Экономическая роль НДС. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской Федерации, его экономической роли, а также механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
- ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
- исследование экономической природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
- анализ изменений в порядке взимания и исчисления НДС;
- анализ НДС как основного налога формирующего бюджет РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации………. 5
1.1 История возникновения и развития НДС в мире и в России…………..……. 5
1.2 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ………………………………………………………………………………………………… 10
2. Методика действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ….. 17
2.1 Плательщики НДС……………………………………………………………………..…18
2.2 Объект налогообложения по НДС…………………………………………………… 21
2.3 Налоговая база по НДС…………………………………………………………….……23
2.4 Порядок исчисления и уплаты НДС……………………………………….…………24
Заключение……………………………………………………………………..……………….32
3. Расчетная часть…………………………………………………………………………..34
3.1. Налог на доходы физических лиц ………………………………………………….. 34
3.2. Единый социальный налог ………………………………………………………..…. 41
3.3 Налог на добавленную стоимость ……………………………………………….….. 47
3.4. Налог на имущество организаций ………………………………………………….. 59
3.5. Транспортный налог …………………………………………………………………... 64
3.6. Налог на прибыль организаций ……………………………………………..……… 65
Список использованных источников …………………………………………………… 68
Приложение 1 ………………………………………………………...…………………….…. 70
Приложение 2 ………………………………………………………...…………………….…. 71
Приложение 3 ………………………………………………………...…………………….…. 72

Работа состоит из  1 файл

Экономическая роль НДС.doc

— 570.00 Кб (Скачать документ)

И наоборот, согласованию подлежит вариативная компонента, которая объективируется в добавленную стоимость. Добавленная стоимость как количественно-стоимостной показатель меры труда и прибавочного продукта может быть выявлена исключительно в процессе согласования сторонами сделки меновой стоимости реализуемого товара, и такой процесс согласования является единственным экономически обоснованным рыночным инструментом.

Налог на добавленную стоимость как налог на потребление не облагает инвестиции предприятий. Когда предприятие решает проблему инвестиционного развития собственными силами, приобретая или создавая основные фонды, то получает возможность немедленного принятия к вычету НДС, уплаченного при покупке инвестиционных товаров (применяется общий порядок получения вычетов).

Налог на добавленную стоимость, уплаченный при осуществлении капиталовложений, предусматривает его полное возмещение, как и при приобретении иных товаров и услуг, что обеспечивает его нейтральность по отношению к выбору между потреблением и инвестированием.

Налоговая база определяется как денежное выражение добавленной стоимости (ДС), исчисленной в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, оплаченных покупателем (В), и стоимостью материальных затрат (МЗ):

ДС = В - МЗ,

где В - выручка от реализации товаров (работ, услуг);

МЗ - стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии, услуг и другие материальные расходы, приобретенные у других производителей и потребленные в процессе производства, которые определены НК РФ.

В соответствии с системой национальных счетов добавленная стоимость - это разность между выпуском товаров и услуг (выручка) и стоимостью потребленных материальных средств производства и услуг других организаций (промежуточным потреблением)[8].

3. В соответствии со ст. 52 НК РФ и с п. 1 ст. 53 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как арифметическое произведение двух, установленных в п. 1 ст. 17 НК РФ, обязательных элементов налогообложения - налоговой базы и налоговой ставки.

Поэтому в ст. 173 НК РФ необходимо установить, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение исчисленной по данным бухгалтерского учета добавленной стоимости и ставки налога.

SUM НДС в бюджет = ДС x Ставка налога.

4. Добавленная стоимость товара (на которую начисляется налог) включает в себя амортизационные отчисления. При приобретении основных средств и нематериальных активов у предприятия возникает право на возмещение из бюджета уплаченной суммы НДС с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

Сумма уплаченного налога в этом случае возвращается предприятию из бюджета или используется в виде уменьшения текущих сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, что соответствует инвестиционной льготе, сокращающей сроки возврата НДС из бюджета.

5. Можно определить как льготу для малого бизнеса и достоинство НДС. Чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет, тем больше выгода. Так как сроки получения и уплаты НДС не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами. Данную льготу можно рекомендовать для малого бизнеса и всем сельхозтоваропроизводителям, учитывая сезонный характер производства.

6. Прямой бухгалтерский метод методологически сложен для многопрофильных предприятий, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих развитую собственную перерабатывающую базу.

Целесообразно предоставить право уплаты НДС по выбору одного из двух методов, прямого бухгалтерского или зачетного, так как эти два метода позволяют лишь проверить достоверность исчисления суммы НДС для перечисления в бюджет. Сумма НДС для перечисления - это сумма налога, исчисленная от созданной добавленной стоимости самим предприятием. По нашему мнению, погрешность расчета оправдает административные издержки существующей в настоящее время методики уплаты и предоставления льгот по НДС.

7. Добавленная стоимость формируется на региональном уровне, но НДС, как федеральный налог, формирует только федеральный бюджет.

Анализ полученной добавленной стоимости позволит определить:

- вклад отдельных предприятий в общеотраслевой (региональный) выпуск товаров и услуг и в общеотраслевую (региональную) добавленную стоимость;

- эффективность использования инвестиций и факторов производства;

- структуру добавленной стоимости по источникам ее образования (удельный вес расходов на оплату труда, амортизационных отчислений, прибыли, налогов (налоговую нагрузку) в добавленной стоимости);

- объем добавленной стоимости в разрезе муниципальных образований[9].

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НДС В РФ

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21 Налогового кодекса. Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).

Налог на добавленную стоимость самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Отличительной чертой  косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя  уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся  на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление  НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для  целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.

Кроме того, начиная с 1 февраля 1993г. при ввозе товаров на территорию России они подлежат обложению НДС. Следовательно, объектами обложения этим налогом выступают не только обороты по реализации на территории России товаров (работ, услуг), но и товары, ввозимые на территорию страны. Закрепление в качестве объекта НДС этих двух несопоставимых показателей, а также особенности отнесения к зачету сумм НДС, Уплаченных на таможне в режиме общего налогообложения, также порождают дополнительные трудности в порядке исчисления и уплаты НДС[10].

 

2.1 Плательщики НДС

 

При определении круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться Законом «О налоге на добавленную стоимость», Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

1. К первой группе относятся любые организации (как коммерческие, так и не коммерческие), имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность [11].

К данной группе плательщиков следует отнести все коммерческие организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями). данные организации в качестве основной цели своей цели преследуют извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС  являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и страховые общества, банки и др[12].

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные или иные фонды и др., также являются плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности. Некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

2. Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными участниками гражданского оборота[13].

3. К третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5 ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.

К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются положения об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

4. Плательщиками НДС  являются также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Причем законодательство о НДС не устанавливает в какой именно форме (представительство, объединение и т.д.) эти иностранные организации-нерезиденты должны осуществлять свою деятельность, чтобы выступить плательщиками налога.

Наиболее важным моментом для отнесения иностранных организаций к налогоплательщикам по НДС является признак территориальности. Под осуществлением коммерческой деятельности на территории РФ следует понимать место реализации товаров, работ, услуг (т.е. место возникновения объекта налогообложения).

5. Необходимо учитывать, что вышеуказанные субъекты являются плательщиками НДС в первую очередь в отношении тех облагаемых оборотов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) на территории России.

Что касается товаров, ввозимых на территорию РФ, плательщиками НДС являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Из анализа вышеуказанных  документов следует, что плательщиками НДС по товарам ввозимым на территорию РФ являются субъекты, которые признаны в качестве налогоплательщиков «внутреннего» НДС, при условии осуществления импортных товарных операций.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

2.2 Объект налогообложения по НДС

 

Законодательством объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции[14]:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары и результаты выполненных работ и оказанных услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);

передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, В частности, организации, в состав которых входят подсобные хозяйства; объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы и т.п., то объектом налогообложения в данном случае является передача им товаров и выполнение (оказание) указанными организациями работ (услуг), расходы по приобретению (выполнению) которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Объектами налогообложения являются передача товаров и выполнение работ (оказание услуг), не связанных с производством продукции.

Необходимо отметить то, что объектом налогообложения по НДС является только та реализация товаров (работ, услуг), которая происходит па территории РФ.

Местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория РФ при условии:

товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

работы (услуги) связанны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ;

работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;

покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;

Информация о работе Экономическая роль НДС. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость