Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:45, реферат

Описание

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские
времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов
была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за пользование
землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.
В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как
правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая
государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и
тогда.

Содержание

Введение
1.Налоги и их функции
2.Виды налогов
2.1 Прямые налоги.
2.2 Косвенные налоги
2.3 Местные налоги
3.Налоговая система
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Экономика.docx

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Севастопольский Национальный Технический Университет

                                                                                           Кафедра

Экономической теории

Реферат:

Налоги и налоговая  система 

                                                                                                                 

                                                                                                                         Выполнил :

                                                                                                                             Ст. гр. ЭЛТ-31

                                                                                                                           Новиков В.А.

                                                                                                                       Проверил:

    Батракрва О.А.

 

 

 

Севастополь

Содержание

Введение

1.Налоги и их функции

2.Виды налогов

2.1 Прямые налоги.

2.2 Косвенные налоги

2.3 Местные налоги

3.Налоговая система

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                             
    
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Обложение людей налогами старо  как мир. Оно существовало уже в библейские 
времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов 
была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за пользование 
землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия. 
В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как 
правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая 
государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и 
тогда. 
Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, 
хотя они лишь выполняли волю правительства. Поскольку сбор налогов – дело 
хлопотное, требует содержание специального аппарата, в некоторых странах, 
чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось 
на тогах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился 
«откупщиком». Естественно , что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты 
и получить прибыль, ответственно относился к выполнению своих обязанностей. 
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, 
государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) 
определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) 
полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той 
части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из 
основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы. 
В настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники 
бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики 
рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой 
системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей 
проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные 
преобразования экономики Украины. 
       

1. Налоги и их функции                    
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход 
государства юридические и физические лица – предприятия, организации, 
граждане. 
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, 
получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но 
и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов 
государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они 
помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на 
экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. 
Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение 
длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с 
перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия 
изъятия части их доходов в пользу государства. 
Принципы налогообложения должны строятся на основе четырех функций: 
~ равномерность; 
~ определенность; 
~ удобство; 
~ дешевизна. 
Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая 
адекватно отвечала бы рыночной экономике, происходит не последовательно и 
медленно. Украина в этом случае не исключение. 
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две – 
«фискальная» и «экономическая». 
Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей среды. 
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на 
общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально - экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. 
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. 
реализация фискальной функции, создает материальную возможность для 
осуществления экономической роли государства т.е. это экономическая функция 
налогов. В тоже время достигнутое в результате экономического регулирования 
ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству 
получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов 
способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее. 

2. Виды налогов 
На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. 
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. 
Они классифицируются: 
- по характеру налогового изъятия(прямые и косвенные); 
- по уровням управления  (федеральные, региональные, местные, муниципальные); 
- по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц); 
- по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на 
доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.); 
- по целевому назначению налога (общие, специальные). 
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций фирм; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Разнообразие зависит от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их 
организации. В любом случае выделяют четыре сектора, которые различаются 
между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями 
налогового регулирования: 
~ государственный сектор; 
~ коммерческий сектор; 
~ финансовый сектор; 
~ население. 
Несмотря на известный исторический опыт, налоговое регулирование в нашей 
стране находится пока в стадии становления, и будет наверняка претерпевать 
изменение. 
Поэтому представляет интерес не только его анализ, но и сравнение с общими 
принципами и закономерностями налогового регулирования в странах с рыночной 
экономикой. 
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело 
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в 
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. 
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от 
степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем 
менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на 
потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога 
перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В 
долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя 
перекладывается все большая часть косвенных налогов. 
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может 
привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к 
сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или 
перелив капитала в другие сферы деятельности 

2.1 Прямые налоги                                
    Налог на доходы граждан. Плательщиками подоходного налога 
(субъектами налогообложения) в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места проживания в Украине. 
Объектом налогооблажения  граждан, постоянно проживающих в Украине, является совокупный доход за календарный год, который складывается из месячных совокупных доходов, полученных из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами. 
Объектом налогооблажения у граждан, не имеющих постоянное место жительства в Украине, является доход полученный из доходов в Украине. 
При определении совокупного налогооблагаемого дохода учитываются доходы, 
полученные как в натуральной, так и денежной форме (в национальной или 
иностранной валюте). 
Ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан исчисляются, исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, размер которого устанавливается 
Верховной Радой Украины, и размера месячного совокупного дохода гражданина. 
Доходы гражданина ниже необлагаемого минимума не облагаются налогом.    

Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются 
субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные, общественные предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли. 
Объектом налогооблажения является прибыль предприятия, которое определяется путем уменьшения суммы скорректированного дохода: 
~ суммы валовых издержек; 
~ суммы амортизационных отчислений. 
    Валовой доход – это общая сумма дохода плательщика налога от всех видов 
деятельности, полученного в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, так и за ее пределами. 
Валовой доход включает в себя: 
~ общие доходы от реализации товаров (работ, услуг); 
~ доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по 
предоставлению финансовых услуг; 
~ доходы от совместной деятельности, а также в виде процента, роялти, 
дивидендов  и  т.д ; 
~ доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшествующего отчетному. 
~ доходы из других источников и от нереализованных операций. 
Из суммарного валового дохода, как предоставлено на рисунке А.2, исключают 
сумму акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, сумму средств или 
стоимость имущества, полученные плательщиком налога по решению суда как 
компенсация его расходов или убытков, а также некоторые другие суммы. 
    Валовые издержки производства и обращения – это суммы любых расходов 
плательщика налога в денежной, материальной формах, осуществляемая как 
компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются 
(изготавливаются) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности. 
В состав валовых издержек включаются: 
~ суммы расходов, уплаченных в связи с подготовкой, организацией, ведением 
производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охраной труда; 
~ суммы средств или стоимость имущества, добровольно переданных в госбюджет или          местные бюджеты, но не более четырех процентов налогооблагаемой прибыли; 
~ суммы средств, перечисленных предприятиям всеукраинских объединенных лиц, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, но не более десяти процентов налогооблагаемой прибыли; 
~ суммы средств, вносимых в страховые резервы финансовыми учреждениями для покрытий риска не возврата кредита; 
~ суммы внесенных налогов, сборов и других обязательных платежей; 
~ суммы расходов, не учтенных в составе валовых издержек прошлых лет; 
~ суммы безнадежной задолженности в случае,  когда соответствующие меры по 
взысканию долгов не дали результата; 
~ суммы расходов, связанных с улучшением основных фондов и суммы превышения балансовой стоимости основных фондов и нематериальных активов над стоимостью их реализации. 
Не включается в состав валовых издержек расходы на нужды, не связанные с 
ведением хозяйственной деятельности. 
Под амортизацией основных фондов и нематериальных активов понимают 
постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление и улучшения, 
на уменьшение скорректированной прибыли плательщика налога в пределах норм 
амортизационных отчислений. 
Прибыль предприятий, включая предприятия, основанные на собственности 
отдельного физического лица, облагается налогом по ставке тридцать процентов 
от объекта налогооблажения. 
Сумма налога на прибыль предприятий определяют самостоятельно, исходя из 
исчисленной величины налогооблажения прибыли и ставки налога. 
    Плата (налог) за землю.  Объектом платы за землю является 
земельный участок, который находится в собственности или пользовании, в том 
числе на условиях аренды. 
Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земли или 
землепользователь. 
При этом нужно иметь в виду, что плата за землю на основании закона делится 
на два вида – налог на землю (платят собственник земли, землевладелец или 
землепользователь не арендатор) и арендная плата (платят арендаторы). Таким 
образом, арендаторы, платят только арендную плату, а не земельный налог. Это 
связанно с тем, что объектом налогооблажения является земельный участок, за 
который налог уплачивается его собственником или владельцем – арендатором, в 
противном случае – двойное налогообложение. 
Для того чтобы арендатор действительно считался арендатором, он должен иметь договор аренды соответствующего участка (его части). Договор аренды здания, склада, помещения и т. д. не заменяет договора аренды земли, который должен заключаться отдельно. Согласно Земельному кодексу Украины договор аренды земли подлежит регистрации в местных органах власти. 
Землепользователь (не собственник участка), который не имеет договора аренды, 
должен платить земельный налог. Таким образом, для землепользователя 
существует два варианта: либо заключать договор аренды и платить арендную 
плату, установленную арендодателем в соответствующем договоре аренды, либо 
быть пользователем участка с получением соответствующего свидетельства в 
местных органах власти и платить земельный налог. 
Ставки земельного налога определяются по общему правилу в размере одного 
процента от общей денежной оценки участка. Сама денежная оценка проводится по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Что касается оплаты за аренду земли, то здесь отношения сторон в основном регулируются нормами Земельного кодекса Украины и самим договором аренды.

2.2 Непрямые (косвенные) налоги                                                                

Налог на добавленную  стоимость. Налог на добавленную стоимость 
является частью вновь созданной стоимости на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, оказанных услуг, что показано на рисунке А.3. 
Плательщик налога является предприятия всех форм собственности, а также 
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, объем 
налогооблагаемых операций, которых в течение какого-либо периода из последних двенадцати  календарных месяцев превышал 600 необлагаемых доходов граждан. При этом если торговля производится за наличный расчет, налог платится независимо от объемов продаж. Исключение составляют лишь физические лица, которые уплачивают рыночный сбор, т. е. торгуют на рынке. 
Объектом налогооблажения является операции по продаже товаров (работ, услуг) 
на таможенной территории Украины, а также ввоз либо вывоз товаров (работ, 
услуг) соответственно в Украину либо за пределы ее таможенной территории. Под 
операциями по продаже понимаются любые операции, которые осуществляются в 
соответствии с гражданско-правовыми договорами. 
База налогооблажения операций по продаже товаров определяется исходя из их 
договорной стоимости, определенной по свободным ценам с учетом акцизного 
сбора, ввозной пошлины и другими налогов, сборов и обязательных платежей. 
Налог исчисляется по ставке 20% от базы налогооблажения, за исключением 
операций освобожденных от налогооблажения, и операций, к которым применяется нулевая ставка. 
Реализация товаров (работ, услуг) предпринимателями осуществляется по 
договорным ценам с дополнительным начислением налога на добавленную 
стоимость. При этом плательщик налога обязан предоставить покупателю 
налоговую накладную. 
Налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно 
расчетным документом. Налоговая декларация выписывается на каждую полную иличастичную поставку товаров (работ, услуг). Для операций облагаемых налогом и освобожденными от налогообложения, составляются отдельные налоговые 
декларации. Право на составление налоговых накладных имеют только лица, 
зарегистрировавшиеся в установленном порядке как плательщики налога. Реестр, 
плательщиков налога, ведет центральный налоговый орган Украины. 
     
    Акцизный сбор. Акцизный сбор – это налог на высокорентабельные и 
монопольные товары. Как и налог на добавленную стоимость, он включается в 
отпускную цену. Перечень товаров (продукции), на который устанавливается акцизный сбор, и ставки этого сбора утверждаются Постановлением Верховной Рады. Ставки акцизного сбора устанавливаются в процентах к стоимости в отпускныхценах для отечественных производителей и к таможенной (закупочной) стоимости для импортных товаров с учетом таможенных сборов и ввозной пошлины для таких товаров. 
В Украине порядка 30 видов товаров подпадают под акцизный сбор. Ставки акциза колеблются весьма существенно от10 до 30 %. 
Акциз уплачивают, как правило, производитель (если у него нет льгот) и только 
один раз. Если товар подакцизный, в сопроводительных документах должна быть 
отметка об уплате акциза. Если производитель, по каким либо причинам не 
уплатил акциз, его уплачивает продавец. 
Существуют определенные особенности акцизного сбора для некоторых видов товаров. Алкогольные напитки и табачные изделия, как правило, импортного так и 
отечественного производства реализуются в Украине с акцизными марками. 
Порядок изготовления, хранения и реализации, акцизных марок регулируется 
законодательством. Реализуют эти марки налоговые администрации. 

Информация о работе Налоги и налоговая система