Классификация налогов и исторический опыт их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ роли и пути совершенствования налогов в налоговой системе РФ.
Чтобы реализовать поставленную цель, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения;
Рассмотреть исторический опыт развития налогообложения;
Изучить классификацию налогов в налоговой системе РФ
Проанализировать роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ;
Выявить основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность налогов и исторический опыт их использования……………….5
Сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения5
Исторический опыт развития налогообложения………………………9
Классификация налогов в налоговой системе РФ…………………….13
Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ……………….34
Подоходные налоги……………………………………………………34
Акцизы……………………………………………………………………37
Государственная и таможенная пошлины…………………………….39
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……40
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………….46
Приложения…………………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

Классификация налогов и исторический опыт их использования - курсовая работа.doc

— 574.00 Кб (Скачать документ)
    1.   Классификация налогов  в налоговой системе  РФ

     В настоящее время виды налогов  и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

     Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

    • федеральные:
    • региональные;
    • местные.

     Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и  изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

     Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории соответствующих  субъектов РФ. Правительство субъектов  Федерации наделено правом вводить  или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

     Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам  местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

     Классификация налогов в РФ в зависимости  от уровня установления 

Уровень установления Налоги
Федеральные Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц 

Налог на прибыль  организаций 

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов

Государственная пошлина

Региональные Налог на имущество  организаций 

Транспортный  налог 

Налог на игорный  бизнес

Местные Земельный налог

Налог на имущество  физических лиц


 

     При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

     В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • прямые;
    • косвенные.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

           Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.

     Косвенные налоги — наиболее простые для  государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для  налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще  и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

     Вместе  с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

     Нередко на практике проводят разделение налогов  в зависимости от их использования:

    • общие;
    • специальные.

     К общим налогам относятся большинство  взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

     В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

    • страховые взносы;
    • транспортный налог;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

     В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

     В зависимости от финансово-экономической  целесообразности и отражения в  бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

    • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
    • относимые на издержки обращения и затраты производства;
    • относимые на финансовые результаты;
    • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

     В зависимости от принадлежности к  уровню бюджета налоги можно подразделить так:

    • закрепленные;
    • регулирующие.

     Закрепленные  налоги непосредственно и целиком  поступают в конкретный бюджет или  во внебюджетный фонд. Среди них  выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

     Регулирующие  налоги поступают одновременно в  бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

     Особая  категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В  НК РФ предусмотрена возможность  установления четырех таких режимов.

     Классификация налогов в РФ в зависимости  от субъектов налогообложения 

Субъект налогообложения Налоги
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами Налог на прибыль

Налог на имущество  организаций

Налоги, уплачиваемые физическими лицами Налог на доходы физических лиц 

Налог на имущество  физических лиц

Смешанные налоги Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость

 Транспортный  налог 

Налог на игорный  бизнес


 

     Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Особенность этих налогов состоит в том, что  со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ. [6]

     Остановимся поподробнее на классификации налогов  по территориальному делению.

     Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации отражает три уровня бюджетной системы РФ и наряду с федеральными налогами и сборами предполагает региональные и местные налоги.

     Перечень  федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом  кодексе и не может быть изменён  иначе, чем путём внесения изменений  в Налоговый кодекс.

     Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • Государственная пошлина [7]

     Рассмотрим  их поподробнее.

     Налог на добавленную стоимость.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. [10]

     Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются (статья 143 НК РФ):

  • Организации;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством HA о таможенном деле;

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции (статья 146 НК РФ):

  • Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация "предметов залога" и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении "отступного" или "новации", а также передача имущественных прав. Также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, "расходы" на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • Строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. [8]

     Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18%.

     Для некоторых продовольственных товаров  и товаров для детей в настоящее  время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов.

Информация о работе Классификация налогов и исторический опыт их использования