Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:22, реферат

Описание

Цель данного реферата - рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его роль и место в действующей системе налогообложения.
2. Рассмотреть общую характеристику порядка взимания налога на добавленную стоимость.
3. Выявить пути совершенствования налога на добавленную стоимость

Содержание

Введение 2
1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость 4
1.1. Экономическое содержание, роль и функции налога на
добавленную стоимость 4
1.2. Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения 8
2. Порядок исчисления и уплаты налога 13
2.1. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную
стоимость: субъекты и объекты налогообложения, налоговая база,
налоговый период, ставки, вычеты 13
2.2. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого
в бюджет и сроки его уплаты 37
3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость 21
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ НДС 1 Doc1.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Еще одним из основных направлений  совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения.

Рассматривая проблему уклонения от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок, необходимо отметить, что во всех схемах уклонения от налогообложения фирмы-однодневки являются зарегистрированными налогоплательщиками НДС.

Поэтому в целях сокращения возможностей для исчезновения таких организаций, в первую очередь, необходимо принять меры по совершенствованию процедур регистрации налогоплательщиков НДС. В частности, регистрационные процедуры должны содержать:

механизмы, противодействующие получению  статуса налогоплательщика подставными  лицами (то есть регистрации налогоплательщиков с помощью недействующих документов, по несуществующим адресам и т.д.);

жесткие требования к информации, предоставляемой лицами при регистрации (наименование и фактический адрес налогоплательщика, по которому предполагается ведение деятельности; наименование (имена) и фактический адрес руководителя организации, основных владельцев или акционеров налогоплательщика; информация о виде деятельности налогоплательщика в целях выявления участия данных лиц в схемах уклонения от уплаты НДС и неправомерного возмещения НДС; наименование и фактические адреса организаций, аффилированных с регистрируемым налогоплательщиком).

Перечисленные требования о предоставлении информации должны быть обязательными  для всех лиц, обратившихся в налоговые органы с целью регистрации в качестве налогоплательщиков НДС.

С целью упрощения процедур проверки представленных сведений Федеральная  налоговая служба Российской Федерации  выступает с предложением о создании системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, имеющих отношение к перечисленным сведениям (прежде всего, территориальные объединения органов внутренних дел, налоговых органов и органов таможенного контроля).

Сегодня, в условиях продолжающегося экономического кризиса, всяческие попытки поднять руку на НДС рассматриваются Минфином России как неуместные. Аргумент таков: в сложившихся обстоятельствах НДС остается важнейшим источником доходов бюджета, так что не время предпринимать какие-либо серьезные шаги в налоговой политике.

Происходящий процесс накопления теоретических и практических знаний в сфере действия налога на добавленную  стоимость, многогранность и широта взаимоотношений хозяйствующих  субъектов объективным образом  способствует лучшему пониманию вопросов, связанных с правильностью исчисления и уплаты НДС в бюджет.

Таким образом, обоюдная заинтересованность государства в лице налоговых  органов, с одной стороны, и налогоплательщиков, с другой, в сбалансированном и  объективном понимании отношений и обязательств, регулируемых налогом на добавленную стоимость, объясняется высокой финансово-бюджетной значимостью этого налога. Финансовое здоровье налоговой системы во многом зависит не от высоких ставок налогов, а от стабильной работы предприятий, организаций и учреждений, что положительно скажется на поступлении налоговых платежей в бюджет.

 

Заключение

В данном реферате были изучены сущность и значение налога на добавленную стоимость, его функции и порядок взимания. Поставленная цель: рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость - была достигнута. А также выполнены следующие задачи:

1. Изучить экономическое содержание  налога на добавленную стоимость,  его роль и место в действующей  системе налогообложения.

2. Рассмотреть общую характеристику порядка взимания налога на добавленную стоимость.

3. Выявить пути совершенствования  налога на добавленную стоимость

Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод:

Во-первых, налог на добавленную  стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Данный налог устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он выполняет фискальную, распределительную и стимулирующую функции.

Во-вторых, введение НДС в нашей  стране обусловлено началом внедрения  в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

В-третьих, объектами обложения  по НДС выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а также ввозимые товары в  соответствии с режимом импорта. Налогооблагаемая база выступает основой  при исчислении суммы налога, подлежащего внесению в бюджет. В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по основным налоговым ставкам: нулевая ставка НДС, 10%. - ная, 18% -ная. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в определенном порядке.

И в-четвертых, во многих странах механизм взимания НДС является идентичным. Хотя порядок исчисления данного  налога определяется историческим и  социально-экономическим развитием  каждой страны. Одним из путей совершенствования налога на добавленную стоимость является определение оптимальной ставки НДС. В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В России существующий порядок исчисления и администрирования НДС имеет ряд явных недостатков. Другим из направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения. В свою очередь, процесс накопления теоретических и практических знаний в сфере действия налога на добавленную стоимость, взаимоотношения хозяйствующих субъектов объективным образом способствует лучшему пониманию вопросов, связанных с правильностью исчисления и уплаты НДС в бюджет.

 

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 06.12.1991г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в редакциях последующих Федеральных Законов)
  2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в РФ" (в редакциях последующих Федеральных Законов)
  3. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
  4. Конституция Российской Федерации.12 декабря 1993 г.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011)
  7. Письмо ФНС России от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4782 "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"
  8. Авдеев В.В. Индивидуальные предприниматели и НДС // Налоговый вестник. 2011. №2. С.68-74
  9. Аналитический бюллетень. Тенденции российской экономики. Итоги I квартала 2011 года. М.: Риановости, 2011.23 с.
  10. Баймакова И.А. Налог на добавленную стоимость: сложные вопросы исчисления и уплаты. М.: Издатель: 1С-Паблишинг, 2009.100 с.
  11. Беликова Т. Н Все об НДС. СПб.: Питер, 2007.144 с.
  12. Борисов Ю.К. Последние изменения налогового законодательства в части НДС // Налоговый вестник. 2011. №3. С.18-21
  13. Бутаенко О.Б. Можно ли упростить порядок возмещения НДС: не в ущерб бюджету // Налоговая политика и практика. 2010. №4. С.26-31
  14. Вихляева Е.Н. Налог на добавленную стоимость // Финансовый вестник. 2010. №11. С.61-66
  15. Жидкова Е.Ю. Налогообложение: учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009.480 с.
  16. Завьялов К. Объекты обложения НДС // Современный бухучет. 2010. №2. С.42-44
  17. Замалетдинова Э.И. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. №7. С.50-55
  18. Лермонтов Ю.М. Налог на прибыль и НДС // Налоговая политика и практика. 2010. №6. С.63-65
  19. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА, 2009.520 с.
  20. НДС: ставки исчисления налоговой базы, счета-фактуры // Налоговая политика и практика. 2010 №11. С.62-68
  21. Паскачев А.Б. НДС: Налог на доходы или налог на потребление // Налоговая политика и практика. 2010. №4. С.32-35
  22. Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации. М.: Проспект, 2008. - 456 с.
  23. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС // ИПС "Консультант плюс"
  24. Рассолова М.М. Налоговое право: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2006. - 413 с.
  25. Самсонова Л.И. Налог на добавленную стоимость: возможные пути совершенствования // Аудит и финансовый анализ. 2010. №4. С.52-56
  26. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость. М.: ГроссМедиа, "РОСБУХ", 2010.268 с.
  27. Снижение НДС до 12 % не выгодно самим компаниям, считают в Минфине // Аудит. 2010. №9.С. 19
  28. Тарасова В.Ф. Семыкина Л.Н. Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. III - издание. М., 2007.
  29. Феоктистов И.А. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения. Под редакцией К.А. Либерман. М.: ГроссМедиа, "РОСБУХ" 2011.231 с.
  30. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М: - Издательство "Росбух", 2009.155 с.
  31. Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. М., 2010.214 с.
  32. Электронные ресурсы:
  33. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: http://minfin.ru
  34. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы: http://nalog.ru
  35. Федеральный портал: http://protown.ru

Размещено на Allbest.ru

4.4. Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2012 – 2014 годах приведена в следующей таблице.

 

Показатели

2012 год

2013 год

2014 год

1.

Законопроект (2012-2014 гг.),  млрд. рублей

1 870,1

2 106,4

2 361,8

1.1.

к предыдущему году,  млрд. рублей*)

140,1

236,3

255,4

1.2.

к предыдущему году, %

108,1

112,6

112,1

1.3.

темпы роста к 2011 году

108,1

121,8

136,5

2.

Закон № 357-ФЗ (с изм.) (2011-2013 гг.),  млрд. рублей

1 729,7

1 928,4

 

2.1.

к предыдущему году,  млрд. рублей**)

128,9

198,7

 

2.2.

к предыдущему году,  %

108,1

111,5

 

4.

Законопроект  к  Закону № 357-ФЗ  (с изм.)

     

4.1.

млрд. рублей

140,4

178,0

 

4.2.

%

108,1

109,2

 

 

*) Ожидаемая оценка за 2011 год – 1 730,0 млрд. рублей

**) В расчетах к Закону № 357-ФЗ (с изм.)  – 1 600,8 млрд. рублей

Согласно данным статистической налоговой  отчетности, в 2010 году доля начисленного налога на добавленную стоимость в ВВП составляла 43,8 %, доля налоговых вычетов – 40,6 % ВВП. Как указывается в материалах, представленных одновременно с законопроектом, расчет поступлений НДС осуществлен на основе оценки налоговой базы за 2011 год, при этом доля начисленного налога в ВВП в 2012 году составляет 47,2 %, в 2013 и в 2014 годах – 47,3 % и 47,6 % соответственно, а доля налоговых вычетов в 2012 и 2013 годах – 43,8 % и в 2014 году – 44,1 %.  Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2012 году составляет 92,8 %, в 2013 и в 2014 годах – 92,7 % .

Следует отметить, что за период с 2005 по 2010 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях  НДС увеличился с 84,3 % до 92,8 %.

В расчетах поступлений НДС в федеральный бюджет также выделяется сумма вычетов, предъявляемых по ввозимым товарам (работам, услугам), расчет которой согласно пояснениям базируется на объеме прогнозируемого поступления НДС на товары, ввозимые  на территорию Российской Федерации, и доли предъявляемой к вычету суммы налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации (на 2012 – 2014 годы - 80,68 %). Указанная доля рассчитывается как соотношение суммы налога, предъявленного к вычету (по данным формы статистической налоговой отчетности № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»), и суммы поступившего в федеральный бюджет налога (по данным Федерального казначейства за последний налоговый период). Расчеты Счетной палаты показывают, что значение указанного показателя составило в 2010 году 78,82 %.

В расчетах поступлений НДС в  федеральный бюджет также выделяются налоговые вычеты, предъявляемые  по товарам (работам, услугам), реализуемым  на экспорт, расчет которых, по информации Минфина России, производится исходя из ряда показателей, к числу которых относятся объем экспорта (по данным таможенной статистики), среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю, ставка налога, сумма налоговых вычетов, предъявленных по товарам, реализуемым по нулевой налоговой ставке. При этом  нулевая ставка налога применяется согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации не только в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг), но и при осуществлении других операций по реализации товаров (работ, услуг). Отсутствие соответствующей налоговой отчетности не позволяет определить долю налоговых вычетов по экспортным операциям в общей сумме НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на экспорт. Счетная палата предлагает ввести в налоговую отчетность показатель, определяющий  объемы товаров (работ, услуг), реализуемых на экспорт, и использовать его при расчете доходов по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.

В расчетах поступлений НДС на товары на товары (работы, услуги) возмещение налога при выполнении соглашений о разделе продукции учтено в размере 16 млрд. рублей на каждый год прогнозируемого периода. Согласно информации Минфина России,  указанный объем определен в размере, равном фактически сложившемуся в последнем налоговом периоде, по данным ФНС России.

Как свидетельствуют материалы  проверок, проводимых Счетной палатой, в настоящее время применение налогоплательщиками схем незаконного  возмещения НДС с использованием фирм-однодневок приобретает все  более масштабный характер. Причем выявлены случаи неправомерного возмещения сумм НДС как по экспортным операциям, так и при осуществлении операций на территории Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации, по данным ФНС России, количество организаций, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих «нулевую» отчетность, по состоянию на 1 января 2011 года составило 1 817,9 тыс. организаций, из них у 1 377,1 организаций суммарная задолженность в бюджет составила 171,8 млрд. рублей. Анализ контрольной работы, проводимой налоговыми органами, показывает, что есть существенные основания квалифицировать большую часть тех организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют «нулевую» отчетность, как фирмы-однодневки, созданные исключительно в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет.




Информация о работе Налог на добавленную стоимость