Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:44, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Курсак Налоги.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Иркутский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

Кафедра Бухгалтерского учета и налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по теме: «Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всего народного хозяйства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основное место в  отечественной налоговой системе  занимают косвенные налоги. В настоящее  время к ним относятся: налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

То, что механизм экономического воздействия государства на предпринимательскую деятельность товаропроизводителей не может быть неизменным, что в этой связи следует время от времени проводить “инвентаризацию” всех его элементов, - не вызывает сомнений, тем более в условиях, когда, как сейчас в нашей экономике, отмечается явное неблагополучие. Имеющийся механизм ее государственного регулирования не содействует реализации эффективных мер, способствующих выходу из сложившегося тяжелого положения. Во многом объясняется это тем, что компоненты данного механизма образовывались в разное время и в разных обстоятельствах, да и не всегда они в должной мере продумывались. В результате составляющие механизма не только слабо увязаны между собой, но и подчас выполняют функции, прямо противоположные тем, для которых изначально предназначались. Так обстоит дело с налогом на добавленную стоимость (НДС).

Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом являются его экономическая природа, проблемы и перспективы налога на добавленную стоимость.

Тема налогов и налогообложения  очень актуальна на сегодняшний  день в мире. Особенно она актуальна в России, так как именно налогообложение вызывает такую яростную полемику, как среди представителей власти, так и среди рядовых граждан, это связано, прежде всего, с надеждой, что налогообложение сможет поднять на ноги такую могучую страну, как Россия. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности  налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через  решение следующих задач:

  1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его место в действующей системе налогообложения.
  2. Рассмотреть проблемы налога на добавленную стоимость.
  3. Выявить пути совершенствования налога на добавленную стоимость.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 34 источников.

Первая глава посвящена  рассмотрению экономической природы  налога на добавленную стоимость. Во второй главе описываются проблемы исчисления и уплаты налога. А третья глава содержит в себе особенности  путей совершенствования налога на добавленную стоимость.

 

В работе были использованы законодательная литература, труды  отечественных авторов, учебные  пособия, периодические издания, а  также статистические материалы.

При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ. В частности, Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», Закон РФ от 06.12.91г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» с учетом внесенных в них изменений и дополнений, подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и основные понятия НДС

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — представляет собой форму изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и обращения товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.1 За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, услуг, работ) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Если продажная цена товара ниже, или равна цене его приобретения, то уплачивать налог не придется, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой в цене товара (работы, услуги), которая выплачивается конечным потребителем. В доходной части российского бюджета НДС составляет более 10%, т.е. формирует большую часть бюджета.

НДС – один из наиболее «старых » налогов. В России он был введен в 1991 г. и всегда вызывает множество споров. Хотя прошло более 15 лет с момента его установления, он остается наиболее сложным налогом, как для налогоплательщика, так и для налоговых органов.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две  взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая 
(основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость первоначально был определен законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового Кодекса РФ.

1.1 Функции налога на  добавленную стоимость

 

Активность налоговой  системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная  функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму  налога, тогда как вычет из доходов  подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или  конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством  многократного обложения НДС  всех стадий производства продукции, работ  и услуг достигается равенство  всех участников рынка, а государство  получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и  точной информацией, получаемой из бухгалтерской  отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы  происходит увязка в единое целое  перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

    1.  Объекты налогообложения

Объектами налогообложения  по НДС, согласно статье 3 Закона «О 
НДС», выступают следующие фактические обстоятельства:

  • обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
  • обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, в том числе реализация товаров собственным работникам, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения;
  • обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);
  • обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия;
  • обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;
  • товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством РФ.2

Обороты по реализации товаров  относятся к самым распространенным объектам налогообложения. Основанием для возникновения объекта обложения  НДС в данном случае будет выступать территориальность облагаемого оборота, поскольку он возникает только на территории 
РФ. Как правило, объект обложения привязан к месту реализации товара, где происходит переход права собственности, а при осуществлении внешнеэкономической деятельности - к месту происхождения (отгрузки) товара.

Объектами НДС не признается:

  1. Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).
  2. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации.
  3. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.
  4. Передача имущества, если она имеет инвестиционный характер (вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов.
  5. Передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством России.
  6. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
  7. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
  8. Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации.
  9. Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ.
  10. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно- коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления.
  11. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
  12. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления.
  13. Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
  14. Операции по реализации земельных участков (долей в них).
  15. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
  16. Передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
  17. Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами указанных игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи.
  18. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
  19. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства.3

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы