История подоходного налога и налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:37, реферат

Описание

Подоходный налог – налог, которое государство взимает непосредственно с доходов человека или компании. То есть для этого налога юридическое и физическое лицо – по сути, есть одно и то же. Является основным налогом в большинстве стран мира

Работа состоит из  1 файл

История подоходного налога и налога на прибыль.docx

— 24.87 Кб (Скачать документ)

    История подоходного налога и налога на прибыль

    Подоходный  налог – налог, которое государство  взимает непосредственно с доходов  человека или компании. То есть для  этого налога юридическое и физическое лицо – по сути, есть одно и то же. Является основным налогом в большинстве стран мира. Впервые был введен в Соединенном Королевстве Великобритании в 1887 году, потом с небольшими промежутками такой тип налогообложение разошелся по Европе и лишь к 1917 году дошел до, тогда еще, Российской Империи.  Этот налог изначально имел следующую форму – население разделялось на несколько групп по доходам и платило свой процент государству. Корпорации же облагались по отдельной процентной ставке. Подоходный налог, как бы это не было странно, растет вместе с уровнем инфляции – средняя ставка подоходного налога в период Великой Депрессии возросла почти вдвое, и составляла в своей кульминационной точке 37%. При этом в кризисное время ставка была выше для людей низкого материального достатка.

    В России принято считать два периода эпохи налоговой истории – до освобождения крестьян от крепостного права и после. Изначально налоговое бремя с князей рассчитывалось не как денежная сумма, а как вес драгоценностей, который измерялось чашами. С населения напрямую взимался подушный налог, который непосредственно шел в княжескую казну. С годами количество различных налогов лишь возрастало. История Российского налогообложения началась примерно в момент крещения Руси – города начинали расти, а вместе с ними и торговля. Об этом периоде мало что известно. После свержение татаро-монгольского ига при Иване III была реформирована почти вся экономическая система, в том числе и налоговая. Отныне платилось всего два вида налогов – прямой (то есть подушный) и косвенный (акцизы и пошлины). Однако, в добавление к этому населением платилось множество податей. Податями дополнительно облагались частные предприниматели, военные особых полков, ямщики, хмелевары и еще практически все остальные люди, род деятельности выделяющийся среди остальных. Проблема была в том, что налоговая система не реформировалась, а новые налоги и подати «нарастали» поверх других, что вызывало недовольство населения – мало того, что приходилось отдавать ощутимые денежные суммы, так надо было каждую копейку отдавать в разное время и в разное ведомство. Кардинальные реформы были приняты в 1679 году при царе Федоре Алексеевиче, и теперь налоги платились относительно богатства хозяйства плательщика, измеряемое «двором». Эта реформа помогла устранить большинство податей и взимать налоги с населения одновременно, однако окончательно подати исчезли лишь при Петре Первом, который свел все налоги к личному налогу (уплачивался налог в зависимости от занимаемого человеком в обществе статуса) и личный налог (выплачивался в зависимости в зависимости от доходов и богатства). Однако, по факту, подати так никуда и не делись – теперь они стали называться налогами. Топоры, лопаты, цвет глаз, количество детей, бороды – все эти вещи облагались достаточно ощутимыми суммами. За время царствования Петра эти налоги взимали у населения от 10% до 28% от общего дохода. В России принято считать два периода эпохи налоговой истории – до освобождения крестьян от крепостного права и после. Изначально налоговое бремя с князей рассчитывалось не как денежная сумма, а как вес драгоценностей, который измерялось чашами. С населения напрямую взимался подушный налог, который непосредственно шел в княжескую казну. С годами количество различных налогов лишь возрастало. История Российского налогообложения началась примерно в момент крещения Руси – города начинали расти, а вместе с ними и торговля. Об этом периоде мало что известно. После свержение татаро-монгольского ига при Иване III была реформирована почти вся экономическая система, в том числе и налоговая. Отныне платилось всего два вида налогов – прямой (то есть подушный) и косвенный (акцизы и пошлины). Однако, в добавление к этому населением платилось множество податей. Податями дополнительно облагались частные предприниматели, военные особых полков, ямщики, хмелевары и еще практически все остальные люди, род деятельности выделяющийся среди остальных. Проблема была в том, что налоговая система не реформировалась, а новые налоги и подати «нарастали» поверх других, что вызывало недовольство населения – мало того, что приходилось отдавать ощутимые денежные суммы, так надо было каждую копейку отдавать в разное время и в разное ведомство. Кардинальные реформы были приняты в 1679 году при царе Федоре Алексеевиче, и теперь налоги платились относительно богатства хозяйства плательщика, измеряемое «двором». Эта реформа помогла устранить большинство податей и взимать налоги с населения одновременно, однако окончательно подати исчезли лишь при Петре Первом, который свел все налоги к личному налогу (уплачивался налог в зависимости от занимаемого человеком в обществе статуса) и личный налог (выплачивался в зависимости в зависимости от доходов и богатства). Однако, по факту, подати так никуда и не делись – теперь они стали называться налогами. Топоры, лопаты, цвет глаз, количество детей, бороды – все эти вещи облагались достаточно ощутимыми суммами. За время царствования Петра эти налоги взимали у населения от 10% до 28% от общего дохода.

    В России принято считать два периода  эпохи налоговой истории –  до освобождения крестьян от крепостного  права и после. Изначально налоговое  бремя с князей рассчитывалось не как денежная сумма, а как вес  драгоценностей, который измерялось чашами. С населения напрямую взимался подушный налог, который непосредственно  шел в княжескую казну. С годами количество различных налогов лишь возрастало. История Российского  налогообложения началась примерно в момент крещения Руси – города начинали расти, а вместе с ними и  торговля. Об этом периоде мало что  известно. После свержение татаро-монгольского ига при Иване III была реформирована почти вся экономическая система, в том числе и налоговая. Отныне платилось всего два вида налогов – прямой (то есть подушный) и косвенный (акцизы и пошлины). Однако, в добавление к этому населением платилось множество податей. Податями дополнительно облагались частные предприниматели, военные особых полков, ямщики, хмелевары и еще практически все остальные люди, род деятельности выделяющийся среди остальных. Проблема была в том, что налоговая система не реформировалась, а новые налоги и подати «нарастали» поверх других, что вызывало недовольство населения – мало того, что приходилось отдавать ощутимые денежные суммы, так надо было каждую копейку отдавать в разное время и в разное ведомство. Кардинальные реформы были приняты в 1679 году при царе Федоре Алексеевиче, и теперь налоги платились относительно богатства хозяйства плательщика, измеряемое «двором». Эта реформа помогла устранить большинство податей и взимать налоги с населения одновременно, однако окончательно подати исчезли лишь при Петре Первом, который свел все налоги к личному налогу (уплачивался налог в зависимости от занимаемого человеком в обществе статуса) и личный налог (выплачивался в зависимости в зависимости от доходов и богатства). Однако, по факту, подати так никуда и не делись – теперь они стали называться налогами. Топоры, лопаты, цвет глаз, количество детей, бороды – все эти вещи облагались достаточно ощутимыми суммами. За время царствования Петра эти налоги взимали у населения от 10% до 28% от общего дохода.

    В России принято считать два периода  эпохи налоговой истории –  до освобождения крестьян от крепостного  права и после. Изначально налоговое  бремя с князей рассчитывалось не как денежная сумма, а как вес  драгоценностей, который измерялось чашами. С населения напрямую взимался подушный налог, который непосредственно  шел в княжескую казну. С годами количество различных налогов лишь возрастало. История Российского налогообложения началась примерно в момент крещения Руси – города начинали расти, а вместе с ними и торговля. Об этом периоде мало что известно. После свержение татаро-монгольского ига при Иване III была реформирована почти вся экономическая система, в том числе и налоговая. Отныне платилось всего два вида налогов – прямой (то есть подушный) и косвенный (акцизы и пошлины). Однако, в добавление к этому населением платилось множество податей. Податями дополнительно облагались частные предприниматели, военные особых полков, ямщики, хмелевары и еще практически все остальные люди, род деятельности выделяющийся среди остальных. Проблема была в том, что налоговая система не реформировалась, а новые налоги и подати «нарастали» поверх других, что вызывало недовольство населения – мало того, что приходилось отдавать ощутимые денежные суммы, так надо было каждую копейку отдавать в разное время и в разное ведомство. Кардинальные реформы были приняты в 1679 году при царе Федоре Алексеевиче, и теперь налоги платились относительно богатства хозяйства плательщика, измеряемое «двором». Эта реформа помогла устранить большинство податей и взимать налоги с населения одновременно, однако окончательно подати исчезли лишь при Петре Первом, который свел все налоги к личному налогу (уплачивался налог в зависимости от занимаемого человеком в обществе статуса) и личный налог (выплачивался в зависимости в зависимости от доходов и богатства). Однако, по факту, подати так никуда и не делись – теперь они стали называться налогами. Топоры, лопаты, цвет глаз, количество детей, бороды – все эти вещи облагались достаточно ощутимыми суммами. За время царствования Петра эти налоги взимали у населения от 10% до 28% от общего дохода.

    Постановлением  Временного Правительства от 12 июня 1917 года "О повышении окладов  государственного подоходного налога" было установлено, что доход, не превышающий  одной тысячи рублей, освобождается от обложения указанным налогом. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от одной тысячи рублей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1 процент, высшая - 33 процента. Доход, превышавший четыреста тысяч рублей, облагался в размере ста двадцати тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по три тысячи пятьдесят рублей на каждые полные десять тысяч рублей сверх четырехсот тысяч рублей. И ничего: ананасы ели, да рябчиков жевали!

    В 1917 году плательщики обязаны были, не дожидаясь получения окладных листов, внести не позже 1-го августа  в территориальные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же окладного листа  им предписывалось довнести недоплаченную  сумму налога не позже 2-го октября. Плательщики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них  суммы подоходного налога единовременно  и полностью не позже 2-го октября.

    Принятием данного нормативного акта Временное  Правительство пыталось адаптировать к финансовой конъюнктуре 1917 года закон  о подоходном налоге, установленный  еще царской администрацией в  начале 1916 года и получивший одобрение  как в Государственной Думе, так  и в Государственном Совете. Введением  подоходного налога царское правительство  признало то, что отрицало многократно: война не препятствует финансовым (как, впрочем, и другим) реформам. Наоборот, в периоды национального подъема  преодолевается рутина и ослабевает сопротивление консервативной части  общества, препятствующей политическому  прогрессу и оздоровлению страны. Подоходный налог призван был  стать первым шагом и необходимым  условием дальнейших податных реформ.

    Как царское, так и Временное Правительство  понимали, что реформа реальных налогов, замена их неимущественными немыслима  без введения подоходного налога. Увы, законодатели тогдашней России, как всегда, очень долго "запрягали". Первые поступления от подоходного  налога планировалось получить в 1917 году. Однако если бы он был введен хотя бы в 1914 году, то власти в разгар военных  действий имели бы точные данные о  размерах всех доходов граждан Российской империи, и указанный налог работал  бы с полной нагрузкой.

    Этого не произошло. Несмотря на нормотворческие  усилия Временного Правительства, подоходный налог в 1917 году не принес в казну  государства ни одной копейки  поступлений. А произошедшие затем  политические события и вовсе  сломали худо-бедно действовавшую  налоговую систему России. Тем  не менее принципы и методы, которыми руководствовалось Временное Правительство, внося коррективы в существовавшее до него налоговое законодательство, в чем-то сохраняют свою актуальность и применительно к нашему сегодняшнему переходному периоду.

    Подать  для спасения отечества

    Наряду  с введением Закона "О повышении  окладов подоходного налога" 12 июня 1917 года было принято Постановление  Временного Правительства "Об установлении едино временного налога". В сущности, это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания.

    Единовременному налогу подлежали привлеченные в 1917 году к платежу государственного подоходного налога лица, компании, предприятия, товарищества, артели и  общественные организации, если обложенный в этом году подоходным налогом их доход превышал десять тысяч рублей. Доходы банков и кредитных обществ  дворянского и купеческого сословий облагались единовременным налогом в общем составе доходов и на общих основаниях. Не подлежали обложению государственными подоходным и единовременным налогами русские подданные, проживавшие свыше двух лет подряд в Великом Княжестве Финляндском или за границей. Это правило не распространялось на лиц, которые находились в Финляндии или за границей по обязанностям русской государственной службы.

    Единовременный  налог взимался по тем же ставкам, что и подоходный, за исключением  льготного, на 50 % обложения дохода в  размере до 50 тыс. рублей. Объектами  обложения были денежные капиталы, недвижимая собственность, имущество, используемое на правах аренды, найма, застройки; прибыль торговых и промышленных предприятий; вознаграждения за службу и за труд по найму; профессиональные, личные промысловые и иные приносящие выгоду занятия.

    Если  сумма единовременного налога вместе с суммами причитавшихся с  плательщика за 1917 год как государственных  налогов (поземельного с городских  недвижимых имуществ, промыслового с  торгово-промышленных предприятий, подоходного, на прирост прибылей), так и местных (земских, городских и волостных) сборов составляла свыше 90 % дохода, исчисленного для обложения подходным налогом  за 1917 год, то сумма единовременного  налога уменьшалась с таким расчетом, чтобы совокупное обложение дохода плательщика всеми этими налогами и сборами не превышало 90 % его  дохода. Исчисленный с плательщика  оклад единовременного налога должен был вноситься равными долями к 1-му декабря 1917 года, к 1-му февраля  и 1-му апреля 1918 года.

    Жалобы  на неправильное начисление единовременного  налога могли подаваться плательщиками  в соответствующие губернские (областные) инстанции до 1 ноября 1917 года или  в месячный срок со дня вручения им окладных листов. Подача жалобы не приостанавливала взыскание налога. Министр финансов имел право удовлетворить жалобы плательщиков собственной властью.

    Суммы налога, не внесенные в установленные  сроки, должны были считаться недоимкой, на которую насчитывалась пеня в  размере 1 % в месяц. При этом 15 и  более дней считались за полный месяц, а менее 15 дней в расчет не принимались. Недоимка в 50 и более копеек принималась  за 1 рубль, а недоимка на сумму менее 50 копеек не учитывалась.

    Список  недоимщиков передавался казначейством  местной полиции для немедленного обращения взыскания общеустановленным  бесспорным порядком на движимое имущество  и доходы, а затем и на недвижимое имущество недоимщика.

    Излишне поступившие в уплату налога суммы  предполагалось возвращать, а недоимки, взыскание которых оказалось  бы безнадежным делом, - списывать  независимо от их размеров.

    Всякого рода запросы податных учреждений, требования, предложения, объявления, извещения, напоминания и окладные листы вручались плательщикам полицией без промедления под расписку.

    Обложение прибыли военной поры

    Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение "Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий  и вознаграждения личных промысловых  занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости  некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором".

    Принятый  под грохот пушек Первой мировой  войны нормативный акт, в свою очередь, носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был  рассчитан на 1916 и 1917 годы - годы военные.

    Налогу  на прирост прибылей и вознаграждения подлежали:

    а) предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной  деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основной или его заменяющий капитал и превышала, притом, среднюю  сумму прибылей, полученных в 1913 и 1914 годах;

Информация о работе История подоходного налога и налога на прибыль