Налоги и налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель: на основе произведений отечественных и зарубежных авторов рассмотреть сущность налогов, их функции, классификацию, принципы налогообложения, влияние налогов на экономическую систему страны, уровень доходов населения, а также проанализировать налоговую систему современной России с целью выявить ее недостатки и выработать конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы налогообложения;
проанализировать налоговую систему в современной России, выявить ее недостатки;
выработать и обосновать свои рекомендации по совершенствованию налогообложения и налоговой системы в современной России.

Содержание

Введение.
1. Налоги и налоговая система: теоретические основы анализа.
1.1. Сущность налогов.
1.2. Функции налогообложения.
1.3 Классификация налогов.
1.4. Принципы налогообложения.
2. Анализ налоговой системы современной России
2.1. Исторические аспекты налогообложения в России
2.2.Налоговая система современной России
3. Рекомендации по повышению эффективности налоговой системы современной России.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

    Форму декларации по нескольким налогам на одной странице нельзя назвать новшеством. Например, в Швеции на одной странице декларации помещается отчет по ЕСН, НДФЛ и НДС.

    Налоговая отчетность в Швеции выглядит следующим  образом. Все шведские компании за месяц  до установленного срока представления  отчета получают из налогового органа умещающийся на одной странице бланк ежемесячной декларации о налогах на зарплату и НДС с информацией налогового органа о задолженности по каждому налогу. В течение месяца предприятие заполняет декларацию и возвращает ее налоговой службе. При этом фирмы сдают декларацию один раз в месяц, а  платят налоги на свой налоговый счет один  либо два раза в месяц - 12-го и 26-го числа, это зависит от получаемого фирмой дохода. На одной странице бланка помещаются реквизиты предприятия, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, сами налоги и замечания налогового органа. У нас то же самое, но на 30 - 50 листах и без информации налогового органа о наличии или отсутствии у предприятия задолженности по налогам.

    Жизнь налогоплательщиков дополнительно  усложнилась после введения с 01.01.2005 двадцатизначных кодов бюджетной классификации (КБК). Для каждого налога, штрафа или пени назначен свой код, который постоянно меняется. Ошибка в КБК при оформлении платежного поручения или обработке информации в налоговой инспекции ведет к тому, что платеж попадает в группу «невыясненных», а за якобы несвоевременную уплату налога начисляются пени за каждый день просрочки. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо провести сверку данных налогоплательщика и налоговой инспекции. В связи с перегруженностью инспекций работой попасть на сверку не так-то просто, а до прояснения надо платить вторично. Судя по названию, КБК нужны тем, кто работает с бюджетом. Так почему бы им самим не закодировать десяток статей налоговых поступлений, а не заставлять это делать сотни тысяч бухгалтеров?

    В совершенствовании администрирования  нуждаются все налоги, но особенно это касается ЕСН.

    ЕСН уплачивается налогоплательщиками  ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца в адрес Федерального казначейства отдельными платежными поручениями (6 платежек) в федеральный бюджет, Пенсионный фонд РФ (страховую и накопительную части), Фонд социального страхования и федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. При этом отчетный период - квартал, налоговый период - год. В ежемесячных платежных поручениях накопительные и страховые взносы не персонифицированы. Но считать их надо ежемесячно. Ежеквартально предприятие сдает в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования отчеты по ЕСН также без привязки к конкретным фамилиям сотрудников. Только в марте следующего за истекшим налоговым периодом года предприятие должно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по ЕСН и персонифицированный отчет с указанием страховой и накопительной частей пенсии каждого сотрудника. Копию налоговой декларации с отметкой налоговой инспекции следует сдавать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. И только после этого Пенсионный фонд делает начисления накопительной части пенсий физическим лицам. Так для чего же бухгалтеров заставляют ежемесячно считать и платить налоги во все фонды и во все бюджеты, если распределение средств происходит только в следующем году через полгода после окончания налогового периода?

    Очевидна  целесообразность уплаты ЕСН (пусть даже ежемесячной) одним платежным поручением в один адрес, а распределение по фондам и бюджетам и указание КБК следует поручить Федеральному казначейству. Распределение страховой и накопительной частей пенсий по сотрудникам, как и теперь, следует производить Пенсионному фонду по данным персонифицированного отчета или по копиям платежных ведомостей, в которых указана реальная зарплата каждого сотрудника. Необходимые данные по-прежнему могут представляться в территориальный орган Пенсионного фонда до 1 июля года, следующего за истекшим.18

    Итак, по мнению автора данной работы, введение прогрессивной шкалы для НДФЛ перераспределило бы налогообложение в сторону увеличения для тех , кто имеет высокий доход, и в сторону уменьшения для тех, чьи доходы невелики. Это, как уже отмечалось выше, облегчило бы жизнь 95 % процентам россиян. Большая часть доходов вышла бы из тени, вследствие того, что, вероятно, значительно уменьшилось количество зарплат, выдаваемых в конвертах. Доход малообеспеченного населения возрастет, что стимулирует спрос на товары и, в свою очередь, позволит предприятиям развиваться.

    Но  администрирование налогообложения  при прогрессивной шкале сложнее, чем при плоской. А затраты  на администрирование налогов больной  вопрос для российской налоговой системы, то как вариант, автором предложена плоская шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным увеличением не облагаемого налогом дохода до 6 - 7 тыс. руб.

    Кроме того очевидна целесообразность упрощения  администрирования 

    ЕСН, что приведет к уменьшению затрат на него со стороны налогоплательщиков и государства. 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В результате проведенного исследования автором достигнута цель и решены  поставленные перед ним задачи. В  курсовой работе анализируются наиболее весомые, с точки зрения автора, недостатки российской налоговой системы и даются рекомендации по ее совершенствованию.

    Так как, по мнению автора, налогообложение  в России не в полной мере соответствует  принципу справедливости распределения  доходов, то предложено ввести прогрессивную шкалу НДФЛ со ставками 13, 20 и 30%, увеличив не облагаемый налогом доход до 5 тыс. руб. Альтернативное предложение - оставить плоскую шкалу налога, увеличив ставку до 20% и не облагаемый налогом доход до 6 - 7 тыс. руб.

    Также, учитывая сложность, громоздкость, затратность  администрирования налогообложения в России, автор предлагает упростить и сократить налоговую отчетность. В отчетах необходимо указывать только реквизиты предприятия (наименование, ИНН, КПП, юридический и фактический адреса), номер налогового органа, наименования и ставки налогов, начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, фамилии, подписи и телефоны руководителя и главного бухгалтера - все это поместится на 1 - 2 страницах вместо сегодняшних 50 - 80 страниц. Каждый налог следует платить одним платежным поручением в один адрес (сегодня ЕСН - шесть платежек и налог на прибыль - две платежки при каждой уплате). Коды бюджетной классификации (КБК) в платежных поручениях указывать не следует. Распределение налогов по бюджетам и фондам и указание КБК поручить Федеральному казначейству. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

    1. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ  (ред. от 17.05.2007)/ «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
    2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // «Налоговые споры: теория и практика», 2007, N 9
    3. Абрамов М.Д. Упрощение отчетности как средство совершенствования налоговой системы // «Налоговые споры: теория и практика». 2007. N 3.
    4. Аузан А. Договор-2008: критерии справедливости: Лекция. 07.12.2006 // www/polit.ru/lectures/2006/05/18/auzan.html.
    5. Вересов Н.Д. Ошибка до тюрьмы доведет // «Экономика и жизнь». 2007. N 2.
    6. Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч. в 9 т. Т. 4. М., 2005. – 425 с.
    7. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 138. – 656 с.
    8. Машков С.А ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ // «Налоговые споры: теория и практика», 2007, N 9
    9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 520 с.
    10. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2007. – 290 с.
    11. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Ю.А. Крохина. - М., 2005.-  420 с.
    12. Русская Правда. Материалы к изучению истории государства и права России. М., 2000.-  405 с.
    13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. V– М., 1962.- C. 588-589.
    14. Финансовое право. Под ред. Н.И.Химичевой. – М.: Норма, 2005. – 366 с.
    15. Шубин Д.А. Основные направления налоговой политики в России // «Ваш налоговый адвокат», 2007, N 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1 

Различия  между прямыми  и косвенными налогами. 

Прямые  налоги Косвенные налоги
  1. В отношении по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик
В отношении  по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними.
  1. Налоговое бремя несет непосредственно юридический плательщик.
Налоговое бремя  несет носитель налога, тогда как  налог в бюджет поступает через юридического плательщика.
  1. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика
Величина налогов  не зависит от финансовых результатов  деятельности плательщика
  1. Эти налоги подоходно-поимущественные
Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  № 2

    Состав  налоговой системы  РФ по состоянию на начало 2008 г.

Вид налога
      Законы
Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость НКРФ, гл. 21
Акцизы НК РФ, гл. 22
Налог на доходы физических лиц НК РФ, гл. 23
Единый  социальный налог НК РФ, гл. 24
Налог на прибыль организаций НК РФ, гл. 25
Налог на добычу полезных ископаемых НК РФ, гл. 26
Водный  налог НК РФ, гл. 25.2
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов НКРФ, гл. 25.1
Государственная пошлина НК РФ, гл. 25.3
Региональные  налоги
Налог на имущество организаций НК РФ, гл. 30
Транспортный  налог НК РФ, гл. 28
Налог на игорный бизнес НК РФ, гл. 29
Местные налоги
Земельный налог НКРФ, гл. 31
Налог на имущество физических лиц Закон РФ «О налогах  на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) НКРФ, гл. 26.1
Упрощенная  система налогообложения НК РФ, гл. 26.2
Система налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности НК РФ, гл. 26.3
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции НК РФ, гл. 26.4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 3

Показатели  налогообложения  в России и Швеции 

Показатель     Россия       Швеция      
Налог на прибыль, %  24 28
Подоходный  налог (НДФЛ) % Плоская шкала -13% Прогрессивная шкала – до 55,5%
Единый  социальный налог (ЕСН) % Основная ставка – 26,00

Регрессия – 10,00 для зарплаты свыше 23,3 тыс. руб. в  месяц;

2,00 – для зарплаты  свыше 50 тыс. руб. в мес.

Основная ставка – 32,82

Регрессия – 21,88 для работающих одиноких пнсионеров;

24,26 – для  работающих семейных пенсионеров

Налог на добавленную стоимость (НДС) % Основная ставка – 18,00

                                10,00

                                 0

Основная ставка – 25,00

                                12,00

                                 6,00

Налог на имущество % 2,2 3,5
Объем налогового отчета, листов 50-100 1
Кол-во жителей на одного работника налоговой  службы, тыс.чел 9-10 12-13
ВВП на душу населения, долл. США 5,035 28,471

Информация о работе Налоги и налоговая система государства