Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретические основы налогов как инструмента бюджетного регулирования .4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………………………….4
1.2 Виды налогов………………………………………………………………………………..5
1.3.Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования……...7
Глава2. Анализ использования налогов как инструмента бюджетного регулирования…...13
2.1.Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет…………………………….…13
Глава 3. Основные проблемы налоговой системы РФ на современном этапе и направления совершенствования налоговой системы РФ…………………………………..19
3.1. Основные проблемы налоговой системы…………………………………………….…19
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ………………....24
Заключение………………………………………………………………………………….….27
Список литературы…………………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

5) в законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли. Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.      

6) необоснованно высокие размеры  санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налогом органе влечет за собой штрафные санкции в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 % от суммы неуплаты налога и так далее.     

7) необоснованное большое количество налогов и сборов – при этом многие налоги по своему назначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.     

8) взимание одновременно нескольких  видов налогов с одного объекта  налога. Например, с товара, продаваемого  на рынке, взимается и НДС,  и акциз. Их природа одна  и та же, но налог взимается  дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения.     

9) необоснованность достаточно высоких  налоговых ставок на отдельные  виды налогов и сборов.      

10) необоснованность введения и  взимания НДС со всех видов  товаров, работ и услуг с  достаточно большой налоговой  ставкой в 18 %. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.     

11) бессистемность и поспешность  внесения изменений, поправок, введения  или отмены новых видов налогов  и сборов характеризует налоговую  систему как самую нестабильную и непредсказуемую, что делает непредсказуемыми бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт (ОСАГО) не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.     

12) налоговая система является сложной,  противоречивой, запутанной, отягченной  большим числом налогов, сборов  и платежей, огромным числом чиновников  всех рангов и к тому же малоэффективной и неэкономичной. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).      

13) налоговая система РФ не имеет  национальной окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности:     

- не обеспечивает максимально  благоприятный налоговый режим  для вложения инвестиций в  экономику не только частных  лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;     

- не исключает из налогообложения  капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;      

- стимулирует уход субъектов налога  от налогового бремени, что  приводит к снижению социальных  платежей и пополнению внебюджетных  фондов;      

- из-за низких доходов большинства  населения не происходит формирования  среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению  налогов на производственную  сферу и не способствует ее  развитию;     

- неправомерно и неравномерно  распределяется налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;     

- ежемесячная и ежеквартальная  система уплаты налогов и сборов  по большинству видов платежей  приводит к «вымыванию» собственных  оборотных средств предприятий,  особенно мелких, не давая им возможности к развитию;     

- противоречивость, сложность и запутанность  многочисленных инструкций, указаний  и разъяснений налоговой и  таможенных служб усложняет работу  финансовых и бухгалтерских служб  предприятий;      

- отсутствие методик, программ и алгоритмов расчетов налогов сводит на нет процессы автоматизации планирования, сбора, обработки и хранения налоговой информации;     

- отсутствие четко обозначенной  налоговой политики на всех  уровнях власти, незавершенность  и недостаточная продуманность налоговой реформы и налогового законодательства привели к проблемам невозможности объективного планирования налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы, неясности сферы налоговых полномочий различных уровней власти и т.д.     

Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:     

- неполного отнесения на себестоимость  расходов по уплате процентов  за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;      

- применения норм амортизации,  лимитированных государством и  не соответствующих экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);     

- игнорирования инфляционного фактора  при оценке производственных  запасов и основных фондов  для исчисления налогооблагаемой  прибыли;      

- отсутствия в российском законодательстве  основной концепции, согласно  которой налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).     

Особо следует остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку в данной области традиционно много нареканий со стороны российского и иностранного бизнеса. Правительство рассматривает проект, предусматривающий введение четкой регламентации полномочий и действий налоговиков, в том числе порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установления максимального срока проведения проверок и ограничения их числа в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам развития экономики и снижения трансакционных издержек всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов ощутимо влияет на формирование бизнес-рисков как в области финансов, так и непосредственно в хозяйственной деятельности. (анализ налоговой реформы)      

Налоговая система нашей страны до сих пор  остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые  в большом количестве из года в  год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в действие чаще всего без всякой нужды в середине года, что лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной сдачей балансов. Кроме того, до сих пор так и не устоялась связка «налогоплательщик-государство»,которую принято называть налоговым администрированием. Она определяется взаимоотношением Федеральной налоговой службы и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой.     

Таким образом, одной из главных проблем реформы  налоговой системы является то, что  в ней нет комплексности, реформы  зачастую оторваны от народного хозяйства. При внесении изменений в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых можно ждать в других секторах экономики.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 

В течение ближайших нескольких лет  работа правительства в налоговой  сфере будет четко регламентирована. Планируются многочисленные нововведения, в числе которых — внедрение трансфертного ценообразования и консолидированной отчетности. Тем не менее долгожданная замена НДС на налог с продажи введение налога на недвижимость пока затягиваются.     

Среднесрочное планирование.     

Существующая  на сегодняшний день налоговая система  была сформирована с учетом мировой  практики, считают в Минфине. Однако ее эффективность и результативность пока далеки от идеальной.     

По  мнению специалистов ведомства, решение  возникающих сложностей возможно путем  адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным  условиям российской экономики. Примером этого является успешное использование  плоской ставки подоходного налога. Вместе с тем во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с проблемами налогового законодательства, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом, полагают финансисты.      

Начиная с прошлого года государственная политика в налоговой сфере обрела четкую концепцию. Впервые разработан документ, координирующий действия чиновников и дальнейшее развитие страны на среднесрочную перспективу, — «Основные направления налоговой политики в 2008—2010 годах».

Согласно  концепции, налоговая политика преследует за собой следующие цели:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификацию налоговых ставок;
  • повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.
 

     Предполагается, что последняя цель будет достигнута за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот, интеграции российской налоговой системы в международные  налоговые отношения. Также Минфин планирует исправлять недостатки налоговой системы, основываясь на социально-экономических преобразованиях в иных областях. Существенные изменения в ближайшие 3 года ожидают и крупный бизнес.

- Отказ от  увеличения номинального налогового  бремени

- Унификация  налоговых ставок

- Изменения и  в сфере зарплатных отчислений

- Свободное перемещение  денежных средств и материальных  ресурсов внутри группы компаний  без какого бы то ни было налогообложения

- Штрафные санкции  за недоплаченные налоги в  рамках применения трансфертного  ценообразования

- Введение консолидированной  отчетности по налогу на прибыль      

Ключевые приоритеты.      

Серьезным изменениям подвергнется сфера трансфертного  ценообразования и представление  консолидированной отчетности. Под трансфертным ценообразованием понимается продажа товаров в группе партнеров дешевле рыночных цен. Также планируется установить штрафные санкции за недоплаченные налоги в рамках применения трансфертного ценообразования. Такие положения содержит законопроект «О трансфертном ценообразовании». К марту Минфин планирует окончательно определиться, как будет выглядеть этот документ.     

Все внутренние операции холдинга с момента  вступления в действие законопроекта  «О трансфертном ценообразовании» не должны будут отражаться в налоговой отчетности. Это позволит организациям суммировать прибыли и убытки, расширять возможности для инвестиционной активности, планировать деятельность организации на длительный период. Помимо этого холдинги будут избавлены от проблем, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием.     

Информация о работе Налоги как инструмент бюджетного регулирования