Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:17, доклад

Описание

Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля – она менее трудоемкая, чем выездная налоговая проверка. К тому же именно камеральная налоговая проверка позволяет определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа.

Работа состоит из  1 файл

Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Камеральная налоговая  проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля – она менее трудоемкая, чем  выездная налоговая проверка. К тому же именно камеральная налоговая  проверка позволяет определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка – это проверка бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком в  налоговые органы. 
Порядок проведения камеральных налоговых проверок установлен ст. 88 НК РФ. Предусмотренные в данной статье правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок, позволяют в рамках данной формы налогового контроля выявить в деятельности налогоплательщика неточности и нарушения, которые при дальнейшем рассмотрении могут привести к доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций. 
Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику. Необходимо учесть, что камеральная проверка проводится без какого-либо специального разрешения руководства налоговой инспекции. 
Налоговые органы вправе проводить камеральную налоговую проверку при каждом представлении налоговой декларации и прилагаемых к ней документов. 
Дополнительным основанием для камеральной налоговой проверки могут также выступать другие документы о деятельности налогоплательщика, которыми располагает налоговый орган (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это могут быть бумаги и сведения, полученные в результате других проверок, а также материалы, представленные в налоговый орган органами внутренних дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ.

Однако хочется обратить внимание налогоплательщиков, что проведение камеральной налоговой проверки на основании только имеющихся у  налогового органа сведений и документов в случаях, когда налогоплательщик не представил декларацию, невозможно. 
Проверка заключается в сопоставлении представленных в налоговый орган документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. 
Цель камеральной проверки – выявление ошибок и противоречий, содержащихся в представленных документах. Основное содержание проверки – анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.

На проверку отводится три месяца со дня представления отчетности. В течение этого времени налоговики проверяют полноту представленной отчетности, своевременность ее представления, правильность оформления отчетности, правильность исчисления налоговой базы, правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов. Срок проверки отсчитывается с того дня, когда в налоговый орган представлены последние декларации и указанные сведения.

В ходе камеральной проверки налоговым  органом могут быть выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Также могут быть выявлены несоответствия сведений, представленных учреждением, сведениям, которые содержатся в документах, находящихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. 
Истребование соответствующих документов – один из основных спорных вопросов, связанных с проведением камеральной налоговой проверки. 
К сожалению, часто на практике налоговые органы обязывают налогоплательщиков в рамках камеральной налоговой проверки представлять для проверок любых налоговых деклараций все бухгалтерские и налоговые регистры и документы, на основании которых заполнены показатели данных деклараций.

Хочется обратить внимание, что в  ходе камеральной проверки налоговый  орган не всегда может истребовать  у организации дополнительные сведения и документы. Так, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ по требованию налогового органа налогоплательщик обязан в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести в декларацию (расчет) соответствующие исправления лишь в трех случаях:

- если в декларации обнаружены ошибки;

- если выявлены противоречия в документах, представленных вместе с декларацией; 
- если есть несоответствия между данными, которые представила компания, и сведениями, полученными инспектором из имеющихся у него документов или при проведении налогового контроля.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при  их отсутствии) налоговый орган установит  факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны составить акт проверки.  
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям. 
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Также на основании пп. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ налоговые органы во время камеральной проверки могут истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.

Это документы, подтверждающие право на использование налоговых  льгот, доказывающие правомерность  применения налоговых вычетов по НДС или являющиеся основанием для  исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов. На основании п. 7 ст. 88 НК РФ истребование документов и сведений в иных случаях неправомерно. 
Право налоговиков на истребование у проверяемого лица в рамках налогового контроля необходимых для проверки документов закреплено в п. 1 ст. 93 НК РФ. Для истребования документов проверяющий вручает налогоплательщику требование о представлении документов (информации) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 N ММ-3-06/338@. В нем должны быть указаны наименования, реквизиты документов, период, к которому они относятся. Данный приказ действует с 31.08.07. Если в требовании не указано количество истребуемых документов, то нельзя определить количество документов, за непредставление которых в установленный срок налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности. В таких случаях арбитражные суды встают на сторону налогоплательщика. 
Интересующие контролеров документы должны быть представлены проверяемым в виде заверенных им копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (пп. 2, 3 ст. 93 НК РФ). 
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ), а отказ в представлении документов наказывается штрафом в размере 10000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). 
Однако НК РФ предписывает запрашивать лишь те документы, которые служат основанием запрашивать их лишь для исчисления и уплаты налога. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Дополнительные документы могут понадобиться, если обнаружены арифметические ошибки или иные противоречия между данными, отраженными в налоговой декларации, и данными налогового органа о деятельности налогоплательщика. Но и в этом случае потребовать можно не любой документ, а тот, на основании которого делается расчет (например, регистры налогового учета, а не первичные документы). Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и не должна подменять собой выездную проверку. Если камеральной проверкой в представленных документах не выявлены противоречия, то и правовых оснований для истребования дополнительных документов не имеется. 
От результатов проведения камеральной налоговой проверки зависит порядок ее завершения и оформления. Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки прописан в ст. 100 НК РФ. Если налоговым инспектором не выявлено в декларации ошибок или противоречивых сведений, а также не установлено наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, то на этом проверка заканчивается. Инспектор подписывает декларацию и на ее титульном листе ставит дату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 


Информация о работе Камеральная налоговая проверка