Имущественное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Налог на имущество предприятий – это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.
Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.

Работа состоит из  1 файл

налоги_курсовая_2.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Вообще же, налогообложение  имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью.

В России налог  на имущество предприятий в его  современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации  преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого  имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия.

То есть, для  финансов этот налог выполняет стимулирующую  и контрольную функцию, а при  пополнении бюджетов федерации и  местных бюджетов – фискальную функцию.

С точки зрения начал имущественного налогообложения, налог на имущество предприятий  является новым во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна  этого платежа в бюджет заключается  не только в том, что он носит налоговый  характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования.

К таким элементам  относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.

 

1.2. Система имущественного налогообложения предприятий на территории РФ.

 

Попытка ввести имущественные платежи предпринимались  в нашей стране и ранее. Так, например, в конце 70-х годов была введена  плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, но этот платеж в корне отличался от налога на имущество, как объектом налогообложения, так и размером ставки и, самое главное, источником платежа. По предварительным подсчетам при введении налога на имущество предполагалось получить в доход бюджета не более 7 млрд. руб., что составляло мизерный процент от общих налоговых поступлений. Однако эти расчеты делались из первоначальной ставки 0,5% балансовой стоимости имущества, которая в конце 1991 г. (закон РФ от 13 декабря 1991 г. №2030-1 «О налоге на имущество предприятий»), далеко не соответствовала рыночным понятиям, а регулярные переоценки начались лишь с 1992 г. Поэтому даже широкая налогооблагаемая база (в первоначальном варианте в нее попадали денежные средства предприятия) не давала достаточных поступлений в бюджет.

Постепенно  проходило совершенствование налогового законодательства, а точнее сужалась налогооблагаемая база и повышалась налоговая ставка с одновременной  переоценкой основных фондов, что  позволило превратить налог на имущество в мощный источник доходов субъектов Российской Федерации.

Плательщиками налога на имущество так же являлись: предприятия, учреждения (включая банки  и другие кредитные организации) и организации, в том числе  и с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и т. д.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 года «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество  предприятий» (с изменениями и  дополнениями от 12.07.95 г. и 9.10.95 г). объектом налогообложения стали являться: основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства: нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитывались по остаточной, стоимости. Для целей налогообложения определялась среднегодовая стоимость имущества предприятия. Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год), определялась путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчётного года и на первое - число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Предельный  размер налоговой ставки на имущество  предприятия не мог превышать 2% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Исчисленная сумма  налога вносилась в виде обязательного  платежа в бюджет в первоочередном порядке и относилась на финансовые результаты деятельности предприятия.

С введением  главы 30 в Налоговый Кодекс непосредственно регулирующей вопросы налогообложения организации, вступившей с 1 января 2004г., вводятся новые нормы данного налога. Так налог на имущество устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие. Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. То есть, как верно отмечает Н.В.Миляков2, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых, и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка. Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций стал занимать центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок - около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом. В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государства РФ при установлении регионального налога вправе определить:

- налоговую  ставку в пределах, закрепленных  НК РФ;

- порядок и  сроки уплаты налога;

- налоговые  льготы и основания для их  использования налогоплательщиками.  Юридическая форма установления регионального налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК РФ и п.п. «д.» п.2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Региональный налог имеет только одну форму юридического установления - форму закона субъекта РФ об этом налоге.

Отметим отдельные  аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций:

1) ст.372 НК РФ  и другими нормами НК РФ определена сфера участия субъектов РФ в установлении и введении в действие налога на имущество организаций. Законодательные (представительные) органы государственной власти регионов вправе определять налоговую ставку в пределах, закрепленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по упомянутому налогу;

2) ст.373 НК РФ  уточнены категории плательщиков  налога на имущество;

3) ст.374 НК РФ  изменен объект налогообложения,  с 1 января 2004 года им признаются  не основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, а только движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, или только недвижимое имущество, находящееся на территории России, безотносительно к его бухгалтерскому учету;

4) ст.ст.377 и 378 НК РФ закреплены специальные  правила формирования налоговой  базы по налогу на имущество  организаций в рамках договора  простого товарищества (договора о совместной деятельности) и в отношении имущества, переданного в доверительное управление;

5) п.1 ст. 380 НК  РФ установлена предельная ставка  налога на имущество организаций  в 2,2%, что на 0,2% превышает предельную  ставку, закрепленную до 1 января 2004 года;

6) ст. 381 НК РФ  сокращен перечень общих льгот  по сравнению с налоговыми  льготами, действовавшими до 1 января 2004 года;

7) ст.ст. 382-385 НК  РФ уточнены порядок исчисления  суммы налога на имущество  организаций и сумм авансовых  платежей по нему, а также особенности исчисления и уплаты упомянутого налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций и в отношении объектов недвижимости, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения3.

Таким образом, НК РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

 

 

2. Определение налогооблагаемой базы. Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет.

 

2.1. Основные характеристики элементов налога на имущество организаций.

 

Налог на имущество  организаций относится к региональным налогам и является стабильным источником доходов бюджетов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 п. 1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Порядок исчисления налога;
  • Порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст. 17 п.2 НК РФ в необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут так  же предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

Плательщики налога. Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Плательщиками налога на имущество организаций  признаются не только российские организации, но и иностранные организации, действующие на территории РФ через постоянные представительства.

Организация, в  состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Российскими организациями  признаются юридические лица, созданные  по законодательству России.

Под постоянным представительством иностранной организации  в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или  иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта4.

Объект  налогообложения. Согласно ст. 374 п. 1 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению) учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное  управление, а так же имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой взнос инвестиционный фонд.

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (статья 374 п. 2 НК РФ).

Объектами налогообложения  для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются находящиеся на территории РФ и принадлежащие указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (статья 374 п.3 НК РФ).

Не признаются объектами налогообложения согласно ст. 374 п.4 НК РФ:

  • Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Информация о работе Имущественное налогообложение