История становления и развития налоговых органов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

В соответствии с НК РФ участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: Федеральная налоговая служба России и его территориальные подразделения, т. е. налоговые органы, Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налоговой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56

Работа состоит из  1 файл

Ку.р._Становление и развитие налоговых органов РФ_окт 2009.doc

— 417.00 Кб (Скачать документ)

ГОсУдарственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П.ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

 

курсовАЯ РАБОТА

 

История становления  и развития налоговых органов

в России

 

Автор курсовой работы                          01.12.2009        О. В. Агаева

 

Специальность                              080107-65 «Налоги и налогообложение»

Обозначение курсовой работы    КР-02069964-080107-65-01-09

Руководитель работы

ст. преподаватель                                             01.12.2009       Г. В. Морозова

 

       

 

 

 

 

Саранск 2009 
ГОсУдарственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П.ОГАРЕВА

 

Факультет экономический

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

ЗАДАНИЕ НА курсовую работу

 

Студент Агаева Ольга Владимировна, группа 319

1  Тема: История становления и развития налоговых органов в России

2  Срок представления  проекта к защите:   01.12.2009

3  Исходные данные  для научного исследования: нормативные  и законодательные акты, учебная литература, материалы периодической печати, статистические данные, работы отечественных авторов

4  Содержание курсовой  работы:  

    4.1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов

           в России

    4.2  Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ

           на современном этапе

    4.3  Совершенствование  организации деятельности налоговых  проверок в РФ

5  Перечень графического материала: 5 таблиц, 5 рисунков

 

 

Руководитель работы                       Г.В. Морозова      

 

Задание принял к исполнению                   О.В. Агаева

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 64 страницы, 5 рисунков, 5 таблиц, 40 использованных источников.

налоговые органы, организация налоговых органов, права и обязанности налоговых  органов, федеральная налоговая служба, налоговая инспекция, налоговый контроль, налоговая проверка, налогоплательщик.

Объект исследования – система налоговых органов.

Предмет исследования – становление и развитие системы налоговых органов РФ

Цель работы – истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.

Методы исследования – абстрактно-логический, экономико-статистический  и графический метод.

Полученные результаты исследования – в результате исследования прослежена история становления и развития налоговых органов в России; проведен анализ современного состояния налоговых органов в России и РМ, определены перспективы дальнейшего развития налоговых органов.

Область применения – в практике работы налоговых органов.

Эффективность полученных результатов выражается в оптимизации знаний студентов об истории становления и развития налоговых органов в России.

 

Содержание

 

Введение                5

1  Теоретические основы  становления и развития налоговых  органов 

    в России              7

1.1  Предпосылки становления налоговых органов         7

1.2  История развития налоговых органов в централизованном

       российском  государстве         10

1.3  Советский период развития налоговых органов     15

2  Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ

    на современном этапе          19

2.1  Оценка деятельности налоговых органов России     19

2.2 Исследование организационного построения территориальной налоговой

      инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска)  25

2.3  Анализ организации  и проведения налогового контроля  сотрудниками

       ИФНС Октябрьского района г. Саранска      35

3  Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ    44

3.1  Совершенствование  организации деятельности налоговых  проверок 

      в РФ            44

3.2  Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48

3.3  Возможности использования зарубежного опыта организации

       деятельности  налоговых органов в отечественной  практике   51

Заключение            56

Список использованных источников       61

 

Введение

 

В соответствии с НК РФ участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: Федеральная налоговая служба России и его территориальные подразделения, т. е. налоговые органы, Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления. НК РФ четко прописывает права и обязанности каждого из этих органов. При этом основным звеном налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы. Права и обязанности других участников со стороны государства в значительной степени сужены.

На налоговые органы страны НК РФ и другими законами возложены главные задачи по реализации налогового законодательства. Налоговые органы контролируют уплату налогов и сборов, имея широкие нрава и полномочия.

От качества работы налоговых  органов зависит стабильность поступления налогов и сборов в бюджеты разных уровней, качество обслуживания налогоплательщиков, эффективность функционирования всей налоговой системы. Однако, в настоящее время эти проблемы не сняты. По-прежнему – недостаточно высокая собираемость налогов и сборов; невысокая доля поступлений, внесенных налогоплательщиками в добровольном порядке; высокая доля ручного труда сотрудников налоговых органов и т.п.

Исследование исторического  опыта деятельности налоговых органов  может быть полезен для России. Знание просчетов и недостатков  в деятельности органов управления налогообложением прошлых исторических периодов поможет не допустить их в будущий период развития. В связи с этим изучение истории становления и развития налоговых органов в России актуально в настоящее время и требует тщательного исследования.

Целью данной курсовой работы является исследование истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.

В соответствии с целью  перед нами были поставлены и решены следующие задачи:

  • выявить предпосылки становления налоговых органов;
  • проследить историю развития налоговых органов в централизованном российском государстве;
  • рассмотреть советский период развития налоговых органов;
  • дать оценку деятельности налоговых органов в современной России;
  • исследовать организационное построение территориальной налоговой инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска);
  • провести анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками ИФНС Октябрьского района г. Саранска;
  • определить направления совершенствования организации деятельности налоговых проверок в РФ;
  • предложить пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ;
  • показать возможности использования зарубежного опыта организации деятельности налоговых органов в отечественной практике.

Объектом исследования выступает система налоговых органов России.

Предметом исследования явилась становление и развитие налоговых органов России.

При исследовании использовались нормативно-правовые акты и инструментально-методологические документы разных уровней управления.

Теоретической основой  исследования являлись работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по актуальным проблемам деятельности налоговых органов в России.

 

1 Теоретические основы  становления и развития налоговых           органов в России

 

1.1  Предпосылки  становления налоговых органов

 

Налоги появились с  самого появления государственной власти в Древней Руси, однако налоговые органы появились значительно позднее, их заменяли князья и его дружина. Первоначально на территории Древней Руси существовала система, прозванная народом повозьем – население само свозило к княжескому двору в Киеве всё то, чего не жалко и самим уже не съесть [23, С. 13].

Позже, когда князь Олег повёл борьбу за расширение влияния Киева, подчиняя всё новые земли, появилась практика полюдья, означавшего выезд на места проживания податного населения уже самого Князя. С тех пор повелась традиция выездных проверок на предмет выявления всего, что могло бы показаться дружинникам князя примечательным и заслуживающим внимания.

Преимущественно налоги платились натурой, частью произведённых  материальных благ, если хозяйствующий субъект занимался ремеслом, частью собранного мёда, если пчеловодством, либо частью шкур пушного зверя, если он был занят в охоте. Такая система, с точки зрения тогдашнего государственного деятеля, отвечала как интересам, как государства, так и интересам самого налогоплательщика, будучи довольно простой для исчисления платежей, и не требующей каких либо дополнительных действий для обеих сторон. Сложнее дело обстояло с теми племенами, которые занимались земледелием. Плоды их трудов зачастую оказывались скоропортящимися и неподходящими для гурманских аппетитов Князей и их администрации. Поэтому в целях избежания каких-либо недоборов и послаблений для податных сельскохозяйственных производителей была придумана специальная система налогообложения: по шлягу от рала. Ралом назывались всевозможные средства сельскохозяйственного производства – сохи, плуги, мотыги и так далее. Шляг использовался в качестве общего названия для иностранной валюты, свободно обращавшейся на территории Киевской Руси. В большинстве случаев шлягами назывались серебряные арабские дергемы [23, С. 14]. Таким образом, для того чтобы заплатить дань, сельские товаропроизводители, помимо того, что вырастить урожай, должны были ещё и продать его, чтобы получить то, чем не стыдно потом будет рассчитываться с киевским Князем.

В то же время не стоит  сводить всю хозяйственную деятельность самого Князя к простому потреблению, так как в домонгольский период вся верхушка государственной власти представляла собой «вооружённых купцов». Так, съездив за налогами, большинство таковых уже на следующий день отправлялась на далёкие рынки соседних государств, в основном в Византию.

Дань, которую собирал  киевский князь как правитель, составляла в то же время и материал его  торговых оборотов: став государем, он, как варяг, не переставал ещё быть вооружённым купцом. Данью он делился со своею дружиной, которая служила ему орудием управления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал как главный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом: зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы.

Никакой систематичности, никаких экономически и исторически  обоснованных нормативов в налогообложении и никаких легальных сроков в подобных действиях княжеской администрации не наблюдалось.

И только при княгине Ольге система налогообложения была упорядочена. Были установлены «уроки» – прототипы современных налоговых ставок, а также определены «погосты» – места сбора налоговых платежей. Таким образом, были законодательно определены сельские и городские судебно-административные округа и установлены податные оклады и виды налогов. Именно это светлое, доброе во всех отношениях время и стало временем рождения русской налоговой системы, до того существовавшей лишь в отвлечённых представлениях отдельных заинтересованных исторических персонажей.

В эпоху Золотой Орды (1243-1483) с целью введения централизованной налоговой системы представителями ордынской власти была проведена перепись населения Руси, на основании которой монгольскими баскаками – уполномоченными чиновниками взималась дань. Среди «ордынских тягостей»  известны: выход «царева дань», торговые сборы – «мыт» и «тамка», извозные повинности – «ям» и «подводы» и др. [23, С. 16]. Дань уплачивалась соболями, ювелирными изделиями из золота и серебра, скотом и золотыми деньгами. Не уплативших налог жестоко карали: жгли города и деревни, забирали скот, угоняли в рабство самих князей и их холопов. При этом в середине XIII в. возникают первые протесты против действий баскаков. Только в XIV в. ликвидируется система баскачества и учреждаются должности пошлинников и тиунов. 

Помимо ордынской дани, собиралась дань и в княжескую  казну. За этим надзирали великокняжеские  слуги, причем, вначале надзор носил временный и случайный характер. Но уже к концу XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Содержание этих чиновников входит в обязанности населения.

Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России