Модернизация налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:24, реферат

Описание

Целью настоящей работы является изучение процессов модернизации и информатизации налоговых органов Российской Федерации на современном этапе их развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Модернизация налоговых органов
1.1 Основные направления модернизации налоговых органов 4
1.2 Проблемы модернизации налоговых органов 7
Глава 2. Информатизация налоговых органов
2.1 Основные направления информатизации налоговых органов 11
2.2 Несовершенство автоматизированных информационных систем налоговых органов 13
Заключение 14
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 37.85 Кб (Скачать документ)

Источник этих недостатков  – позадачный принцип декомпозиции информационной системы в принятых проектных работах по автоматизации  налоговых расчетов на этапе формирования налоговой системы в 1990 – 1992 гг. Модернизация налоговых органов должна осуществляться на основе автоматизации рабочих процессов, а не отдельных задач.

 

Глава 2. Информатизация налоговых органов

 

 

2.1 Основные направления информатизации налоговых органов

 

Модернизация в аспекте перевода налоговых органов под современные  условия деятельности неизбежно  предполагает также проведение комплексной  информатизации налоговой службы, внедрение  соответствующих информационных технологий и систем, использование специализированных информационных продуктов в процессе осуществления налоговыми органами своих функций, а также использование  информационных технологий самими налогоплательщиками.  
В настоящее время налоговая служба с большим опережением движется вперед по внедрению электронных услуг, оставив позади все государственные структуры. Уже с 2002 года модернизация налоговых органов позволила внедрить и широко применять практику приема электронной цифровой подписи в документообороте с налогоплательщиками, и, благодаря этому, несомненно, прогрессивному сервису сдача отчетов и общения с инспекциями намного упростилась и ускорилась. В настоящее время по такой схеме работают более половины юридических лиц, а через четыре года их число планируется довести до 80%. Параллельно внедрялась и совершенствовалась система классификации адресов (КЛАДР). Это детище налоговых специалистов сейчас доведена почти до совершенства, а информацией, содержащейся в анналах ведомства, по представлению пользуются многие внешние структуры и ведомства (банки, таможня, приставы и прочее).

Впереди всех ФНС и по развитию интернет-технологий. Достаточно сказать, что на сайте налоговой службы можно получить множество полезной информации, как простейшей – о местонахождении нужной инспекции или сведениях из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и более сложной, например, об имеющейся задолженности и ее размере. Всего же наименование услуг, предоставляемых на этом ресурсе, включает более двадцати наименований. И перечень их постоянно расширяется, постепенно приближаясь к лучшим мировым образцам. Об этом говорит внедренный в рамках модернизации налоговых органов накануне мероприятия сервис, носящий название «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь уже предприниматель или просто гражданин сможет не только узнать сумму причитающихся к уплате налогов, но и перевести ее путем электронной платежной системы Сбербанка. Размеры перечислений пока невелики, – таким способом погашено лишь 3,5 млн рублей задолженности, – но прогресс налицо. Другие ведомства даже этим не могут похвастать.

Но это только начало пути. ФНС  планирует пойти еще дальше и  полностью модернизировать ИТ-инфраструктуру и все информационные системы службы. Конечная цель у всех этих мер одна – достичь высочайшего качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам. Причем предстоящая модернизация налоговых органов основывается именно на этих нововведениях, что придает им особую значимость.

Но это накладывает дополнительную ответственность на телекоммуникационные ресурсы. И они не отстают; в стране, очень динамично внедряются самые  передовые технологии. Все больше регионов охватываются современнейшими  средствами связи с инновационным  программным обеспечением, а по количеству пользователей Интернета мы уже  вторые на европейском континенте. И не за горами время, когда станем первыми.

Такой прогресс в технологиях позволит уже в ближайшие три-четыре года налоговой службе администрирование  полностью модернизировать, а налогоплательщикам пользоваться услугами службы исключительно  в онлайн-режиме, без непосредственного контакта с налоговиками [8].

 

2.2 Несовершенство автоматизированных  информационных систем налоговых  органов

 

 

 Одной из проблем,  не позволяющей в полной мере  достичь целей модернизации налоговых  органов, является несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС «Налог»), которое влечет за собой снижение уровня надежности, производительности и адаптивности. Практика применения АИС «Налог» показала, что ей присущи следующие недостатки:

– разобщенность средств  автоматизации по уровням иерархии налоговых органов;

– недостаточные информационно  – расчетные и интеллектуальные возможности средств автоматизации  по обработке разнородной информации;

– использование различных  баз для хранения одних и тех  же данных (многократное дублирование данных);

 – несовместимость (программная, информационная, лингвистическая) существующих программно – информационных комплексов (ПИК) различных налоговых органов;

 – несоблюдение принципа  однократности ввода информации  об объектах и событиях, в связи с чем аналогичная информация об одних и тех же объектах и событиях в разных ПИК может иметь различные значения;

– отсутствие единых алгоритмов и средств обмена информацией  как внутри налоговой службы, так  и с автоматизированными системами  взаимодействующих министерств  и ведомств, а также использование  различных протоколов взаимообмена;

 – невозможность комплексной  обработки информации, хранящейся  в различных базах данных.

 Источник этих недостатков  – позадачный принцип декомпозиции  информационной системы в принятых  проектных работах по автоматизации  налоговых расчетов на этапе формирования налоговой системы в 1990 – 1992 гг. Модернизация налоговых органов должна осуществляться на основе автоматизации рабочих процессов, а не отдельных задач. Разбиение системы на совокупность задач и создание для каждой из них АРМ с жестко закреплѐнным набором данных обусловили низкий уровень надежности, производительности, адаптивности и сопровождаемости программно – информационных комплексов. Имеет место плохо контролируемый рост разнообразия и сложности информационной системы в целом.

В результате трудовые и финансовые затраты на эксплуатацию и развитие системы  неуклонно возрастают. При этом прослеживается такая тенденция: производительность труда каждого налогового работника  повышается, производительность налоговой  системы в целом нет. Свою долю в этот процесс внесло также отсутствие на этапе создания налоговой системы  в 90-е годы прошлого столетия комплексных организационных и информационно – технологических моделей рабочих процессов деятельности по осуществлению налогового контроля. Современный этап развития налоговой службы тесно связан с совершенствованием государственного управления в целом, что обусловливает необходимость перестройки автоматизированной системы на базе интегрированных архитектурных решений для обеспечения необходимого уровня функциональной полноты, надѐжности, производительности и создания потенциала развития в соответствии с требованиями нормативно – методической базы налоговой политики [4].

 Что  касается программного комплекса  «Система ЭОД местного уровня»,  то здесь можно отметить следующие  проблемы, с которыми сталкиваются  его пользователи:

– громоздкость системы. У каждого отдела своя специфика  работы в системе. Более того, отсутствует  доступ к данным другого отдела. Для деятельности конкретного подразделения  есть свой набор операций, присущий только этому отделу. Объем информации в системе настолько велик, что многие операции вообще не применяются (потому что о них не знают или они не связаны с деятельностью этого отдела. Это приводит к неэффективному использованию системы, поскольку не задействованы все ее составляющие.

– сложность  системы, обусловленная первым фактором. Она рассчитана не на рядового пользователя, обладающего необходимым набором  знаний персонального компьютера, а  на специалиста, занимающегося компьютерными  технологиями. Возможности, заложенные в систему разработчиком, используются лишь на 10 – 15 %. Это связано с тем, что инспектор заучивает простейший алгоритм работы, не вдаваясь во все  подробности. Проблема налоговых органов  состоит в том, что они не уделяют  должного внимания эффективности работы инспектора в системе ЭОД. Кроме  того, важным фактором, влияющим на качество использования ЭОД, является текучесть  кадров в инспекциях. Вновь пришедшие  работники не имеют возможности  быстро ознакомиться с программой, что приводит к потере времени  и влечет за собой снижение результатов деятельности отдела. На практике получается, что из всего отдела лишь несколько человек могут свободно работать в ЭОД. Это подчеркивает необходимость постоянного повышения грамотности инспекторов в знании компьютера.

– слишком  частые обновления системы, требующие  тщательного их изучения. Несмотря на то, что вместе с корректировками  поступают и пояснения к ним, в действительности отсутствует  возможность у всех инспекторов  ознакомиться с ними. И хотя обязанность  рассказать об изменениях лежит на начальниках отделов, на практике этому  не уделяется должного внимания. Зачастую сотрудники самостоятельно пытаются разобраться  с новациями, что влечет за собой  потерю времени и, как следствие, снижение качества работы.

 –  несоответствие обновленной программы  требованиям действующего законодательства. Внесение изменений или создание  новой версии программы требует  значительных временных затрат. В связи с довольно частыми  изменениями в налоговом законодательстве  возникает противоречие между предложенной компьютерной версией и откорректированной методикой. Новая программа не может применяться в работе налоговых органов в связи с тем, что она постоянно устаревает.

– отсутствие возможности у рядового инспектора узнать полную информацию о налогоплательщике, состоящем на учете в данной инспекции. Каждый отдел ограничен в доступе  к системе. Можно просматривать  только те вопросы, которые напрямую связаны с задачами данного отдела. Наибольшие проблемы доставляет невозможность  получения сведений о налогоплательщике  любой инспекции региона (например, если он перешел в другую инспекцию). У каждого налогового органа отдельная  система и свой код для работы в ней. Отсутствие доступа к данным других инспекций доставляет неудобства. В итоге затрачивается много  времени на отправку запроса по почте  для получения необходимой информации.

Кроме того, существуют трудности технического характера, связанные с приемом  отчѐтности по телекоммуникационным каналам связи. Это приводит к нарушению сроков регистрации отчетности, отправки квитанции, подтверждающей прием отчетности, и протокола входного контроля налогоплательщикам. Поэтому должно проводиться дальнейшее совершенствование программных продуктов и технических средств, обеспечивающих передачу отчетных данных налогоплательщиков в информационные системы налоговых инспекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Российской Федерации объективно назрела необходимость проведения комплексных мероприятий по модернизации налоговых органов с целью  увеличения налоговых поступлений  в бюджет Российской Федерации, сокращения случаев налоговых правонарушений, повышения эффективности функционирования налоговых органов в целом.  
Модернизация налоговых органов Российской Федерации – комплекс мероприятий, направленных на проведение как структурных преобразований налоговых органов, так и функциональных преобразований их деятельности, изменение принципов работы должностных лиц налоговых органов.

Становление налоговых органов  как сервисной компании невозможно без использования передовых  информационных технологий, поэтому  основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный социально –  экономический и научно – технический  процесс обеспечения потребностей налоговых органов в получении  необходимых им сведений на базе информационных систем и сетей.

При этом на первый план выходят  не традиционные количественные параметры  информатизации, такие, как число  компьютеров, серверов, а направления  создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора. Используемые в деятельности налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в области информатизации и модернизации налоговых органов остаются еще нерешенными ряд проблем, препятствующих достижению поставленных целей и не позволяющих в должной мере повысить качество налогового администрирования:

 – непостоянство нормативно-правовой  базы в области налогообложения;  – концентрация основной налоговой  информации на уровне налоговых  инспекций;

 – не всегда достаточная  квалификация работников налоговых  органов; 

– недостатки линейно –  функционального построения на уровне территориальных налоговых органов;

– не в полной мере решены вопросы межведомственного информационного  взаимодействия налоговых органов  с другими органами;

– несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых  органов (АИС «Налог»);

 – трудности технического  характера, связанные с приѐмом отчѐтности по телекоммуникационным каналам связи.

Для решения этих проблем  нужны не только значительные капитальные  вложения, но и дальнейшие научные  теоретические и практические разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. 1 Волков Ю.К. В новый век с новыми технологиями подачи деклараций о доходах / Ю. К. Волков // Российский налоговый курьер. – 2009 – № 2. – С. 32-36.

2. Костин А.А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами / А. А. Костин // Бухгалтерский учет. – 2010. – № 9. – С. 9-12.

Информация о работе Модернизация налоговых органов