Налог на добавленную стоимость, его сущность и регулирующая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Данная тема актуальна, так как сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относится к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную часть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…. 4
Глава 1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость ……........ 5
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость …....5-8
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость ………………….... 8-13
Глава 2 Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль …………………………………………………………….. 13
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ……… 13-16
2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС ………………………………. 17-19
2.3 Регулирующая роль НДС …………………………………………………… 19-22
Заключение ……………………………………………………………………… 22-23
Список литературы ………………………………………………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………..…. 4

Глава 1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость ……........ 5

1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость …....5-8

1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость ………………….... 8-13

Глава 2  Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль …………………………………………………………….. 13

2.1 Порядок исчисления и уплаты  налога на добавленную стоимость ……… 13-16

2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС ………………………………. 17-19

2.3 Регулирующая роль НДС …………………………………………………… 19-22

Заключение ……………………………………………………………………… 22-23

Список литературы ………………………………………………………………… 24 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. В структуре бюджета  образующих налогов исключительно  важная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость.

Данная тема актуальна, так как сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относится к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную часть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость, его сущность, функции и роли. Исходя из цели,  можно выделить следующие  задачи: рассмотрение сущности НДС  и истории возникновения; изучение роли и функций налога на добавленную стоимость; рассмотрение основ взимания НДС согласно НК РФ.

Предметом исследования является налог на добавленную стоимость. Объект исследования – налоговая  система России.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Экономическая  сущность налога на добавленную стоимость

 

1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость

Самым эффективным нововведением  в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение  налога на добавленную стоимость. Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги, налог на потребление. В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

В конце 80-х - начале 90 годов он был  установлен в государствах Восточной  Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 году от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 году системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 году вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

 

5

Изобретение налога принадлежит  французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и  обосновал его преимущества перед  налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта  при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость  является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. В 70-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС

 

6

утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось  его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года.

 Для стран же  имеющих намерение в будущем  вступить в Сообщество, необходимым  условием становилось наличие  функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

-возможность вступления  в ЕЭС;

-стремление увеличить  государственные доходы за счет  налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

-НДС позволяет оперативно  проводить налоговые операции

-НДС более эффективен, по сравнению с налогом с  продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях  его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время  НДС введен во всех странах ЕЭС. С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы.

7

Он заменил налог  с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

 

1.2.Основные  элементы налога на добавленную  стоимость

Налог на добавленную  стоимость является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации- от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован  как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной  добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС.

Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

 

 

 

Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения  признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных  работ и оказанных услуг, в  том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; товаров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

 

9

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3)   передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4)   выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

5)   передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных  участков (долей в них);

7) передача имущественных прав  организации ее правопреемнику (правопреемникам).

Не признается реализацией  товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

 

 

10

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его сущность и регулирующая роль