Функции налогов в экономике страны, их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Налоги представляют существующие в действительности отношения, которые связаны с изъятием некоторой части стоимости валового внутреннего продукта. Из вышесказанного можно определить налог как некоторую часть валового внутреннего продукта, которая изымается у юридических и физических лиц государством в форме насильственных платежей для воплощения в жизнь общественных потребностей.

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение ответы на вопросы к экзамену.docx

— 25.69 Кб (Скачать документ)

(Процедура  экзамена):

  • реферат (приносить на экзамен) - 2 вопроса;
  • из общего перечня тем (разделы 1-3) - 2 вопроса. 
  1. Функции налогов в экономике страны, их особенности.

Налоги представляют существующие в действительности отношения, которые  связаны с изъятием некоторой  части стоимости валового внутреннего  продукта.  
 
         Из вышесказанного можно определить налог как некоторую часть валового внутреннего продукта, которая изымается у юридических и физических лиц[2] государством в форме насильственных платежей для воплощения в жизнь общественных потребностей.  
 
         Во время определения лица или как юридического, или как физического, тех, кто платит налоги, необходимо разделять на резидентов[3] и нерезидентов. Основные различия: место регистрации, место экономической деятельности и место управления.  
 
         В более общем смысле налог – это платеж, который государство принудительно взимает, этот платеж носит неизбежный и бескорыстный характер. 
 
         Благодаря налогам происходит формирование бюджетных доходов. Обычно налоги взимаются для обеспечения существования власти государства, но налоговые платежи зачисляются как госбюджет, так и в бюджеты аппаратов местного самоуправления, налоги могут быть использованы для создания всевозможных фондов. Если выплачиваемый налог зачисляется на счета организаций, то он всё равно не перестает быть налогом.

Сущность налогов как важной части экономики заключается  в их функциях. Функция отражает реализацию общественного назначения определенной экономической категории  как аппарата перераспределения  и распределения доходов лиц, которые платят налоги. 
 
         Нет однозначного ответа на вопрос, какие же функции выполняют налоги, потому что среди экономистов отсутствует единая точка зрения по этому поводу. В то же время в современном мире среди ученых широко распространено мнение о том, что налоги выполняют только фискальную и регулирующие функции.  
 
         Фискальная налоговая функция, одна из основных, свойственна для всех государств, вне зависимости от их строя - как политического, так и общественного.     Благодаря этой функции формируются денежные государственные фонды и создаются условия для оптимального функционирования государства. Именно это функция делает возможным перераспределение части стоимости валового внутреннего продукта между разными классами и социальными группами, существующими в стране. 
 
         Увеличение налоговых выплат может отразиться на жизни общества. Увеличение налоговых отчислений повиляет на ухудшение условий воспроизводства (т.е. недостаток средств у предприятий), что, в свою очередь, негативно отразится на материальном положении трудящегося населения в стране, что может привести к возникновению конфликтов внутри страны в виде забастовок и тому подобного. Такое перераспределение должно осуществляться только по мере экономической потребности, т.е. так, чтобы государственные интересы не привели к негативным последствиям в обществе.  
 
         Следовательно, помимо фискальной функции налоги должны ещё выполнять регулятивную функцию для производства, обмена, потребления. 
 
         Регулирующая функция возникла в эпоху начального накопления финансов. В современном мире существование регулирующей функции значит, что налоги, в качестве активного метода процессов перераспределения, оказывают немалое влияние на воспроизводство, снижая или поощряя темпы его развития,     увеличивая или уменьшая платежеспособную потребность населения.  
 
         На различных этапах развития общества регулятивная функция переносила серьезные изменения. В эпоху начального накопления капитала налоги участвовали в развитии производственных отношений. Со временем у государства возникли объективные причины для вмешательства в процесс производства. Именно это позволило перейти налоговому регулированию на новый уровень.  
 
         Получается, что фискальная функция, которая возникла вместе с налогами, определяет действие и развитие регулятивной функции. Возрастающее фискальное значение доходов от налогов воплощает в жизнь существование объективных обстоятельств расширенного воздействия на воспроизводственный процесс. Управление производственным процессом приводит к увеличению темпа экономического развития, что, в свою очередь, повысить прибыльность среди предприятий и населения. Получается, что регулятивная и фискальная функции тесно связаны.  
 
         Регулятивная функция налогов выражается налоговыми ставками[4], санкциями[5], льготами[6]. Налоговые ставки при исчислении того или иного налога определяют какой-то конкретный платеж и размер, в котором этот платеж будет зачислен в бюджет.  
 
         По способу установления существуют ставки твердые, или специфические (на каждую единицу налогообложения существует определенный размер налога, который не зависит от полученного плательщиком размера дохода), и процентные, или долевые, адвалорные (устанавливаются в виде доли от объекта налогообложения). Есть три вида процентных ставок:  
 
          - пропорциональные (одинаковый фиксированный процент, независимый от величины объекта, облагаемого налогом); 
 
 -    прогрессивные (процент изъятия меняется в большую сторону по мере роста величины объекта обложения); 
 
 -   регрессивные (процент уменьшается по мере роста облагаемой базы). 
 
         Льготы для налогоплательщиков[7] дают возможность сократить выплаты в бюджет и позволяют перенаправить средства для преодоления проблем в производстве и хозяйстве.           
 
         Налоговые санкции, в свою очередь,  сокращают прибыль у субъекта, которая могла бы попасть в его распоряжение после выплаты налогов. Следовательно, это всё помогает управлять перераспределительным процессом ресурсов в виде финансов.  
 
         Помимо всего, налоговые санкции это и контролирующая налоговая функция. Эта функция заложена в самой сути системы налогообложения, как в важной части экономики. Перераспределительный процесс ресурсов в виде финансов неотрывно следует вместе с контролем за качественной и количественной стороной этого процесса. Получается, что любой процесс движения стоимости в форме денег должен идти вместе с контролем этого процесса[8].  
 
         В итоге, учитывая все функции, которые выполняют налоги, он должен приводить к равновесию всевозможных интересов государства и общества и гарантировать общественный прогресс.

  1. Элементы налогов, их краткая характеристика.

 

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее  стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  у налогоплательщика обязанности  по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога.

В соответствии с  п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения  могут являться:

операции по реализации товаров (работ, услуг),

имущество,

прибыль,

доход,

 

- налоговая база;

Согласно статье 53. Налоговая база представляет собой  стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая  база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается Налоговым Кодексом

Согласно статье 54 Налогоплательщики-организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета  и (или) на основе иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных  с налогообложением.

При обнаружении  ошибок (искажений) в исчислении налоговой  базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой  базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены  указанные ошибки (искажения).

 

- налоговый период;

Под налоговым периодом понимается календарный год или  иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация  была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для  нее является период времени со дня  ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации  признается день ее государственной  регистрации. При создании организации  в день, попадающий в период времени  с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым  периодом для нее является период времени со дня создания до конца  календарного года, следующего за годом  создания.

Если организация  была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним  налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым  периодом для нее является период времени со дня создания до дня  ликвидации (реорганизации).

Если организация  была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени  со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные правила  не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или  несколько организаций.

- налоговая ставка;

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. В общем  случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы и устанавливается  НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам  устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  пределах, установленных НК РФ.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки  устанавливаются в абсолютной  сумме на единицу обложения,  независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или  газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном  отношении к объекту налога  без учета дифференциации его  величины (например, при обложении  имущества, прибыли юридических  лиц, ряда товаров..).

3. Прогрессивные  - средняя ставка прогрессивного  налога повышается по мере  возрастания дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения налогоплательщик  выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и  большую его долю.

4. Регрессивные - средняя  ставка регрессивного налога  понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить  большую абсолютную сумму, а  может и не приводить к росту  абсолютной величины налога при  увеличении доходов.

 

- порядок исчисления налога;

Согласно статье 52 Налогового Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена  на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность  по исчислению суммы налога возлагается  на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа  налоговый орган направляет налогоплательщику  налоговое уведомление. В налоговом  уведомлении должны быть указаны  размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также  срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов. Налоговое уведомление  может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному  представителю) или физическому  лицу (его законному или уполномоченному  представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое  уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое  уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

 

- порядок и сроки уплаты налога.

Согласно статье 58 НК РФ уплата налога производится разовой  уплатой всей суммы налога либо в  ином порядке, предусмотренном Налоговым  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым  агентом в установленные сроки.

В соответствии с  Налоговым Кодексом может предусматриваться  уплата в течение налогового периода  предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность  по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном  для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых  платежей в более поздние по сравнению  с установленными законодательством  о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых  платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового Кодекса.

Нарушение порядка  исчисления и (или) уплаты авансовых  платежей не может рассматриваться  в качестве основания для привлечения  лица к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка  налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут  уплачивать налоги через кассу местной  администрации либо через организацию  федеральной почтовой связи.

 

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение  элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности  уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны  иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был  определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические  лица вполне законно налог на добавленную  стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение  элементов приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые  пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения  закона о налоге.

 

  1. Принципы рациональной организации налоговой системы.

 

Организация налогообложения  в современной экономике 
         Основные принципы организации налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые можно применять и по сей день. Вот эти основные принципы: 
 
«1. Подданные  государства должны участвовать в покрытии расходов правительства,  каждый по возможности,  т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.  Соблюдение этого положения или пренебрежение  им ведет  к  так называемому равенству или неравенству обложения. 
 
2. Налог,  который обязан  уплачивать  каждый,  должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как  самому плательщику, так и всякому другому... 
 
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика... 
 
4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из  кармана  плательщика  возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».[19] 
 
         Эти принципы не требуют специальных объяснений, их можно ясно и четко толковать.  
 
         В конце XVIII века данные принципы были систематизированы и расширены немецким экономистом Адольфом Вагнером. Систематизация представлена в таблице 2. 
 
         В современных условиях налоговая система должна удовлетворять следующим требованиям: 
 
- стабильное налоговое законодательство; 
 
- взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер; 
 
- тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; 
 
- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков: принцип платежеспособности; 
 
- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика; 
 
- существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); 
 
- издержки по сбору налогов должны быть минимальны; 
 
- нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; 
 
- доступность и открытость информации по налогообложению; 
 
- соблюдение налоговой тайны.[20] 
Таблица 2. 
 
                    Система принципов налогообложения А.Вагнера.[21] 

 
Финансовые принципы организации 
 
налогообложения

 
Достаточность налогообложения. 
 
Эластичность (подвижность) налогообложения

 
Народнохозяйственные принципы

 
Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса  – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом). 
 
Правильная комбинация различных налогов такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения

 
Этические принципы  
 
(принципы справедливости)

 
Всеобщность налогообложения. 
 
Равномерность налогообложения

 
Административно-технические правила 
 
(принципы налогового управления)

 
Определённость налогообложения. 
 
Удобство уплаты налога. 
 
Максимальное уменьшение издержек взимания

Информация о работе Функции налогов в экономике страны, их особенности