Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть сущность и содержание понятия «налог»;
2) охарактеризовать структуру и принципы действующей налоговой системы в российской федерации;
3) проанализировать перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Налогообложение
Сущность налогов и их функции
Виды классификации налогов
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
Основные принципы построения налоговой системы
Структура действующей налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая эффективность налогов в общественном секторе
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

научная работа.docx

— 76.64 Кб (Скачать документ)

Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных  видов деятельности и др.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают  акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются  на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые  на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые  со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более  выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров  увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз  взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный  налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня  для него характерна однократность  обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие  от налога с оборота взимается  не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая  добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные  расходы.

Второй  вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право  государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень  высокой цене, которая включает в  себя и сам налог. Фискальная монополия  может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий  вид косвенных налогов – это  налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по  видам - на экспортные, импортные,  транзитные;

2. по  построению ставок – на специфические  (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости)  и сложные (сочетание специфических  и адвалорных ставок)

3. по  экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты  внутреннего рынка от импортных  товаров), антидемпинговые (повышенные  пошлины на товары, ввозимые по  демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные  пошлины на один импортный  товар, либо на весь импорт).

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и  косвенными налогами.

Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.4

Федеральными  признаются налоги и сборы, которые  установлены ст. 13 Налогового кодекса  РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов РФ определяются в  порядке и пределах, которые предусмотрены  Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов, налоговые льготы, основания  и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам  и налогоплательщики определяются Кодексом.

Местными  признаются налоги, которые установлены  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Они  вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и  сборы отменяются только Кодексом.

Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

Налоговым Кодексом устанавливаются специальные  налоговые режимы, которые могут  предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в  действие и применения указанных  специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.

К федеральным  налогам и сборам относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К специальным  налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:5

1.система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);

2. упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ);

3. система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ);

4. система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции  (глава 264 НК РФ).

Любое разбиение  налогов на определенные группы может  носить только условный характер, так  как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают  комплексное воздействие на всю  гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или  иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических  показателей.

В этой главе мы рассмотрели  понятие  налоговой системы, ее роль и функции. На основе рассмотренного, можно сделать  вывод:

Налоговая система – это «совокупность  институтов и инструментов, используемых государством для централизации  части национального дохода в  бюджетах всех уровней с последующим  перераспределением в интересах  государства», которая выполняет  распределительную, фискальную, контрольную, стимулирующую, регулирующую функции  и играет важную роль в развитии государства.

 

 

 

Глава II. Характеристика налоговой системы РФ

2.1. Основные принципы построения  налоговой системы

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения.6 Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

  • Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.
  • Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.
  • Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  • Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в  неизбежности, т.е. обязательность уплаты налогов.
  • Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  • Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  • Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментам государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое  государство при построении налоговой  системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы  РФ не был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оценена  экономическая ситуации в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить  эти противоречия многочисленными  поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности. Несмотря на все  сказанное, в действующей налоговой  системе есть и положительные  моменты.

На данный момент налоговая система РФ построена  на следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих  субъектов. В условиях рыночной экономики  такое явление – анахронизм и  требует поэтапного переноса налогового бремени на граждан.

Достаточно  высокий удельный вес по сравнению  с зарубежными странами доли косвенных  налогов и относительно меньший  – прямых. Причем доля косвенных  налогов в последнее время  возрастает.

Создание  разветвленной системы федеральной  Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих  структур вышестоящим, главной задачей  которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая  региональные и местные.  Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

Разработаны и утверждены жесткие санкции  за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

Установлена обязательность постановки всех субъектов  предпринимательской и хозяйственной  деятельности на учет в налоговых  органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации  в налоговых органах.  

Определена  первоочередность направления имеющихся  у предприятий на счетах средств  на уплату налогов, по сравнению с  остальными расходами предприятия.  Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

2.2. Структура действующей налоговой  системы РФ

Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц.7

Первый уровень это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень налоги республик  в составе Российской Федерации  и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или  региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с  позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов  Москвы и Санкт-Петербурга имеют  полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги создают основу финансовой базы государства. 
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц.

Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, и большая группа прочих местных  налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании это отчисления от федеральных  налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляются в местные бюджеты. 
Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным,  региональным и местным  бюджетами.

Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России