Информационные системы в налоговых органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:15, реферат

Описание

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Содержание

Введение 3
История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением 4
Автоматизированная информационная система налоговых служб (АИС НС) 7
Схема работы комплекса задач АИС НФЛ 10
Заключение 14
Список используемых источников 15

Работа состоит из  1 файл

Информационные системы в налоговых органах.docx

— 116.90 Кб (Скачать документ)

Информационные  системы в налоговых органах

16 марта  2012 г.


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

Реферат

« Информационные системы в налоговых органах»

 

Выполнил: студентка группы Р-131 Щепина Анна

 

2011 г. 

Оглавление

Введение 3

История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением 4

Автоматизированная информационная система налоговых служб (АИС НС) 7

Схема работы комплекса задач АИС НФЛ 10

Заключение 14

Список используемых источников 15

 

 

Введение

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему  центральных органов государственного управления Российской Федерации и  подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной  налоговой службы Российской Федерации  является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное  развитие экономики посредством  воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой  системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.  

История и предпосылки  развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

В момент создания налоговых органов  в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

Информатизация органов налоговой  службы сводилась к обеспечению  сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

В связи с этим прорабатывалось  несколько концепций типовых  программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических средств и прикладным программным обеспечением.

Разработка и внедрение компьютерных технологий и АИС в рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало известные проблемы формирования единого информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС «Налог». Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка за счет компьютеров  класса Pentium, так как клиентская часть  в ряде инспекций реализована  в среде DOS.

Проектирующееся внедрение интегрированных  комплексов для территориальных  налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает:

  • автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;
  • информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;
  • высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;
  • повышение производительности труда;
  • оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений;

Широкомасштабное внедрение безбумажной  информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

  • уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.
  • сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;
  • устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;
  • повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция  переноса центра тяжести приема и  обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов.

Для осуществления работы подразделений  ФНС разработана и уже функционирует  многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение задач накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

Необходимость в этом обуславливается  характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой в базах данных АИС ИМНС, являются подразделения государственных органов и учреждения, из которых поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов и сборов, имуществе, земельных участках и др.

Существующие АИС налоговых  служб длительное время выполняли  свои функции и соответствовали поставленным при их создании целям автоматизации основных функций налоговых органов по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора.

Но разобщенность средств автоматизации  по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией как внутри АИС ФНС, так и с взаимодействующими с ней АИС, невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных, возросшие требования к процессам учета налогоплательщиков, своевременности и полноте сборов налогов и платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году МНС было принято решение о создании АИС “Налог” второй очереди, предусматривающей:

  1. интеграцию информационных ресурсов;
  2. максимальное использование системы телекоммуникаций МНС РФ с прямым доступом пользователей к интегрированным базам данных;
  3. стандартизацию и унификацию компонентов АИС.

 

Автоматизированная  информационная система налоговых  служб (АИС НС)

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют  объекты налогообложения, различные  виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние  расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

 

Общая схема  АИС НС


На рисунке представим модель АИС  НС в виде дерева функций, которая  ляжет в основу создания структурной  модели АИС НС.

Система представлена тремя основными  комплексами, каждый из которых самостоятельная система и подлежит конкретному рассмотрению. Результаты собираются в налоговую инспекцию более высокого уровня и передаются дальше.

1.  АИС НФЛ - работа, связанная с учетом налогообложения с физических лиц (регистрация, начисление санкций и других штрафов).

2.  АИС налог ЮЛ - подсистема работы с юридическими лицами.

3.  АБД налоги - совокупность БД, где хранится вся информация об объектах, ставках, льготах. А также консалтинг системы для юридического обоснования снятия налогов. Используется для выдачи справок для разрешения конфликтных ситуаций.

 

Функциональная  структура АИС НС

Схема данных АИС НС

 

Схема работы комплекса  задач АИС НФЛ

АИС НФЛ предназначен для обобщенного  и централизованного контроля сбора  налогов с физических лиц, то есть с лиц, застрахованных у страхователя.

Таким образом, данный программный  комплекс должен автоматизировать такие  функции, как:

  • Регистрация физического лица.
  • Регистрация организации (страхователя данного физического лица).
  • Контроль правильности заполнения отчетов на первичном уровне - уровне 3, и на уровне подачи деклараций – уровне 2 (семантический или логический контроль). Параллельно идет арифметический контроль цифрового заполнения, контроль правильности собранного налога (для этого необходимы сведения о физическом лице), контроль по времени.

После прохождения всех уровней  контроля необходимо автоматизировать:

  • Получение сводной отчетности.
  • Анализ результатов сбора с цель принятия решения (куда направить собранные налоги, как увеличить сбор налогов, планирование бюджета на следующий год).

 


Рассмотрим схему взаимосвязи основных работ и функций изображенную на рисунке. Каждая из функций представляет собой самостоятельный программный комплекс и имеет своим назначением следующее:

f 1 – настройка комплекса АИС НФЛ, включает в себя 2 задачи:

1. Подготовка к работе комплекса АИС НФЛ – начальная привязка всего комплекса НФЛ к параметрам конкретной инспекции. Эта подготовка состоит из двух подзадач:

  • - подготовка технических и программных средств к работе;
  • - ввод параметров конкретной инспекции.

2. Формирование первоначальных  БД НСИ, необходимых данной  инспекции,  и последующие корректировки созданных БД НСИ.

Существует две  группы корректировок:

  1. корректировка общесистемных БД;
  2. корректировка местных БД.

Общесистемные файлы:

  • - ставки НДС,
  • - необлагаемый минимум заработной платы,
  • - ставки подоходного налога,
  • - классификатор льгот по налогам,
  • - классификатор категорий плательщиков,
  • - классификатор сфер и видов деятельности,
  • - классификатор объектов имущества,
  • - классификатор категорий земель, государств и др.

Последние три классификатора корректируются вышестоящим органом, передаются по сетям.

Местные файлы:

  • - справочник территориальных экономических зон:
  • - классификатор налоговых инспекций,
  • - справочник участников налоговых инспекций,
  • - справочник административных районов по ГНИ;
  • - классификатор налогов и бюджетных счетов;
  • - классификатор предприятий и физических лиц.

Информация о работе Информационные системы в налоговых органах