Элементы налогообложения транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность транспортного налога;
проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую исчисление и уплату транспортного налога;
исследовать основные элементы транспортного налога;
определить место транспортного налога в формировании доходной части бюджета ;
выявить основные проблемы, возникающие при исчислении транспортного налога, и пути их решения.

Работа состоит из  1 файл

Транспортный налог.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО «Виста»

 

      Налоговая декларация по транспортному налогу заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

При представлении Декларации лично  налогоплательщиком или его представителем по их просьбе налоговый орган проставляет на копии Декларации отметку о принятии и дату ее представления. При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой  декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".[7]

     В соответствии со ст.363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В Орловской области по истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают транспортный налог за истекший налоговый период с учетом уплаченных ранее авансовых платежей не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом. [4]

Данная декларация была представлена в ИФНС №2 по Заводскому району г.Орла 28.01.2010 года (Приложение 16).

Декларация по транспортному налогу состоит из трех страниц: титульный  лист, раздел 1 и раздел 2. В верхней части каждой страницы Декларации указан идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации, а также указывается порядковый номер страницы.

Налоговая декларация заполняется с Раздела 2, так как в нем производится расчет суммы налога по каждому транспортному средству.

Так, в ОАО «Виста» исчисленная  сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет по автомобилю «ГАЗ-Волга- 3102-101»  составила 619 рублей; по автомобилю «ВАЗ Нива 21212Б» - 1350 рублей; по автомобилю «ЗИЛ-133» - 12600 рублей; по автомобилю «КАМАЗ-5320» - 10458 рублей. Общая сумма, подлежащая уплате в бюджет, составила 25027 рублей и была отражена по строке 030 Раздела 1. По строке 040 отражена сумма всех авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение всего налогового периода, которая составила 18414 рублей.

Строка 050 Раздела 1 находится как  разность исчисленной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и суммы  авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение всего налогового периода. Таким образом,

строка 050 = строка 030 – строка 040, т.е.

строка 050 = 25027 – 18414 = 6613 рублей.

Исходя из расчетов, можно увидеть, что ОАО «Виста» в 2009 году уплатила налог в сумме 6613 рублей.

По коду строки 010 указан код бюджетной классификации (КБК) в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.

 

На титульном листе указано  следующее:

    1. вид документа ("1" – первичный);
    2. отчетный год, за который представляется Декларация (2009 год);
    3. полное наименование налогового органа, в который представляется Декларация, и его код (Открытое акционерное общество «Виста»)
    4. номер контактного телефона налогоплательщика ((4862)72-24-76);
    5. количество страниц, на которых составлена Декларация (003).[4]

      Таким образом, налоговая декларация является важной формой финансовой отчетности по транспортному налогу.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития исчисления и уплаты транспортного налога

 

3.1 Проблемы уплаты транспортного налога в Российской Федерации.

    Особенности определения налогоплательщика.

    Как следует из ст. 357 НК РФ, к налогоплательщикам транспортного налога относятся организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

    Однако на практике, в ситуациях, когда транспортное средство оформляется в аренду, приобретается в лизинг, временно не используется, находится в розыске, утилизировано или конфисковано по решению суда, возникают трудности с определением налогоплательщика.

    При заключении договора аренды плательщиком транспортного налога является арендодатель, который должен рассчитать арендную плату так, чтобы в нее была включена сумма транспортного налога.

     В случае получения транспортного средства по лизингу плательщиком налога может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель. Все зависит от того, на кого зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

    Если по договору лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингодателя, временно передано по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлено на учет в ГИБДД по местонахождению последнего, то плательщиком транспортного налога остается лизингодатель. В случае регистрации предмета лизинга лизингополучателем по поручению лизингодателя на имя последнего в регистрационных документах указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.

    Лизингополучатель (организация, владеющая транспортным средством по договору лизинга) выступает плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию данное транспортное средство зарегистрировано на него.

    При условии регистрации транспортного средства в ГИБДД его владелец - организация или физическое лицо - будет являться плательщиком транспортного налога, даже если он временно не использует данное транспортное средство.

    В случае конфискации транспортного средства по решению суда (без возврата собственнику) транспортный налог не взимается с момента вынесения указанного решения. Заинтересованному лицу необходимо представить соответствующее решение суда в налоговый орган.

    Если транспортное средство подлежит утилизации, то транспортный налог уплачивается до момента снятия его с учета (представления в ГИБДД документа, подтверждающего утилизацию транспортного средства).

    Налоговый кодекс РФ (подп. 7 п. 2 ст. 358) не признает объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения уполномоченными органами факта угона (кражи). Предъявление в налоговый орган справки из органов милиции, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, - гарантия того, что транспортный налог в период, пока оно находится в розыске, взиматься не будет.

    При этом справка должна представляться в налоговый орган до окончания розыскных мероприятий, т.е. ежегодно на начало налогового периода.

    Отнесение транспортных средств к определенной категории.

    От категории транспортного средства зависит ставка налога и соответственно его сумма. Из-за отсутствия в Налоговом кодексе РФ ссылки на документ, которым необходимо руководствоваться при отнесении транспорта к той или иной категории, между налоговыми органами, налогоплательщиками и судами постоянно возникают разногласия - все они ссылаются на совершенно разные документы, которые даже не являются нормативными.

    Так, многие налогоплательщики относят автомобили УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-3909 к легковым, опираясь на их технические паспорта. Но некоторые арбитражные суды автомобиль УАЗ-3962 относят к автобусам, руководствуясь Отраслевой нормалью автомобильной промышленности и письмами завода-изготовителя, а автомобили УАЗ-3303 и УАЗ-3909 - относятся к категории грузовых, поскольку об этом также свидетельствует заключение завода-изготовителя.

    Попытка разрешить данную ситуацию была предпринята Минфином России. В частности, было определено приоритетное значение Конвенции о дорожном движении по сравнению с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, так как последний не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ, и потому может применяться для целей исчисления транспортного налога только в части, не противоречащей Конвенции. Чтобы избежать дальнейших разногласий, в главу 28 НК РФ необходимо внести изменения, а именно указать документ, на который следует ссылаться при определении категории транспортного средства.[12]

О понижающем коэффициенте к налоговым  ставкам.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным, он поступает в бюджет субъекта Федерации. Однако поступления данного налога, как правило, невелики.

    При установлении ставок налога нужно обратить особое внимание на транспортные предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющие пассажирские перевозки. Не секрет, что большая часть транспортных средств в регионах используется свыше установленного срока их эксплуатации. Автобусный парк обновляется редко.

    В связи с этим для транспортных предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается установить понижающий коэффициент при исчислении транспортного налога с пассажирского транспорта, срок эксплуатации которого превышает установленный уровень. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Необходимым условием применения коэффициента должно стать целевое использование сэкономленных транспортным предприятием средств - для обновления подвижного состава. Применение понижающего коэффициента позволит не только снизить себестоимость пассажирских перевозок, но и ускорить процесс обновления автобусного парка.

    В целях более точного  учета транспортных средств для  расчета транспортного налога  с применением понижающего коэффициента  предлагается ввести специализированные  формы учетных регистров.

    В регистре, который заводится  на каждое транспортное средство, будет содержаться следующая информация: идентификационный номер транспортного средства, регистрационный знак, модель, год изготовления, мощность двигателя, фактический срок эксплуатации, превышение фактического срока эксплуатации над установленным уровнем, размер понижающего коэффициента, количество владельцев, ставка налога, сумма перечисленного авансового платежа по транспортному налогу.

    Наиболее оптимальным  было бы автоматизированное ведение  и формирование указанных регистров.  Это позволило бы облегчить труд бухгалтера при расчете транспортного налога по каждому транспортному средству с учетом срока его полезного использования.[10]

 

 

3.2 Совершенствование уплаты транспортного налога в Российской Федерации

 

В целях повышения налоговой  автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов,  с 2010 года внесены следующие изменения в главу 28 НК РФ:

1) предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;

2) увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Кодекса в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов. [14]

    Несмотря на простоту  исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от  порядка исчисления налога на прибыль, НДС, страховых взносов во внебюджетные фонды, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в ст. 359 НК РФ.

Подытоживая, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.

 К сожалению, транспортный  налог в настоящее время не является целевым. Дороги в Орловской области желают лучшего.

 

Информация о работе Элементы налогообложения транспортного налога