Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношениях, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов………..………5
1.2. Земельный налог…………………………………………………………...7
1.3. Налог на имущество физических лиц…………………………………….9

Глава 2. Роль местных налогов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации и значение в формировании функций современных государственных финансов.
2.1. Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.2. Значение местных налогов в формировании функций современных государственных финансов……………………………………………………..16
2.3. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов……………18

Глава 3. Динамика формирования местных налогов в Российской Федерации, начиная с 1991 года по настоящее время
3.1. Этапы становления налоговой системы………………………………...24
3.2. Современный этап реформирования налоговой системы……………..30
3.3. Динамика исполнения федерального бюджета по итогам 2011года….37

Заключение……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по Региональные и местные налоги и сборы с организаций.docx

— 87.58 Кб (Скачать документ)

е) часть доходов от регулирующих налогов может (в установленных  федеральным законодательством  случаях - должна) распределяться между  местными бюджетами на основе формализованных  методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.), учитывающих местные особенности.

На местном уровне существует проблема недостаточности собственных доходов.

В современных условиях проведения административной реформы в стране проблема недостаточности собственных  доходов местных бюджетов может  отрицательно сказаться на всех направлениях проведения административной реформы.

В Российской Федерации 85 регионов и большое количество муниципальных образований. В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделены такие муниципальные образования, как муниципальные районы и поселения.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о формировании доходной базы бюджетов новых муниципальных  образований, в частности, поселений. Кроме того, новая редакция закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» построена на признании  положения статьи 12 Конституции  РФ, а именно: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Таким образом, со стороны  государства исключается контроль за целесообразностью принимаемых  органами местного самоуправления решений  по вопросам местного значения, в том  числе и по налогообложению. Статья 132 Конституции РФ определяет, что  органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, в том числе устанавливают местные налоги и сборы. При этом каких-либо ограничений приведенная конституционная норма не содержит. Как показывает исторический опыт, право обложения налогами и сборами в России принадлежало органам местного самоуправления – общинам – изначально, и государственная власть постепенно все больше вмешивалась в дела самоуправляющихся общин, ограничивая их фискальные полномочия при помощи различных юридических механизмов.

Правительством РФ в Государственную  Думу РФ внесен законопроект о внесении изменений и дополнений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  реформирования межбюджетных отношений  и финансовых основ местного самоуправления.

Целью данной реформы являлось создание и введение, начиная с 2006 года, новой  системы межбюджетных отношений  на основе уточнения разграничения  бюджетных и налоговых полномочий между органами власти разного уровня, изменения бюджетного устройства и  общих принципов организации  бюджетной системы РФ, разграничения  налоговых доходов между бюджетами  разных уровней бюджетной системы  РФ.

Законопроект, кроме федерального бюджета и бюджетов субъектов  российской Федерации, предусматривает  разделение местных бюджетов на бюджеты  двух уровней (типов) – муниципальных  районов и поселений. Одна из идей реформы местного самоуправления заключается  в том, как обеспечить в необходимом  объеме финансирование муниципалитетов  и из каких источников.

Кроме того, законопроектом уточняется понятие «собственные доходы бюджетов» (под которыми понимаются все виды доходов, за исключением субвенций  на реализацию «делегированных» полномочий) и «безвозмездные перечисления» (в  частности, из состава финансовой помощи бюджетам других уровней исключаются  субвенции на выполнение «делегированных» полномочий).

Одновременно в Бюджетном Кодексе  Российской Федерации предполагается ввести нормы, регулирующие установление нормативов отчислений в местные  бюджеты органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. Предлагается передать полномочия по установлению нормативов отчислений от региональных налогов в местные  бюджеты органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, отказавшись от действующей практики установления указанных нормативов федеральными законами. В случае передачи налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты, соответствующие  нормативы (сверх уровня, установленного БК РФ), как правило, должны быть стабильными  и едиными для всех муниципальных  образований соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  вменяется обязанность передать местным бюджетам по единым и (или) дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений не менее 20 % налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный подход позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. разделить налоговые доходы  между бюджетами муниципальных  районов и бюджетами поселений  с учетом объективных территориальных  различий в соотношении расходных  обязательств местных бюджетов  разных уровней (типов);

2. определить оптимальную для  каждого региона степень выравнивания  различий в бюджетной обеспеченности  муниципальных образований за  счет сочетания единых и дифференцированных (по формуле) нормативов отчислений  от данного налога, в том числе  – перераспределить значительную  часть поступлений по месту  жительства граждан.

Законопроектом также предусматривается  отказ от практики централизации  местных (региональных) налогов в  бюджеты более высокого уровня. Вместе с отказом от расщепления федеральными законами налоговых доходов от региональных (местных) налогов и установления БК РФ нормативов по целому ряду налоговых  доходов на уровне 100 %, это означает существенный шаг к реализации принципа «один налог – один бюджет».

Местные органы самоуправления в России представляют территории с разным социальным уровнем развития населения и  разными климатическими особенностями. Так, в особом социальном и климатическом  положении находятся малочисленные  народы Севера. В этой связи для  данной категории населения на местном  уровне необходимо выработать особый механизм налогообложения.

Анализ зарубежного опыта налогообложения  может оказать большую пользу в реформировании местного налогообложения. Общая величина местных сборов в  странах Запада оценивается величинами от одной до двух третей бюджета  того или иного муниципалитета. Недостающее  восполняется трансфертами с более  высокого административного уровня – будь то штат, федеральная земля, федерация. За рубежом также взимаются: налог на игорный бизнес, налог  на гостиничные услуги, сбор за регистрацию  автомобилей, налог на парковку автомобилей.

Зарубежная практика финансового  обеспечения муниципалитетов показывает, что разработанные системы местных  сборов способствуют развитию экономик территорий, повышению потребительского спроса, жизненного уровня населения. Современные западные системы местного налогообложения во многом основываются на классических воззрениях, особенно при наличии на местах немалого количества собственных объектов обложения, передачи им в основном имущественных налогов, ограниченно используют косвенные  налоги.

Можно предложить совершенствование  системы местных налогов. В рамках федерального закона, гарантирующего не чрезмерность общего налогового бремени путем установления экономически обоснованных ограничений соответствующих полномочий региональных и местных органов, эти органы должны сами определять состав вводимых ими налогов, руководствуясь только и исключительно собственной фискальной выгодой. Утверждения о загромождении налоговой системы значительным числом нецентральных местных налогов и сборов не могут быть приняты во внимание, так как в настоящее время многие из них реально взимаются под иными названиями.

Следует выявить и юридически закрепить  за муниципальными образованиями те налоги, которые в настоящее время  взимаются нелегально под видом  иных платежей, то есть провести так  называемую «инвентаризацию незаконных платежей».

Кроме того, серьезного обсуждения заслуживает  вопрос о создании целевых бюджетных  фондов на региональном уровне для  поддержки данных сельских населенных пунктов и ликвидации ветхих строений. Доходная часть целевых бюджетных фондов может формироваться за счет следующих источников:

1) поступления от применения  упрощенной системы налогообложения  и единого налога на вмененный  доход;

2) для формирования доходной  части целевых бюджетных фондов  можно предложить ввести сбор  с автозаправочных станций, сеть  которых достаточно быстро развивается.  Ставку данного сбора можно  установить в размере 1 % от  оборота. Средства, которые автозаправочные  станции будут уплачивать в  бюджет, могут быть приняты ими  в качестве внереализационых  расходов, уменьшающих налогооблагаемую  прибыль;

3) анализ доходной базы муниципалитетов  в динамике показывает, что значительно  быстрее растут доходы урбанизированных  муниципалитетов. А доходы сельских  районов – падают. Это требует  от российского законодателя  большей гибкости в установлении  налоговых полномочий сельских  муниципалитетов. К сожалению,  единственное, что пока предпринял  законодатель в этой сфере,  – это освобождение от налога  на доходы физических лиц, для  которых применяется упрощенная  система налогообложения сельскохозяйственных  товаропроизводителей (статья 217 НК  РФ). Вместо этого следует обратиться  к изысканию дополнительных источников  доходов, в частности, такой  дополнительный доход может извлекаться  из обложения объектов незавершенного  строительства, которых к сельской  местности достаточно много. Введение  данного налога осложняется проведением  мероприятий по инвентаризации  недостроенных объектов, что сопряжено  с финансовыми затратами;

4) налог на имущество физических  лиц может должен быть модифицирован,  с учетом предоставления права  органам местного самоуправления вводить поправочные коэффициенты, в зависимости от реальной стоимости имущества, учитываемой для целей налогообложения.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что закрепленный в статьях 14 и 15 НК РФ перечень местных налогов  и сборов нуждается в расширении. При этом в основу такого расширения следует положить наиболее эффективные  налоги и сборы, которые в настоящее  время взимаются под иными  наименованиями и законодательством  о налогах и сборах не регулируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Динамика формирования местных налогов в Российской Федерации, начиная с 1991 года по настоящее время.

 

3.1. Этапы становления налоговой системы России.

 

До начала перестройки, в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала  налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы. Налоги как  таковые были установлены исключительно  для кооперативного и частного секторов, доля которых в экономике была исключительно мала и не играла практически  никакой роли, а также для личных доходов граждан. В частности, поступления  подоходного налога с населения  составляли не более 5-6% доходов государственного бюджета страны. При этом основным предназначением указанного налога являлось перераспределение доходов  лиц, не относящихся к категории  рабочих и служащих. Это обеспечивалось тем, что для большинства физических лиц применялась налоговая ставка в размере 8,2-13%. Тогда как налог  с доходов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, взимался по значительным ставкам. Все другие формы платежей государственных предприятий в бюджет, хотя нередко и имели налоговое звучание (налог с оборота, плата за трудовые ресурсы и другие), налогами по своей экономической сути не являлись. Это связано с тем, что почти все предприятия, являясь государственной собственностью, не имели практически никакой финансовой самостоятельности и их взаимоотношения с государством носили сугубо индивидуальный характер. В связи с отсутствием основополагающих принципов налогообложения неуместно говорить о наличии в СССР налоговой системы. Речь может идти исключительно о системе изъятия финансовых ресурсов, политика которой по отношению к конкретному предприятию менялась ежегодно. Одновременно необходимо отметить, что в Советском Союзе налоги в идеологическом аспекте считались чуждым элементом для социалистического общества. И это естественно, поскольку в рамках единой социалистической собственности экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству - доход, созданный предприятиями, фактически изначально полностью являлся государственным. Именно эти положения исторически предопределяют и до настоящего времени являются главными причинами отсутствия общепринятой налоговой культуры в Российской Федерации.

Первые ростки налоговой системы  появились в конце 80-х годов, когда  начали зарождаться другие формы  собственности. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения  государственной собственности  под воздействием иных форм собственности  вызвали необходимость введения налоговой системы. Ведь в своей экономической первооснове налог - это смена собственности. В этих условиях 1 января 1991г. был введен в действие Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие. Следует отметить следующие характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства. На территории России была установлена "одноканальность" сбора налогов, т. е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем их часть предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы. Одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения. В частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная - 45%. В дальнейшем в развитии налоговой системы России можно выделить два основных этапа: до принятия части первой НК РФ, (1991-1998) и после введения его в действие (с 1999г).

Информация о работе Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация