Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Изучить сущность малого бизнеса.
2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность малого бизнеса 5
1.1 Сфера деятельности малого бизнеса в России 5
1.2 Современное состояние малого бизнеса 8
1.3 Налогооблажение малого бизнеса 12
2. Основы государственного регулирования предпринимательства 17
2.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 17
2.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства 21
2.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса 26
3. Особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ 33
3.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства 33
3.2 Правовое регулирование предпринимательства 43
Заключение 53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение

     Одним из основных направлений Президента РФ Д.А.Медведева во внутренней политике страны является создания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но с наступившим финансовым, а затем и экономическим кризисом возникли угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важные задачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малого бизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этого не перестает быть менее актуальным, напротив, в какой то мере именно малый бизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации. Качества, которыми обладают данные субъекты такие как гибкость, мобильность и инновационная восприимчивость, позволяют быстро реагировать на внешние изменения, это в свою очередь поможет в будущем встроиться в новую экономическую структуру. Поэтому возрождение экономики России в будущий посткризисное время невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

     К тому же малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это  формирует гражданское и демократическое  общество, что будет полезно для  развития страны в целом.

     Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

     Значение  для малого предпринимательства, безусловно, имеет правое регулирование этого сектора экономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий для эффективного функционирования малых предприятий.

     В этом заключена актуальность. То есть актуальность данной работы определяется существенно важным значением нормативной базы регулирующей малые предприятия, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого жизненно важного субъекта экономики.

     Целью курсовой работы является изучение государственного регулирования деятельности малого бизнеса.

     Исходя  из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

  1. Изучить сущность малого бизнеса.
  2. Изучить основы государственного регулирования предпринимательства.
  3. Выявить особенности государственного регулирования предпринимательства в РТ.

     Объект  исследования: малый бизнес РТ и РФ.

     Предмет исследования: государственное регулирование предпринимательства.

     Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

       Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д. 
 

 

  1. Сущность  малого бизнеса
    1. Сфера деятельности малого бизнеса в России

     Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

     Хотелось  бы особенно обратить внимание на две  большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

     Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

        Эту “доводку крупных преобразований”  призваны обеспечивать малые  предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

     Каждое  крупное структурное изменение  в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

     Важно учитывать, что малые предприятия  занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

     Но  так же важно отметить, что крупное  производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

     В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в  ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

     Совсем  другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

     Опыт  взаимодействия крупных предприятий  с малым бизнесом – это в  первую очередь взаимодействие с  малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

     Сотрудничество  это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

     Второй  период – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые  предприятия.

     Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.

     Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.

     Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.

    1. Современное состояние малого бизнеса

     Ориентация  на защиту отечественного производителя  в России, как и во всем мире, не только широко распространена, но и достаточно обоснована. В то же время очевидно, что она может реализовываться лишь на основе укоренившихся в мировой экономике принципов свободного перемещения товаров и капитала (но не трудовых и природных ресурсов), добросовестной конкуренции, добровольности и взаимовыгодности финансово-экономических отношений предприятий, государств и их граждан1.

     Практика  государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса2. В России к таким направлениям отнесены:

     Производство  и переработка сельскохозяйственной продукции;

     Производство  продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

     Лекарственных препаратов и медицинской техники;

     Оказание  производственных, коммунальных и бытовых  услуг;

     Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

     Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

     Важным  инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое3.

Информация о работе Государтсвенное регулирование деятельности малого бизнеса