Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
             изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
             оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
             проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
             представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
             определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА     ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы   налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В 2010 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 7 трлн. 695,8 млрд. руб. налогов. Это на 22,4% больше, чем в 2009 г. и на 3,2% ниже, чем в 2008 году.
       Имущественные налоги поступили в бюджеты регионов в размере 628,2 млрд. руб., что на 10,3% больше, чем в 2009 г. (таблица 2.2.1) и составляют 8,2% от общей суммы налогов и сборов, поступившей в консолидированный бюджет РФ. Структурный состав доходов консолидированного бюджета РФ наглядно представлен на рисунке 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей 
в консолидированный бюджет Российской Федерации 
в 2008-2010 г.
млрд. руб.
  | 2008 год  | 2009 год  | 2010 год  | в % к 2008 году  | в % к 2009 году  | 
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации в том числе:  | 7 948,9  | 6 288,3  | 7 695,8  | 96,8  | 122,4  | 
в федеральный бюджет  | 3 571,9  | 2 502,6  | 3 207,2  | 89,8  | 128,2  | 
в консолидированные бюджеты субъектов РФ  | 4 377,0  | 3 785,7  | 4 488,6  | 102,5  | 118,6  | 
из них:  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
Налог на прибыль организаций  | 2 513,0  | 1 264,4  | 1 774,4  | 70,6  | 140,3  | 
Налог на доходы физических лиц  | 1 665,6  | 1 665,0  | 1 789,6  | 107,4  | 107,5  | 
Налог на добавленную стоимость  | 1038,7  | 1 207,2  | 1 384,0  | 133,2  | 133,2  | 
Акцизы  | 314,7  | 327,4  | 441,4  | 140,3  | 134,8  | 
продолжение таблицы 2.2.1
Имущественные налоги, из них:  | 493,4  | 569,7  | 628,2  | 127,3  | 110,3  | 
налоги на имущество. взимаемые с организаций  | 439,9  | 500,8  | 545,7  | 124,0  | 109,0  | 
налог на имущество физ. лиц  | 10,1  | 15,6  | 15,6  | 154,5  | 100,0  | 
земельный налог с физ. лиц  | 7,8  | 10,6  | 12,5  | 160,3  | 117,9  | 
транспортный налог с физ. лиц  | 35,6  | 42,7  | 54,4  | 152,8  | 127,4  | 
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  | 1 742,6  | 1 080,9  | 1 440,8  | 82,7  | 133,3  | 
Прочие налоги и сборы  | 180,8  | 173,4  | 237,5  | 131,4  | 137,0  | 
Источник:[46]
Рисунок 2.2.1
Поступление налогов, сборов 
в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 г.
Доля налогов на имущество, взимаемых с физических лиц в 2010 году не превысила 1,1% всех налоговых поступлений и сборов консолидированного бюджета РФ.
В местный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа в 2011 году (с учетом крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне) поступило налогов и сборов в сумме 34 306 млн. руб.,
что на 21,3 % превышает поступления за 2009 год (таблица 2.2.2).
Структурный состав доходов местного бюджета складывается следующим образом (рисунок 2.2.2): налог на доходы физических лиц - 81,2%; единый налог, взимаемый в связи с применением УСН – 4,1%;единый налог на вмененный доход - 3,9%; транспортный налог с организаций – 3,2%; земельный налог с организаций – 3,2%; транспортный налог с физ. лиц – 2,8%; налог на имущество физических лиц – 0,9 %; земельный налог с физ. лиц – 0,2%.
Таблица 2.2.2
Поступления налогов и сборов в местные бюджеты ХМАО за 2009-2010 год
млн. руб.
Налог  | 2009 год  | 2010 год  | Темп роста, %  | 
Всего поступило налогов и сборов в бюджет систему РФ по ХМАО  | 817222,7  | 1052599,4  | 128,8  | 
Поступило в консолидированный бюджет ХМАО  | 157810,1  | 168608,8  | 106,8  | 
Поступило в доходы местных бюджетов всего, в том числе:  | 28 280,7  | 34 306, 4  | 121,3  | 
Налог на доходы физических лиц  | 22 922,9  | 27872,2  | 121,6  | 
Налоги на имущество, из них:  | 2902,4  | 3529,4  | 121,6  | 
налог на имущество физ. лиц  | 116,5  | 322,9  | 277,2  | 
Доля налога на имущество физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, %  | 0,41  | 0,94  | 0,53  | 
транспортный налог с физ. лиц.  | 837,9  | 974,5  | 116,3  | 
Доля транспортного налога с физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, %  | 3,0  | 2,8  | -0,2  | 
земельный налог с физ. лиц  | 47,1  | 68,4  | 145,2  | 
Доля земельного налога с физ. лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета ХМАО, %  | 0,7 
  | 0,2 
  | -0,5  | 
транспортный налог с организаций  | 1089,5  | 1099,1  | 100,9  | 
земельный налог с организаций  | 811,4  | 1067,7  | 131,7  | 
Единый налог, взимаемый в связи с применен. УСН  | 1065,9  | 1 409, 3  | 132,2  | 
Единый налог на вмененный доход  | 1188,6  | 1 352, 6  | 113,8  | 
Единый сельскохозяйственный налог  | 2  | 5  | 250,0  | 
Прочие налоги и сборы  | 159  | 135,4  | 85,1  | 
Источник:[46]
Роль налогов на имущество физических лиц в формировании доходной базы местного бюджета ХМАО составляет 4%, из которых 2,8% приходятся на транспортный налог с физических лиц. Доля налогов на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет ХМАО в 2010 г., составила 0,81%, в 2009 г. – 0,63%. Доля доходов от имущественных налогов равна 10,3% от общей суммы налогов и сборов, поступившей в местный бюджет в 2010 году. Основным источником доходов местного бюджета ХМАО является налог на доходы физических лиц.
Рисунок 2.2.2
Поступление налогов и сборов в местные бюджеты ХМАО за 2010 год
Для наглядности необходимо рассмотреть структуру поступления имущественных налогов с физических лиц на примере муниципального образования.
Структура налоговых доходов муниципального образования г. Нижневартовск и роль имущественных налогов в местном бюджете наглядно представлена на рисунке 2.2.3.
Рисунок 2.2.3
Поступления администрируемых доходов в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск (2010 г.)
.
Доля имущественных налогов с физических лиц в бюджете муниципального образования г. Нижневартовск составляет 5,8%, доля имущественных налогов – 11,7%. Доля налога на доходы физических лиц в 2010 году составила 4012847,3 тыс. руб. или 75,6% от всех поступлений налогов и сборов в бюджет г. Нижневартовска. Роль и динамика поступлений налогов на имущество физических лиц в бюджет г. Нижневартовска приведена в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3
Поступление администрируемых доходов в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск
тыс. руб.
Наименование дохода  | 2008 год  | 2009 год  | 2010 год  | 2009г. в % к 2008г.  | 2010г. в % к 2009г.  | 
Всего по налоговым и другим доходам  | 147208863  | 93305370  | 113465986  | 63  | 122  | 
в том числе: налоговые доходы в бюджет муниципального образования г. Нижневартовск  | 4 529 073  | 4 594 118  | 5305357  | 101  | 115  | 
Налоги на имущество с физических лиц, всего  | 224 751  | 301 466  | 305 367  | 134  | 101  | 
Налог на имущество физ. лиц  | 14 127  | 69 626  | 62 184  | 493  | 89  | 
Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов, %  | 0,01  | 0,08  | 0,06  | 0,07  | -0,02  | 
Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск, %  | 0,31  | 1,52  | 1,17  | 1,21  | -0,35  | 
Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налогов на имущество  | 6,29  | 23,10  | 20,36  | 16,81  | -2,73  | 
Транспортный налог с физ. лиц  | 209 088  | 223 879  | 232 834  | 121  | 104  | 
Доля транспортного налога в общей сумме налоговых доходов, %  | 0,14  | 0,24  | 0,21  | 0,10  | -0,03  | 
Доля транспортного налога в общей сумме налоговых доходов бюджета г. Нижневартовск, %  | 4,62  | 4,87  | 4,39  | 0,26  | -0,48  | 
Доля транспортного налога в общей сумме налогов на имущество  | 93,03  | 74,26  | 76,25  | -18,77  | 1,98  | 
Земельный налог с физ. лиц  | 1 536  | 7 961  | 10 349  | 518,3  | 130  | 
Доля земельного налога в общей сумме налоговых доходов, %  | 0,001  | 0,009  | 0,009  | 0,007  | 0,001  | 
Доля земельного налога в общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск, %  | 0,03  | 0,17  | 0,20  | 0,14  | 0,02  | 
Доля земельного налога в общей сумме налогов на имущество  | 0,68  | 2,64  | 3,39  | 1,96  | 0,75  | 
Источник: на материалах межрайонной ИФНС №6 по ХМАО-Югре.
Из данных таблицы 2.2.3 видно, что налоговые доходы муниципального образования г. Нижневартовск монотонно увеличиваются. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 21,6%, а налоговых доходов местного бюджета на 15%. Даже при резком снижении в период экономического кризиса 2009 г. общей суммы налоговых доходов на 63%, налоговые доходы местного бюджета увеличились на 1%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и общей сумме налоговых доходов местного бюджета г. Нижневартовск и не превышает 1,52%, а доля земельного налога не превышает 0,2%, доля транспортного налога колеблется в районе 4 - 5%.
На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2009 г. почти в 5 раз повлияла переоценка имущества, проведенная в рамках постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2008 № 172-П «Об установлении коэффициентов перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц и расположенных на территории муниципальных образований Нижневартовского района, после перерасчёта увеличилась в среднем в 6 раз, так как до 2009 года налог на имущество физических лиц в Нижневартовском районе начислялся исходя из инвентаризационной стоимости 2000 года. Увеличение поступлений земельного налога в 2009 г. более, чем в пять раз произошло за счет утверждения в конце 2008 г. новой кадастровой стоимости земель в населенных пунктах Ханты-Мансийского округа. В г. Нижневартовске земельный налог вырос в разы. В общей структуре налогов на имущество, поступающих в местный бюджет, лидирующее место занимает транспортный налог (рисунок 2.2.4).
Рисунок 2.2.4
Структура начисления и уплаты налогов на имущество в бюджет г. Нижневартовск за 2008-2010 годы.
На рисунке наглядно видно, что основное место по начислению и уплате местных налогов занимает транспортный налог, затем налог на имущество физических лиц и совсем незначительны начисления и уплата земельного налога.
Начисление налога на имущество физических лиц и их поступление по ХМАО представлено в таблице 2.2.4 за 3 года. Из таблицы видно, что как начисление, так и поступление налога на имущество стабильно растет. Увеличение поступления налога на имущество физических лиц в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом составляет 206446 тыс. руб. или 277,2%. Но вместе с тем из года в год наблюдается отрицательная динамика собираемости налога на имущество. Процент выполнения собираемости налога снизился с 86,4% в 2008 году до 71,5% в 2010 году. Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2008 г. – 10649 тыс. руб., в 2010 г. – 128724 тыс. руб.). Что отрицательно сказывается на экономике муниципальных образований, которые в 2010 году не досчитались 128724 тыс. руб. только по уплате налога на имущество.
Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц