Функции налогов, их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой: определение значения налога на доходы физических лиц в общей налоговой системе.
Задачами в данном случае являются:
Определение законодательной базы по налогу на доходы физических лиц. Рассмотрение элементов налога, таких как объект обложения, налоговая база, налогоплательщики, ставка, льготы и т.д.
Рассмотрение принципа налогообложения доходов физических лиц в других промышленно-развитых странах.

Содержание

Введение 3
1. Функции налогов, их взаимосвязь 5
2. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки 10
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

налоги и налогообложение.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

План контрольной  работы

 

Введение                                                                                                                   3

 

  1. Функции налогов, их взаимосвязь                                                               5
  2. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и     назначение; категории плательщиков; ставки                                          10

Заключение                                                                                                             14

Список используемой литературы                                                                       16

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

«Налог» — это экономическая  категория, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых собираемых налогов как в России, так и во многих промышленно-развитых странах. Он формирует значительную часть федерального, регионального и местного бюджетов. До 01.01.2001 г. на территории России взимался подоходный налог в соответствии с одноименным законом РФ. С 01.01.2001 главой 23 Налогового Кодекса РФ установлен налог на доходы физических лиц.  
На протяжении многих лет принцип налогообложения доходов граждан менялся. В настоящее время установлена фиксированная ставка, что противоречит принципу справедливости. Также нарушается принцип однократного взимания налога, поскольку сам налогоплательщик отдает часть своего дохода, а также работодатель уплачивает единый социальный налог с доходов своего работника. Однако освобождены от налогообложения многие выплаты социального характера, такие как пенсии, пособия и другое, установлены налоговые вычеты, учитывающие имущественное и социальное положение налогоплательщика.  
Целью на писания курсовой определение значения налога на доходы физических лиц в общей налоговой системе.  
Задачами в данном случае являются:  
Определение законодательной базы по налогу на доходы физических лиц. Рассмотрение элементов налога, таких как объект обложения, налоговая база, налогоплательщики, ставка, льготы и т.д.  
Рассмотрение принципа налогообложения доходов физических лиц в других промышленно-развитых странах.  
Научно установлено, что налогоплательщик готов отдавать до 30% своих доходов. Если налоговое бремя превышает 30%-ный барьер, то доходы начинают скрываться. Задачей государства в таком случае является установление оптимального размера налога таким образом, чтобы повысить его собираемость и вывести доходы «из тени» 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Функции налогов, их взаимосвязь

 

В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.

Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

Функции налогов Фискальная Стимулирующая Регулирующая Распределительная Контрольная Дисциплинарная Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

Фискальная функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.

Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.

В частности, снижение налоговой нагрузки для российских малых предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий данного сектора экономики. Льготы, предоставляемые работодателям по уплате единого социального налога, побуждают их к использованию труда инвалидов. Занятие благотворительной деятельностью дает возможность гражданам использовать налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц и т.д.

Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов.

Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.

Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Классическим примером реализации регулирующей функции налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.

Благодаря данной функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.

Ярким примером является решение с  помощью налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция налога. Таким образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

С помощью налогов решаются и проблемы экологии: в свое время промышленность развитых стран сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами из-за значительного увеличения продажной цены на них. Тогда государство снизило налог на автомобили, оснащенные катализаторами, а также акцизный сбор на виды бензина, потребляемого этими автомобилями. Акцизные поступления в доходную часть государственных бюджетов соответственно сократились, однако объем выбросов вредных веществ в атмосферу значительно уменьшился. Так экологическая проблема была решена с использованием налоговых механизмов.

Наиболее тесно связана с  фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

С распределительной  и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.

В связи с введением  единого налога на вмененный доход (ЕНВД) у налога появилась новая, дисциплинарная функция.

Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых  контроль со стороны налоговых органов затруднен, обычно это относится к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т.д.). Единый налог уплачивается вне зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, определенных на законодательном уровне. Одна из целей его введения — повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание и назначение; категории плательщиков; ставки

 

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным  налогом. Он установлен главой 23 НК РФ. Налогоплательщиками являются физические лица – резиденты РФ, а также нерезиденты, получающие доход от источников в РФ. Объектами налогообложения являются доходы, полученные в РФ, а также доходы, полученные за пределами России гражданами РФ. Доход может быть выражен в денежной, натуральной формах, а также в форме материальной выгоды. По различным видам доходов могут быть установлены различные ставки. Налог перечисляется в налоговые органы налогоплательщиками самостоятельно или налоговыми агентами.  
Налоговыми агентами являются работодатели, выплачивающие доход своим работникам. Они обязаны вести учет доходов налогоплательщиков в карточках 1 НДФЛ, а также удерживать и перечислять в налоговый орган налог с любых доходов налогоплательщиков. При невозможности удержать исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в течении одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств, письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика. Налог перечисляется налоговыми агентами не позднее дня, следующего за выплатой дохода работнику. По истечении года работодатели до 1 апреля следующего отчетного периода подают отчет в налоговый орган по месту регистрации по форме 2-НДФЛ на каждого работника.  
Для целей обложения налогом доходами являются:  
I. От источников в РФ:  
1. Дивиденды и проценты, полученные от российских организаций и индивидуальных предпринимателей или представительств иностранных организаций в РФ.  
2. Страховые выплаты от российских организаций или представительств иностранных организаций в РФ.  
3. Доходы от использования авторских или иных смежных прав,  
4. Доходы, полученные от сдачи в аренду имущества,  
5. Доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг, долей в уставном капитале, прав требований к организации и иного имущества,  
6. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий в РФ,  
7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты,  
8. Доходы, полученные от использования транспортных средств,  
9. Доходы, полученные от использование водопроводов, линий электропередач, линий оптико-волоконной связи или иных средств связи, включая компьютерные сети на территории РФ,  
10. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии законодательством РФ ФРФоб обязательном пенсионном страховании,  
11. Иные доходы, полученные налогоплательщиком, в результате осуществления им деятельности в РФ.  
II. Доходы, полученные за пределами РФ:  
1. Дивиденды и проценты, полученные от иностранных организаций,  
2. Страховые выплаты, полученные от иностранных организаций,  
3. Доходы от использование авторских и смежных прав за пределами РФ,  
4. Доходы от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ,  
5. Доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставной капитале за пределами РФ, прав требования к иностранной организации, иного имущества, находящегося за пределами РФ,  
6. Вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий резидентами за пределами РФ,  
7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством иностранного государства.  
8. Доходы, полученные от использования транспортных средств за пределами РФ,  
9. Иные доходы, полученные налогоплательщиком в результате осуществление деятельности за пределами РФ.  
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год, по истечении которого сдается декларация в налоговый орган. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке налоговая база. Налоговая база уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты. 

Информация о работе Функции налогов, их взаимосвязь