Характеристика налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. Налоговая система Франции имеет много общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях. Российская налоговая система только формируется.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ 5
2. ВИДЫ НАЛОГОВ 7
2.2.КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ 13
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ФРАНЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

  • Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ВВЕДЕНИЕ

 

Франция - это государство в Западной Европе. Площадь европейской части, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км2. Столица - город Париж.

Это страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. Налоговая система Франции имеет много общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы это в первую очередь социальная направленность и территориальный аспект.  Рассматривая  налоги Франции в международном  аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

 

 

  • 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ

 

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета, путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной государством.1

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог  на добавленную стоимость.

Налоговая система нацелена в основном на обложение  потребления.   Налоги  на доходы и на собственность являются умеренными.   Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5%, США - 29,7 %.  Налоговые поступления в доход бюджета  центрального правительства Франции составляет более 93 %. Основной  налог, дающий большую часть поступлений  НДС – 45 %. Стандартная ставка НДС – в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%. Льготные  налоги составляют чуть более одной  трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет.

Характерными  чертами построения налоговой системы Франции являются:

  • стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;
  • социальная направленность;
  • учет территориальных аспектов.

Правила применения налогов  стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев). Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

  • системность;
  • гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности, не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;
  • социальная направленность – этот принцип тесно связан с принципом социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

Французские налоги взаимоувязаны  в целостную систему, в которой  существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют  достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной.

 

 

 

 

 

  • 2. ВИДЫ НАЛОГОВ

 

Во Франции существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).

Основные федеральные налоги:

1) НДС;

2) подоходный налог с физических лиц;

3) налог на прибыль  предприятий;

4) пошлины на нефтепродукты;

5) акцизы (кроме обычных  продуктов к акцизным относят:  спички, мин. вода, услуги авиатранспорта);

6)налог на собственность;

7) таможенные пошлины;

8) налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

1) туристский сбор;

2)налог на семью  (состоит из трех налогов: на  жилье, земельный налог на здания  и постройки, налог на землю);

3) налог на профессию;

4) налог на уборку  территории;

5) налог на использование коммуникаций;

6) налог на продажу  зданий.

В целом, местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов.2

Рассмотрим подробнее  некоторые из видов налогов существующих во Франции.

2.1.ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

 

К числу самых важных прямых налогов во Франции относятся:

- подоходный налог;

- налог на прибыль  акционерных обществ;

- налог на прибыль;

- налог на собственность;

- налог на автотранспортные  средства.

Подоходный  налог.  Им облагаются физические лица, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. евро. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался.

Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной  шкале, но вместе с тем он принимает  во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого  плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы.

Налог уплачивается, начиная  с 18 летнего возраста. Обложение  осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

На подоходный налог  возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все  это создает сложную систему  расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52 %), т.е. фактически подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья (15 млн. семей), остальные либо пользуются многочисленными льготами (например, в связи с семейным положением и т.д.), или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

Налог на прибыль  акционерных обществ. Доля налога на прибыль акционерных обществ в общей сумме налоговых поступлений составляет 10 % и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к акционерным обществам. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц.

Акционерные общества облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 34 % к сумме налогооблагаемого  дохода и 42 %, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.

Уплата налога осуществляется пять раз в год: четыре раза – авансовые платежи по специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый – по фактическим результатам за год на основе декларации. Во Франции существует налог на акционерные общества, имеющие самостоятельные филиалы. Он обусловлен правилом полной ответственности филиала фирмы за конечный результат. В соответствии с этим правилом доход каждого филиала фирмы облагается в отдельности независимо от результатов в целом по фирме.

Для вновь образованных АО существуют определенные льготы. Доходы таких АО имеют льготы в течение  пяти лет. В зависимости от времени  существования скидки изменяются: для  АО возрастом до 2-х лет скидка 100 %, 3 года - 75 %, 4 года - 50 %, 5 лет - 25%, 6 и более лет - 0 %. Убыточные предприятия, АО и не АО, платят налог исходя из объема товарооборота: налог в 4 тысячи евро при обороте менее 1 млн. евро, 6 тыс. евро при обороте от 1 до 2 млн. евро, 8500 евро при обороте от 2 до 5 млн. евро, 11500 евро при обороте 5-10 млн. евро, 17000 евро при обороте выше 10 млн. евро.

Налог на прибыль. Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).

Розничная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у  продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости  от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты  на акционерные права, облагаются по ставке 16 %. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Применяются ставки налога 4,5 %, 7 % - для предметов искусства и 7,5 % - для сделок с драгоценными металлами. Более значительным является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 % до 42 %, а наиболее распространенный уровень - 34 %) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда, налог на профессиональное образование (0,6 %), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 % - 2,3 %) и налог на жилищное строительство (0,65 %). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.3

Налог на собственность. Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц. Этот вид налогообложения формирует менее 10 % налоговых доходов государства.

Налоги на собственность  включают в себя:

- налог на имущество  хозяйствующих субъектов (до 1,5 % стоимости);

- налог на жилье;

- налог на земельный участок;

- налог на автотранспорт.

Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от уплаты налога. Налог на собственность носит прогрессивный характер. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85 % всего дохода.

Итак, к группе налогов  на собственность относится земельный налог на застроенные участки. Он взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – здания, сооружения, резервуары и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождается  государственная собственность  и здания, находящиеся за пределами  городов и предназначенные для  сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Земельный налог на незастроенные  участки. Данный налог затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Франции