направления товарного продукта  на собственные технологические  и производственные нужды.

    Однако  Государственная Дума приняла решение уйти от понятия "первый товарный продукт". В принятой главе НК РФ полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого ископаемого - стандарту организации (предприятия). Таким образом, вводится понятие для целей налогообложения - стандарт качества добытого сырья.

    Кроме того, принимается решение повысить ставки практически по всем полезным ископаемым и изменить ставку и экономический  коэффициент, применяемый по нефти в первые три года. Ставки стали более дробными. Предполагалось налогообложение производить по следующим налоговым ставкам (в скобках приведены принятые Государственной Думой ставки):

    1) 2,5 (3,8)% при добыче следующих полезных  ископаемых:

    калийные  соли;

    торф (4);

    2) 3% при добыче следующих полезных  ископаемых:

    черные  металлы (4,8);

Информация о работе Налогообложение природных ресурсов