Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является подведение итогов реформирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались следующие вопросы: раскрытие понятия и содержания налоговой системы и ее основных структурных элементов; проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации; исследование основных этапов развития налоговой системы в России.

Объектом исследования, является процесс формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Предмет - налоговая система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ Галенко П.С. Эуб-81 2003.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     Президент РФ в бюджетном послании, определяя  основные направления налоговой  политики, отметил, что "в 2004 - 2005 годах  предстоит в основном завершить  налоговую реформу. Налоговая система  должна обеспечивать финансирование бюджетных  потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов". При этом Президент РФ отметил, что в стране "Назрела необходимость усовершенствовать порядок взимания НДС: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. С 2006 года целесообразно снизить ставку этого налога" [21].

     С 2005 года признается утратившим силу Закон  РФ от 27. 12. 91 № 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации". С 2005 года перечень налогов и сборов, взимание которых в Российской Федерации допускается, будет содержаться непосредственно в НК РФ. Согласно Федеральному закону от 29. 07. 2004 № 95-ФЗ, система налогов и сборов Российской Федерации с 2005 года будет состоять из пятнадцати налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов (статьи 13-15,18 Кодекса).

     С 2005 года не взимаются налоги и сборы, не установленные НК РФ. В том  числе налог на рекламу, налог  на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация", а также сборы за выдачу лицензий и - право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Вместе с тем, часть из названных обязательных платежей будет преобразована в сборы и отражена в главе "Государственная пошлина", а деятельность по распространению или размещению рекламы может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход. В систему налогов не вошли также таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, регулируемые специальными актами законодательства. Доходы от указанных платежей должны быть определены в группе неналоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.

     Сегодня на территории страны взимается несколько имущественных налогов, в том числе земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Однако в процессе совершенствования имущественных налогов предлагается заменить эти налоги и постепенно перейти на налог на недвижимость, объектом налогообложения которым будут земельные участки и имущественные объекты, связанные с землей. Проект главы о налоге на недвижимость был принят Государственной Думой в составе законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Принятие этого законопроекта означает, что, начиная с 2005 года организации и физические лица, имеющие в собственности жилые помещения и земельные участки под ними, будут уплачивать в местный бюджет до 1% от рыночной стоимости недвижимости.

     Таким образом, в ходе реформирования налоговой системы, произошло немало позитивных, радикальных изменений. Многие недостатки прежней налоговой системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в настоящее время в Российской Федерации в целом существует оптимальная структура налогов, действия государства, направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от уплаты налогов. Все это способствует тому, что современная налоговая система выполняет главное предназначение - пополнение государственной казны. В то же время еще остается ряд нерешенных проблем, о которых мы скажем в заключении [14].

     В настоящее время порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов  регулируется нормами НК РФ и законодательства, действующего в части, не противоречащей Кодексу. Применение ряда положений Части первой НК РФ поставлено в зависимость от введения всех глав Части второй Кодекса в 2005 г. Таким образом, в полном объеме новая налоговая система начала действовать с 2006 года.

 

II. Практическая часть

 

Заключение

     В процессе нескольких этапов реформирования, действующая российская налоговая  система по своей общей структуре, принципам построения и перечню  налоговых платежей, приобрела очертания  соответствующие системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в развитых странах с рыночной экономикой. На современном этапе завершения налоговой реформы, действия государства, направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от уплаты налогов, на снижение налоговой нагрузки и на усиление роли регулирующей и стимулирующей функции налогов. Все это способствует тому, что основное предназначение налоговой системы - наполнение государственного бюджета налоговыми доходами - выполняется. Но такое положение дел существовало не всегда.

     С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система приобретала  конфискационный характер. Через  различные налоги у предприятий изымалось до 85-90% прибыли. Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита. Созидательный аспект налогообложения фактически отсутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в инвестиционной деятельности, оттоку капиталов из отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в сферу спекулятивных "коротких денег", в теневую экономику, создавало предпосылки для развития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения.

     И хотя, многие недостатки прежней налоговой  системы в ходе проведенной масштабной реформы были устранены, и в налоговом  законодательстве произошло немало позитивных, радикальных изменений, для того, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков, предстоит сделать еще очень много.

     Ныне  основной недостаток налоговой системы  России состоит в том, что она не достаточно увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи приводит к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика становится затратной. Поэтому налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

     Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, государственных служащих, пенсионеров  и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.  
 

 

     

Список  использованной литературы

  1. Налоговый Кодекс (НК РФ) // Информационный правовой портал Гарант (информационно-правовое обеспечение) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/24/#20024
  2. Парыгина В.А., К. Браун, Дж. Масгрейв, Тедеев А.А. – М.: ЭКСМО, 2006. – 640 с.
  3. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –  512 с.
  4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
  5. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
  6. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 720 с.
  7. Шувалова Е.Б., Кучумова Е.Г., Сычева Е.И., Лебедев И.Л., Шуртакова Т.А. Налоги и налогообложение Часть первая: учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – 260 с.
  8. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высшее образование, 2007. – 426 с.
  9. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: учебник. – М.: изд-во ЭКСМО, 2004. – 864 с.
  10. Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. – М.: Юристъ, 2005. – 910 с.
  11. Ушакова О. Актуальные вопросы налоговой реформы // Парламентские слушания [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.pnp.ru/archive/16800119.html
  12. Агибалова А., Армяков М., Гейнц Д., Горланов А., Презанти К. Аналитическая записка // Эксперт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urbc.ru/32564-post32564.html
  13. Стрижова С. Налоги и налогообложение // Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/00_cdo_old/demo_res/nalog/01_01.html
  14. Дедов В. Налоговая реформа завершена? // Профессионал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://audit39bfe.ru/professional
  15. Воронин Ю. Налоговая система России и экономическая политика // Обозреватель [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N10-12_96/10-12_12.HTM
  16. Пансков В.Г О налоговой системе // Федеральный справочник [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mediatext.ru/docs/12782
  17. Крамаренко Л., Российская налоговая система: исторические аспекты развития // Центр общественных экспертиз [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.nest-expert.ru/node/59
  18. Межуева Т. Система налогообложения для индивидуального предпринимателя // Российский бухгалтер [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosbuh.ru/article.asp?rba_id=2948
  19. Сайфиева С., Гильманова А. Совершенствование налоговой системы России в целях обеспечения стабильного экономического роста // Вопросы экономических наук [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cemi.rssi.ru/mei/articles/sajf-gil08-1.pdf
  20. Ставки налогов в 2010 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog2000.ru/stavki_nalogov_v_2010_godu_v_rossii.php
  21. Лобанов В. Цели, задачи и проблемы налогового администратирования в современных условиях развития налоговой системы РФ // САФБД  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sifbd.ru/articles/2004_4/article796.doc
  22. Стрижова С. Развитие налоговой системы в РФ // Налоги и налогообложение (электронно методический комплекс) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.kgau.ru/distance/00_cdo_old/demo 
    _res/nalog/01_01.html

Информация о работе Этапы становления налоговой системы РФ и ее реформирование