Функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:32, доклад

Описание

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, «в налогах воплощено экономически выраженное существованиигосударства».

Работа состоит из  1 файл

налоги печать.docx

— 61.30 Кб (Скачать документ)

При введении местных налогов и  сборов местные Советы депутатов  в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры  налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и  сроки уплаты местных налогов  и сборов, а также сроки представления  в налоговые органы налоговых  деклараций (расчетов) по местным налогам  и сборам.

Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые  льготы по местным налогам и сборам.

Особые режимы налогообложения

В Республике Беларусь для отдельных  категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие  работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации  и некоторые другие) предусмотрены  особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.

К особым режимам налогообложения  относятся:

    • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
    • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
    • налог при упрощенной системе налогообложения;
    • налог на игорный бизнес;
    • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
    • налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
    • сбор за осуществление ремесленной деятельности;
    • сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Единый налог для  производителей сельскохозяйственной продукции применяется производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки.

Единый налог с  индивидуальных предпринимателей и  иных физических лиц применяется индивидуальными предпринимателями при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам по перечню, и при оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ). Ставки единого налога устанавливаются местными органами управления в пределах его базовых ставок в зависимости от:

    • видов деятельности;
    • населенного пункта, в котором осуществляется деятельность;
    • места осуществления деятельности в пределах населенного пункта;
    • режима работы;
    • иных условий осуществления деятельности.

Упрощенная система  налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 3 090,15 млн. рублей) и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек. Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 6 процентов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки  от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов.

Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 090,0 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 1 177,2 млн. рублей) в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период. Ставка налога для таких организаций установлена в размере 15 процентов валового дохода.

Налог на игорный бизнес применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

Налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр применяется юридическими лицами-организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр за минусом сформированного выигрышного фонда.

Сбор за осуществление  ремесленной деятельности применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в  сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Функции налогов.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности  видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности  с государственными бюджетами, с  банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включающая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль предприятия.Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики, что является главным регулятором рыночного хозяйства.Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.

Налогообложение - важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить. Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории. 
Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные. 
Налоги взимаются ни только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.И хотя, на наш взгляд налоги вызывают чаще возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но и ни в состоянии обеспечить ее из собственных источников. 
Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними.Налоги преимущественно взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты.Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности.С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками. 
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую. 
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. 
Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. 

2.Подоходный налог:

Статья 152. Плательщики подоходного  налога с физических лиц

Плательщиками подоходного налога с физических лиц (далее в настоящей  главе – плательщики) признаются физические лица.

Статья 153. Объект налогообложения  подоходным налогом с физических лиц

1. Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:

1.1. от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса (далее – налоговые резиденты Республики Беларусь);

1.2. от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

2. Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками:

2.1. от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними трудовых договоров, договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Для целей настоящей главы:

к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе  усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги;

к лицам, состоящим в отношениях свойства, относятся близкие родственники другого супруга, в том числе  умершего;

2.2. в размере оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями средств на проведение презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, иных культурно-массовых, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью;

2.3. в размере оплаты организациями, в том числе профсоюзными организациями, или индивидуальными предпринимателями средств на проведение спортивно-массовых мероприятий;

2.4. в размере стоимости проживания спортсменов на спортивной базе, предоставленных им оздоровительных и восстановительных услуг (в том числе стоимости фармакологических и восстановительных средств, витаминных и белково-глюкозных препаратов, услуг саун, бань) при проведении учебно-тренировочных сборов и спортивных мероприятий;

2.5. в размере стоимости приобретенной организациями или индивидуальными предпринимателями для работников питьевой бутилированной воды, в размере стоимости подаренных живых цветов, а также приобретенных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, выдаваемых в порядке, определяемом законодательством, спортивной формы, униформы, выдаваемых во временное пользование, специального снаряжения, в том числе выдаваемого в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь работникам инкассации;

2.6. в размере залоговой стоимости сдаваемой тары, за исключением случаев, когда сбор (заготовка) и последующая сдача тары осуществляются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

2.7. физическими лицами, причинившими вред, в размере оплаты данного вреда другими лицами, обязанными его возместить в соответствии с законодательством;

2.8. в размере оплаты стоимости медицинских услуг или возмещения физическим лицам расходов на оплату таких услуг в случае получения ими увечья или иного повреждения здоровья по вине других лиц, в том числе в результате противоправных действий, чрезвычайного и (или) дорожно-транспортного происшествий;

2.9. в размере оплаты стоимости транспортных услуг (за исключением автомобилей-такси) по перевозке работников организации или индивидуального предпринимателя к месту работы и обратно, произведенной за счет средств организации или индивидуального предпринимателя;

2.10. в размере превышения размеров платы за оказываемые учреждением образования образовательные услуги для различных категорий обучающихся над фактически вносимой суммой платы за обучение в этом учреждении образования;

2.11. в размере стоимости медицинских услуг на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя, проводимых в порядке и случаях, устанавливаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

2.12. в размере стоимости медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, содержащимися либо финансируемыми организациями или индивидуальными предпринимателями на условиях долевого участия в соответствии с заключенными договорами, для работников таких организаций, индивидуальных предпринимателей;

2.13. в размере стоимости услуг по приглашению физических лиц на работу, их проживанию и регистрации, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя, если на организацию или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством возложена обязанность по несению таких расходов;

2.14. в размере стоимости обучения работников в системе повышения квалификации, переподготовки кадров, оплаченного за счет средств организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы (службы, учебы).

Для целей настоящей главы признаются:

местом основной работы – наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц;

Информация о работе Функции налогов