Налогообложение прибыли коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание

В настоящее время некоторые исследователи в области налогового права полагают, что налоговая правосубъектность - один из видов отраслевой правосубъектности, которой наряду с общими чертами присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ:
Субъекты налоговых правоотношений………………………………4-7
1.2Обязанности банков…………………………………………………….7-17
2 ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ:
2.1 О наличии счетов в банку и об остатках средств на счетах…………………………………………………………………………18-19
2.2 Об операциях на счетах по вопросам налоговых органов………....19-25
2.3 Порядок формирования и направления банком сообщения об
открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента….25-28
2.4 Порядок контроля территориальным учреждением транспортных файлов банка………………………………………………………………………....28-29
2.5 Работа банков с квитанциями и извещениями, поступающими от уполномоченного налогового органа…………………………………….29-33
3.Налог на прибыль банков и его элементы:
3.1 Объект налогообложения……………………………………………..34-38
3.2 Налоговая база………………………………………………………...38-39
3.3 Налоговая льгота………………………………………………………39-42
3.4 Налоговый период…………………………………………………….42-43
3.5 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет………………………….43-46
Заключение…………………………………………………………………47-48
Список использованной литературы……………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ,ИНВЕСТИЦИИ И КРЕДИТ» 
 

 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Налоги и налогообложение »

тема: «Налогообложение прибыли коммерческих банков» 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила:

                                                                        Студ-ка группы Ф-391

                                  Семенова О.А.

                                                                        Проверила:

                                                                   д.э.н., профессор  Докальская В.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел-2012 
 

                                Содержание                                                          стр 

Введение……………………………………………………………………..3

1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ:

    1. Субъекты  налоговых правоотношений………………………………4-7

1.2Обязанности банков…………………………………………………….7-17

2 ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ:

2.1 О наличии счетов в банку и об остатках средств на счетах…………………………………………………………………………18-19

2.2 Об  операциях на счетах по вопросам налоговых органов………....19-25

2.3 Порядок  формирования и направления банком  сообщения об 

открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента….25-28

 2.4 Порядок контроля территориальным учреждением транспортных файлов банка………………………………………………………………………....28-29

 2.5 Работа банков с квитанциями и извещениями, поступающими от уполномоченного налогового органа…………………………………….29-33

 3.Налог на прибыль банков и его элементы:

 3.1 Объект налогообложения……………………………………………..34-38

3.2 Налоговая база………………………………………………………...38-39

 3.3 Налоговая льгота………………………………………………………39-42

 3.4 Налоговый период…………………………………………………….42-43

 3.5 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет………………………….43-46

 Заключение…………………………………………………………………47-48

 Список использованной литературы……………………………………..49 
 

         
 
 
 

Введение 

    В настоящее время некоторые исследователи  в области налогового права полагают, что налоговая правосубъектность - один из видов отраслевой правосубъектности, которой наряду с общими чертами  присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них.

       Наличие налоговой правосубъектности у организации является непременным условием установления правовых связей между ней (организацией) и соответствующими публичными субъектами права в конкретных налоговых отношениях. При этом под налоговой правосубъектностью организации, следует понимать признаваемую законом способность быть самостоятельным субъектом - участником общественных отношений, регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговые права и обязанности .

       Налоговая правосубъектность - это социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. Известный ученый И.И. Кучеров выделяет следующие отличительные признаки налоговых правоотношений:

    - имеют место исключительно в  сфере налогообложения;

    - возникают, прекращаются и изменяются  на основе норм налогового  права;

    - носят публичный характер;

    - складываются по поводу денежных средств;

    - обязательной стороной в них  выступает государство (муниципальное  образование) в лице налоговых  или финансовых органов. 
 
 

1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

    1.1 Субъекты  налоговых правоотношений

    Определение направленности налоговых правоотношений позволяет выявить и специфику их объектов. Под объектом правоотношения понимают то, на что оно направлено и оказывает воздействие.

    Не  углубляясь в анализ объекта налоговых  правоотношений, отметим, что ряд  авторов рассматривают в качестве объекта налогового правоотношения не сам налог , а направленное на налоговое изъятие части принадлежащего налогоплательщику имущества поведение участников данного отношения . По мнению И.И. Кучерова, объектом налогового правоотношения является то, на что направлено поведение его участников .

    Субъект правоотношения, в том числе и  налогового, характеризуется не индивидуальными, а особенными признаками, которые  являются обобщением свойств конкретных их участников. Таким образом, субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях: налогоплательщики, налоговые агенты, свидетели и т.д. Участниками же налоговых правоотношений являются конкретные физические лица и организации, выступающие в этих ролях.

    Следовательно, субъектами налоговых правоотношений являются физические лица и организации, реализующие в них свою специальную  правосубъектность, т.е. участвующие  в определенных видах налоговых  правоотношений.

    Устанавливая  налоговые права и обязанности, государство вовлекает различных субъектов в механизм налогообложения, предопределяя возможность и необходимость их фактического взаимодействия в рамках возникающих при этом отношений. В правоотношении такое взаимодействие осуществляется в соответствии с принадлежащими участникам субъективными правами и обязанностями. Субъективные права и обязанности М.В. Кустова, О.А. Ногина и Н.А. Шевелева определяют в качестве юридического содержания налогового правоотношения .

       Краткий анализ налогового правоотношения позволяет выделить особенности налоговой правосубъектности коммерческих банков, поскольку, как отмечают некоторые исследователи , банки являются основными звеньями бюджетного и налогового механизма.

    С участием банков в бюджетно-налоговой  сфере складываются следующие правоотношения:

    1) "банк - государство" - публичные  отношения (налоговые, бюджетные);

    2) "налогоплательщик - государство" - налоговые правоотношения;

    3) "налогоплательщик (клиент) - банк" - отношения гражданско-правового  характера.

    Статус  банков по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Однако банки в рамках налоговых отношений обладают и правами, такими как право защиты своих интересов, право возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов и др.

    Анализ  научной литературы по данной проблематике позволяет отметить, что определение  роли банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие  от небанковских кредитных организаций) исходит из того, что банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют банкам выступать налогоплательщиками и налоговыми агентами.

    Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и, соответственно, крупнейшими налогоплательщиками. Так, например, автор книги "Швейцарское финансовое право и международные стандарты" П. Нобель указывает, что "самый значительный вклад вносит банковский сектор: он обеспечивает наибольшее количество рабочих мест, наибольшие налоговые поступления, создает наибольшую долю валового внутреннего продукта" .

    Банки обременены обязанностями по уплате налогов и сборов, т.е. выступают налогоплательщиками, исполняют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов и сборов, т.е. обладают функциями налоговых агентов, контролируют соблюдение клиентами кассовых операций.

    Вместе  с тем следует отметить, что  законодательное определение налогового агента отражает те специфические черты, которые ему присущи, а именно выполнение функций по исчислению, удержанию и перечислению налогов. В этой связи отмечается, что законодательное определение не в полной мере отражает специфику налоговых агентов, не позволяет отграничить их от налогоплательщиков. В частности, обязанности по исчислению возлагаются на налогоплательщиков, а перечисление налоговым агентом суммы налогов, по сути, аналогично уплате налогов. Кроме того, в определении налогового агента не нашли должного отражения другие обязанности этих субъектов. Заметим, что указание в ст. 24 НК РФ на основные функции налоговых агентов является достаточным для отграничения их от других субъектов налоговых правоотношений, в том числе налогоплательщиков. При этом заметим, что в соответствии с упомянутой статьей налоговые агенты обязаны:

    1) правильно и своевременно исчислять,  удерживать из денежных средств,  выплачиваемых налогоплательщиками,  и перечислять налоги в бюджетную  систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

    2) письменно сообщать в налоговый  орган по месту своего учета  о невозможности удержать налог  и о сумме задолженности налогоплательщика  в течение одного месяца со  дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

    3) вести учет начисленных и выплаченных  налогоплательщикам доходов, исчисленных,  удержанных и перечисленных в  бюджетную систему Российской  Федерации налогов, в том числе  по каждому налогоплательщику;

    4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

    5) в течение четырех лет обеспечивать  сохранность документов, необходимых  для исчисления, удержания и перечисления налогов .

    1.2 Обязанности банков.

       Основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

    Следует отметить, что в п. 1 ст. 60 НК РФ закреплено положение, согласно которому установлена обязанность банка на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Ранее действовавшая редакция ст. 60 НК РФ не содержала указания "на соответствующий счет Федерального казначейства".Поправку, внесенную в п. 1 ст. 60 НК РФ, по мнению специалистов , следует рассматривать в системной связи с поправками, внесенными в ст. 45 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Напомним, что в пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ закреплено, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств обязанность по уплате налога считается исполненной.

Информация о работе Налогообложение прибыли коммерческих банков