Налог на имущество организации его место и роль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ механизма налогообложения имущества организаций и определение перспективных направлений его развития.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 82.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 
Введение 
Становление введенной  с  1992  года  принципиально новой для России налоговой   системы   проходило   в   жестких   условиях    политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права.  За годы функционирования  налоговой  системы было  внесено  значительное  количество  различных  изменений в налоговое законодательство, с целью его приведения в соответствие с  протекающими  в жизни общества процессами.  
 
Происходящие в России изменения  в  области  политики  и  экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной  налоговой  политики и построения эффективной,  справедливой и стабильной  налоговой  системы.  Необходимость   изменения   действующего налогового  законодательства  диктуется  и  его  крайним несовершенством, выражающимся, в  частности, в  отсутствии единой  законодательной   и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и  частом  несоответствии  законов  и  подзаконных  актов,   регулирующих налоговые отношения. А также законов, относящихся к иным отраслям права, но   вторгающихся   в   вопросы   регулирования   налоговых    отношений, существование   правовых   пробелов  и  отсутствие  достаточных  правовых гарантий  для  участников  налоговых  отношений.  
 
Одним из важнейших налогов является налог на имущество организаций, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.  
 
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. «Налоги» – это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков строгого фиксирования всех полученных в течении года доходов и тщательного заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема – соблюдение сроков, установленных для выплаты каждого вида налогов. 
 
В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой [12]. 
 
Целью  данной  курсовой  работы  является  анализ  механизма  налогообложения  имущества  организаций и определение перспективных направлений его развития. 
 
В  ходе  написания  курсовой  работы  были  поставлены  задачи: 
 
- изучить  теоретические  аспекты  налогообложения  имущества  предприятия; 
 
- рассмотреть  действующую  практику  налогообложение  имущества  предприятия; 
 
- разработать  мероприятия  по  совершенствованию  налогообложения  имущества предприятий.       
1 Теоретические аспекты  налогообложения  имущества 

 1.1  Экономическая  сущность  организаций налога  на  имущество  организаций  и  его  место  в  налоговой  системе  РФ                                                                                    
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 
 
Налог на имущество предприятий является региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия. 
 
Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона. 
 
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. 
 
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. 
 
Налог на имущество организаций относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предприятий (субъектов предпринимательской деятельности) — эффективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов . 
 
Вообще же, налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.  
 
При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию. 
 
Попытка ввести такие платежи предпринималась и ранее в нашей стране, так, например, в конце 1970-х гг. была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Но она в корне отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером ставки, и, что самое главное, источником платежа. Поэтому налог на имущество предприятий следует считать новым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.  
 
По данным на 1 января 2006 г. налог на имущество предприятий не играл заметной роли в формировании доходов бюджета  России. Являясь основной формой российского имущественного налогообложения, налог на имущество предприятий составил в 2005 г. в общей сумме поступлений государственных налогов и других обязательных платежей 3,6%, что на 1,15% было больше, чем в 2004 г. В 2007 г. фактические платежи по этому налогу по расчетам ФНС РФ снизились на 0,57%. Данные табл. 1 характеризуют динамику поступлений налога на имущество юридических лиц в разрезе федерального и регионального бюджетов.

 
Налог на имущество юридических  лиц занимает в настоящее время  центральное место в системе  имущественного налогообложения России. Однако в доходных источниках бюджета  он не играет существенной роли. Анализируя данные таблицы 1, также можно сказать  о ежегодном снижении удельного  веса налога на имущество организаций  в доходах бюджета, несмотря на значительное увеличение абсолютной величины поступлений  в бюджет. Его удельный вес в общей сумме имущественных налогов в 2005 г. составил 99,1%, в 2006 г. – 99,01%, в 2007 г. – 99,6%. Темпы поступлений налога в бюджет за период с 2005 по 2008 г. не были стабильными, напротив, доля поступлений налога на имущество в общей сумме доходов бюджета снизилась на 1,2% [37]. 
 
Такое снижение связано в первую очередь с неотработанностью методических положений по переоценке основных фондов. Балансовая стоимость некоторых основных средств, числящихся на балансе предприятий и организаций, принимаемая к расчету налогооблагаемой базы по налогу на имущество, на несколько порядков ниже рыночной стоимости. Стоимость же прочих основных средств и другого имущества была безгранично завышена. Однако рост цен в большей степени сказывался на приросте общей суммы доходов бюджета, ибо эти доходы складываются из налогов с прибыли и выручки. Поэтому доходы бюджета росли опережающими темпами по сравнению с ростом поступлений в бюджет налога на имущество.  
 
Оценка реальной стоимости основных фондов предприятий стала наиболее сложной для налогообложения имущества в период становления в России рыночных отношений проблемой. В постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» предусматривалось, что переоценке подлежат основные фонды как находящиеся в собственности организаций, так и состоящие в их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа. Перечислялись и виды имущества, подлежащие переоценке, - здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и пр. Указывалось также, что балансовая стоимость основных фондов при их переоценке должна быть приведена в соответствие с рыночными ценами. Последнее положение было принципиально новым: в прошлом цены формировались по методу, который не имел никакого отношения к рыночному ценообразованию. Таким образом, с вступлением в силу этого постановления, стало возможным надеяться на более упорядоченные потоки налоговых отчислений с имущества в бюджеты различных уровней. 
 
В  последние  годы  переоценка  основных  средств  не  является  обязательной  и  проводится  предприятиями  только  по  собственной  инициативе. 
1.2  Характеристика  основных  элементов  налога  на  имущество 
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. 
 
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. 
 
В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. 
 
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. 
 
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов. 
 
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. 
 
В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 
 
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. 
 
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. 
 
Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в пункте 2 статьи 375 настоящего Кодекса, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. 
 
Круг плательщиков налога на имущество определен Налоговым  Кодексом  РФ.  В соответствии с данным нормативным актом плательщиками налога на имущество предприятий являются юридические лица, а также их структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Плательщиками налога являются иностранные и международные организации и их подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.  
 
При этом отметим, что с момента вступления в действие ч.1 Налогового кодекса РФ, изменился налоговый статус структурных подразделений организаций, которые имеют отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. 
 
При этом установлено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. 
 
Учитывая, что в силу ст. 19 Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения не являются налогоплательщиками, при рассмотрении вопроса о порядке уплаты налога на имущество предприятий организациями, имеющими в своем составе филиалы, а также иные обособленные подразделения (как имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета), необходимо руководствоваться нормами ст.7 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий». 
 
Организации, в состав которых входят филиалы и иные обособленные подразделения (в том числе с 01.01.2000 филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счета в банке), зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. 
 
Понятие обособленного подразделения в содержится в ст.11 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.  
 
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.  
 
Освобождаются от налогообложения: 
 
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; 
 
2) религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; 
 
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; 
 
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); 
 
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; 
 
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; 
 
5) организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 
 
6) организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; 
 
7) организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; 
 
8) организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.  
 
9) организации – в отношении космических объектов; 
 
10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий; 
 
11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций; 
 
12) имущество государственных научных центров; 
 
   13) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества; 
 
14) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. 
 
Налоговым периодом признается календарный год. 
 
        Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. 
 
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды [1,4]. 
 
1.3  Проблемы налогообложения  имущества  юридических  лиц 
Изменения, которые внесены в порядок исчисления и уплаты налога на имущество, нельзя назвать коренными, однако, по ряду позиций они являются весьма существенными. 
 
Во-первых, предельная ставка налога с 1 января 2004 года повышена до 2,2 процентов, что на 0,2% превышает предельную ставку, закрепленную до 1 января 2004 года. Вряд ли законодательные органы субъектов РФ удержатся от соблазна поднять ее уровень еще выше [5]. 
 
Во-вторых, существенно изменена налогооблагаемая база. В соответствии с Налоговым кодексом предполагается включение в базу только амортизируемого имущества. Здесь следует оговориться, что Налоговый кодекс призван несколько изменить общее представление об амортизируемом имуществе. В его состав входят: 
 
¾ основные средства; 
 
¾ нематериальные объекты; 
 
¾ капитализируемые затраты (затраты на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию основных средств; затраты на освоение природных ресурсов; затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки). 
 
Таким образом, для правильного определения налогооблагаемой базы руководителям предприятий придется ждать очередной инструкции Федеральной Налоговой Службы РФ и, по всей вероятности, вносить существенные изменения в налоговый учет. 
 
В-третьих, определенные, хотя и небольшие изменения произведены в отношении льгот по налогу. Эти изменения касаются прежде всего групп организаций, на которых перестали распространяться льготы. Например, организации – в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счёт средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов; организации – в отношении объектов социально-культурной сферы; организации – в отношении объектов мобилизационного назначения согласно НК РФ не освобождаются от налога на имущество. 
 
Также не вводится дифференцируемая ставка налога, за которую высказываются некоторые экономисты. Дело в том, что налог на имущество предприятий, начисляемый по его остаточной стоимости, в определенной степени не поощряет инвестиции в производственный основной капитал. Скорее, он подавляет стремление промышленников обновлять мощности, поскольку введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом. 
 
Как показывают расчеты на основе статистической отчетности о движении основных фондов, в последние годы происходит быстрое устаревание машин и оборудования, зданий и сооружений в отраслях обрабатывающей промышленности в условиях стремительного свертывания капитальных затрат и вялой ликвидации старой техники.  
 
Таким образом, фискальный доход от имущества неизбежно будет падать в результате более существенного износа активной и пассивной части основных средств, обедняя прежде всего региональные бюджеты. Это подталкивает к повышению ставки этого сбора, что усиливает осторожность предпринимателей в затратах в основной капитал. 
 
Между тем налог на имущество можно превратить в дополнительный импульс для интенсификации инвестиционного процесса, что в конечном счете позитивно отразится на поступлениях в бюджет.  
 
Такое возможно, если будет установлена минимальная ставка налога на имущество (0,5%) для обновленных основных фондов. Для остальной части имущества налог может достигать 2,5% по средней остаточной стоимости, подталкивая предприятия к его обновлению, быстрой ликвидации или консервации. 
 
Подобная практика в целом могла бы значительно повысить расчетную экономическую эффективность и, следовательно, привлекательность инвестиционных проектов, особенно наиболее значительных.  
 
 
 
2  Анализ  действующей  практики  налогообложение  имущества  организаций  (на примере  ОАО «Сарансккабель»)                                                               
 
    2.1  Исследование  организации  налогового  учёта  имущества,  подлежащего  налогообложения                     
 
                                                                              
 
Требование вести раздельный учет содержится во многих нормативных документах.  
 
Вместе с тем существуют общие правила ведения бухгалтерского и налогового учета, соблюдение которых позволяет не только легко вести раздельный учет любой сложности, но и без особых проблем разрешать всевозможные конфликты с контролирующими органами.  
 
Главное назначение раздельного учета  на  ОАО  «Сарансккабель»— формирование информации по определенным объектам или направлениям деятельности организации. Соответственно основное требование к построению раздельного учета (и основная задача, которая при этом должна решаться) — накопление данных из первичных учетных документов и их систематизация таким образом, чтобы в конечном итоге бухгалтер получил сведения, необходимые для расчета определенных показателей (облагаемой базы по налогу  на  имущество, данных для составления отчетности и т. п.). При этом объекты раздельного учета определяются в зависимости от целей, ради которых он ведется.  На  ОАО  «Сарансккабель»  раздельный  учёт  обусловлен  необходимостью  отдельно учитывать имущество  подлежащего  льготному  налогообложению  и  не  подлежащего  льготному  налогообложению. 
 
С 01.01.02 г. в должностных инструкциях работников финансово-экономических подразделений ОАО  «Сарансккабель» добавились новые функциональные обязанности: глава 25 Налогового Кодекса России «Налог на прибыль организаций» официально ввела в экономическую практику новое понятие «налоговый учет». 
 
Действующий порядок налогообложения имущества  и сейчас предполагает, помимо регистрации и систематизации хозяйственных операций по методологии бухгалтерского учета, выполнение бухгалтером целого комплекса учетно-расчетных действий для правильного исчисления налоговых обязательств организации, прежде всего по налогу на имущество. Это связано с разделением требований бухгалтерского учета и методологии налогообложения на протяжении последнего десятилетия. Однако, правильное отражение в бухучете операций, связанных с формированием имущества предприятия, не означает достоверность этих показателей для налоговых целей, поэтому возникает необходимость организовать дополнительные учетные процедуры, обеспечивавшие правильность определения налоговой базы по налогу на имущество, т.е. вести «учет для целей налогообложения». 
 
Поскольку налоговая база формируется на основе данных именно налогового учета, недостаточно вести учет в налоговых целях только в случаях возникновения отклонений показателей, исчисленных по данным бухучета и налогообложения. Каждый факт хозяйственной деятельности  ОАО  «Сарансккабель», связанный с формированием доходов (расходов)  оценивается и зарегистрируется дважды: по методологии бухгалтерского учета и налогообложения. 
 
Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы. 
 
Таким образом, информационной базой как бухгалтерского, так и налогового учета являются первичные документы. Так, согласно п.1 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые ОАО  «Сарансккабель», оформляются оправдательными документами (первичными учетными  документами), на основании которых ведется бухгалтерский учет. 
 
Таким образом, информационная база бухгалтерского и налогового учета едина. Отличие состоит в способах и приемах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствии с конкретными целями: достоверным отражением фактов финансово-хозяйственной деятельности организации или корректного исчисления ее налоговых обязательств согласно установленному порядку. 
 
Аналитические регистры бухгалтерского учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за (отчетный) налоговый период, группируются без отражения на счетах бухгалтерского учета. Предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. 
 
Заметим, в отличие от аналитических регистров бухгалтерского учета, которые только группируют детальную информацию об объектах учета, регистры налогового учета  ОАО  «Сарансккабель» являются сводными формами, т.е. в них предполагается не только детализировать, но и обобщать данные учета, на основании которых уже составляется расчет налоговой базы. 
 
Регистры и порядок отражения в них данных разрабатываются ОАО  «Сарансккабель»  самостоятельно и устанавливаются учетной политикой. 
 
Нормы и правила налогового учета применяются последовательно от одного налогового периода к другому (принцип последовательности применения).  
 
Порядок ведения налогового учета устанавливается ОАО  «Сарансккабель»в учетной политике для целей налогообложения. Изменения учетной политики применяются с начала нового налогового периода. 
 
ОАО  «Сарансккабель»  является  налогоплательщиком  налога  на  имущество  согласно  законодательству  РФ.  В  соответствии  с  налоговым  кодексом  РФ  в  состав  налогооблагаемого  имущества  предприятия  входят  следующие  группы  имущества 
 
01  «Основные  средства»  за  минусом  амортизации  (счёт  02  «Амортизация  основных  средств»); 
 
03  «Доходные  вложения  в  материальные  ценности»  за  минусом  амортизации  (счёт  02  «Амортизация  основных  средств»); 
 
04  «Нематериальные  активы»  за  минусом  амортизации  «счёт  05  «Амортизация  нематериальных  активов» 
 
08  «Вложения  во  внеоборотные  активы» 
 
58  «Долгосрочные  финансовые  вложения» 
 
До  недавнего  времени  в  налогооблагаемую  базу  по  налогу  на  имущество  также  входили  и  запасы  предприятия.  Однако  Налоговым  Кодексом  запасы  из  налогооблагаемой  базы  были  устранены. 
 
Размер  налогооблагаемого  имущества  ОАО  «Сарансккабель»  за  последние  три  года  представлен  в  таблице  2.1. 
 
Таблица 2.1 – Динамика стоимости налогооблагаемого имущества ОАО «Сарансккабель»

 
Вид  имущества

 
2006

 
2007

 
2008

 
Откло-нение  2008  от 2006

 
Откло-нение  2007  от 2006

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
Стоимость осн. средств

 
218956

 
218956

 
266895

 
47939

 
47939

 
Амортизация основных  средств

 
 
 
52378

 
 
 
73645

 
 
 
87345

 
 
 
34967

 
 
 
13700

 
Итого

 
166578

 
145311

 
179550

 
12972

 
34239

 
Нематериальные  активы

 
923

 
1634

 
1890

 
967

 
256

 
Амортизация осн.  средств

 
33

 
53

 
101

 
68

 
48

 
Итого

 
890

 
1581

 
1789

 
899

 
208

 
Всего

 
167468

 
146892

 
181339

 
13871

 
34447


 
 
 
Как  видно из представленной таблицы за три анализируемых года стоимость налогооблагаемого  имущества  увеличился на 34447  тыс.  руб.  При этом  стоимость  налогооблагаемых основных  средств увеличилась  на  34239 тыс.  руб.  Стоимость нематериальных  активов увеличилась на 208 тыс.  руб.    
 
Налоговым периодом по  уплате  налога  на  имущество  в  ОАО  «Сарансккабель»  признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. 
 
ОАО  «Сарансккабель» по истечении каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. 
 
ОАО  «Сарансккабель» представляет налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются ОАО  «Сарансккабель» не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 

2.2  Анализ  механизма  исчисления  и  уплаты  налога на  имущество             предприятия                                                                                                    
Для целей налогообложения стоимость имущества ОАО  «Сарансккабель»  уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы амортизации по соответствующим объектам). 
 
В целях правильного применения льгот ОАО  «Сарансккабель»   обеспечивает раздельный учет льготного имущества.  Льготного имущества  на  предприятии  нет. 
 
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества организации. 
 
Среднегодовая стоимость имущества ОАО  «Сарансккабель»,  признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. 
 
Предельный размер налоговой ставки на имущество ОАО  «Сарансккабель»  не может превышать 2,2% от налогооблагаемой базы. 
Таблица  2.2 – Динамика стоимости налогооблагаемого имущества ОАО «Сарансккабель» за 2007 год (тыс.руб)

 
Вид  имущества

 
На  01.01.07

 
На  01.04.07

 
На  01.07.07

 
На  01.10.07

 
На  01.01.08

 
Стоимость осн.  Средства

 
218956

 
223178

 
256879

 
263456

 
266895

 
Амортизация основных  средств

 
 
 
73645

 
 
 
77346

 
 
 
82945

 
 
 
85234

 
 
 
87345

 
Итого

 
145311

 
145832

 
173934

 
178222

 
179550

 
Нематериальные  активы

 
1634

 
1725

 
1789

 
1843

 
1890

 
Амортизация основных  средств

 
 
 
53

 
 
 
76

 
 
 
84

 
 
 
94

 
 
 
101

 
Итого

 
1581

 
1649

 
1705

 
1749

 
1789

 
Всего

 
146892

 
147481

 
175639

 
179971

 
181339

Информация о работе Налог на имущество организации его место и роль в Российской Федерации