Единый налог на вмененную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;
3. рассмотреть особенности ведения налогового и бухгалтерского учета
4. провести анализ применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ;
5. показать перспективу развития единого налога на вмененный доход, предложить свои рекомендации.

Содержание

Введение
Глава 1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
1.1 Сущность единого налога на вмененный доход
1.2 Порядок расчета и уплаты ЕНВД
Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД
2.1 Отличительные черты ЕНВД от общей системы налогообложения
2.2 Особенности ведения налогового и бухгалтерского учета при ЕНВД
Глава 3. Анализ практики применения единого налога на вмененный доход
3.1 Порядок применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ
3.2 Недостатки и пути совершенствования ЕНВД
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ курсовик.docx

— 65.24 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Особенности ведения  налогового и бухгалтерского  учета при ЕНВД 

     Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете" СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369, как установлено в п. 1 его ст. 4, распространяется на все  организации, находящиеся на территории Российской Федерации. Иначе говоря, обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется на все российские организации. Исключение из этого правила  предусмотрено только в отношении  организаций, перешедших на УСН. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском  учете" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ) организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов  и расходов в порядке, установленном  гл. 26.2 Кодекса.

     Минфин  России, отвечая на конкретный запрос, в письме от 22 августа 2005 г. N 03-11-04/3/58 "О ведении бухгалтерского учета  организациями, переведенными на уплату ЕНВД" Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский  учет. 2005. N 21. указывал, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" организация, переведенная на ЕНВД, не освобождена от обязанности  ведения бухгалтерского учета и, следовательно, обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую  отчетность на общих основаниях.

     Финансовое  ведомство также разъясняет, что  плательщики ЕНВД должны вести бухучет  в целом по всем осуществляемым организацией видам деятельности, даже если по каким-то видам деятельности применяется  упрощенная система налогообложения, не требующая ведения бухучета п. 3 ст. 4 Закона о бухучете, Письма Минфина  России от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230

     Согласно  п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ плательщики  единого налога на вмененный доход  должны соблюдать общие правила  ведения расчетных и кассовых операций. Учитывают кассовые операции в соответствии с Порядком ведения  кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка РФ. Решение Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40.

     При осуществлении расчетов наличными  деньгами организации должны иметь  контрольно-кассовую технику (ККТ) и  вести кассовую книгу по установленной  форме. Также у фирм существует обязанность  сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, которые устанавливают кредитные учреждения, в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

     Хранение  наличных денег сверх лимитов  в кассе возможно только для оплаты труда (выплаты пособий по социальному  страхованию и стипендий) не свыше  трех рабочих дней.

     Для оформления кассовых операций используются типовые межведомственные формы  первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Центральным  банком РФ и Минфином России.

ККТ (контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в  том числе персональные, программно-технические  комплексы) обязательно должны применяться  организациями и индивидуальными  предпринимателями при наличных денежных расчетах, а также расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

     Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт" ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт" ФЗ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) признает обязательным применение ККТ  при наличных расчетах или расчетах с использованием платежных карт между всеми субъектами. В том  числе и между организациями, между организациями и индивидуальными  предпринимателями, а также между  предпринимателями.

     Оказывая  услуги населению, можно рассчитываться и без применения ККТ. Но только при  условии выдачи бланков строгой  отчетности, приравненных к кассовым чекам.

     Для определенных видов деятельности в  силу их специфики или особенностей местонахождения разрешено не применять  контрольно-кассовую технику. К таким  видам деятельности относятся продажа  газет и журналов, лотерейных билетов, торговля на рынках и др. Весь перечень приведен в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Федеральным законом  от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения  в статью 2 Федерального закона "О  применении контрольно-кассовой техники  при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, освобождены от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

     Но  при этом необходимо выдать в момент оплаты товара по требованию покупателя товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий получение  денежных средств за соответствующий  товар и содержащий обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер, дата выдачи; наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального  предпринимателя); идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный  организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг); сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной  карты, в рублях; должность, фамилия  и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Одновременно в  целях обеспечения государственного контроля и усиления ответственности  хозяйствующих субъектов за соблюдение прав потребителей:  
- налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, а также налагать штрафы за отказ в выдаче по требованию покупателя указанного документа ( Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1);  
- административное нарушение, заключающееся в отказе в выдаче по требованию покупателя, документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, как и неприменение ККТ, влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (статья 14 КоАП РФ).

     Фирмы, совмещающие "вмененную" и "общережимную" деятельность, ведут раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций.

     Индивидуальные  предприниматели, осуществляющие наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога, иную деятельность, ведут раздельный учет доходов и  расходов, имущества и обязательств. Напомним, что в настоящее время организации, применяющие общий режим налогообложения, учитывают доходы и расходы на основании Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430.

     Организации, переведенные на уплату ЕНВД, сдают  в налоговые инспекции сводный  баланс, включающий в себя отражение  всех хозяйственных операций, произведенных  за соответствующий отчетный период. А отчет о прибылях и убытках (форма N 2) целесообразно представлять отдельно по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД.

     Индивидуальные  предприниматели представляют в  налоговые органы декларацию о доходах, полученных за налоговый период, без  учета показателей по деятельности, переведенной на уплату единого налога.

 

Глава 3. Анализ практики применения единого налога на вмененный доход

3.1 Порядок применения  единого налога  на вмененный доход  на территориях  субъектов РФ 

     Введение  единого налога на вмененный доход  на территориях субъектов РФ осуществляется поэтапно с 1 января 1999г. и решение  о введении единого налога на вмененный  доход принято на сегодняшний  день во всех субъектах РФ.

     Практика  применения законодательства о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) выявила  как положительные, так и отрицательные  стороны последствий от его введения в субъектах Российской Федерации.

     Положительным результатом явилось то, что значительно  увеличились налоговые поступления  от индивидуальных предпринимателей (в  основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки) по сравнению с ранее уплачиваемыми ими налогами, в том числе и подоходного налога. В качестве негативного фактора можно отметить снижение налоговых поступлений от юридических лиц (особенно крупных торговых организаций) по сравнению с ранее уплачиваемыми ими налогами по общепринятой системе налогообложения.

     Основными причинами данного положения  являются делегирование Законом N 148-ФЗ законодательным (представительным) органам  государственной власти регионов права  самостоятельного установления базовой  доходности различных видов предпринимательской  деятельности, переводимых на уплату ЕНВД, отсутствие единых методологических принципов определения налогооблагаемой базы по ЕНВД на территории Российской Федерации.

     Во  многих регионах показатели базовой  доходности, оказывающие основное влияние  на размер налогообложения вмененного дохода, установлены для организаций  в заниженных размерах (из расчета  применительно к индивидуальным предпринимателям), то есть в размерах, не обеспечивающих компенсацию ранее  уплачиваемых ими налогов (НДС, налог  на прибыль, налог на имущество, ЕСН  и т.д.).

     В некоторых  регионах занижается размер базовой  доходности в результате лоббирования в законодательных (представительных) органах интересов отдельных  групп предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере розничной торговли, бытового и транспортного обслуживания населения и т.п.

     Это приводит к значительным колебаниям размеров базовой доходности по одним  и тем же видам деятельности в  разных регионах, неравенству условий  налогообложения отдельных категорий  налогоплательщиков и, как следствие, к нарушению целостности единого  экономического пространства в стране.

     Так, размер базовой доходности в год  на одну точку общепита - от 1,5 тыс. руб. (Республика Дагестан); до 58,8 тыс. руб. (Тамбовская область); на 1 тонну грузоподъемности автотранспортных средств - от 4,5 тыс. руб. (Ростовская область) до 32,0 тыс. руб. (Орловская  область).

     Минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений, составляющих формулу расчета ЕНВД по видам деятельности, необходимо устанавливать решениями Правительства РФ отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям.

     Кроме того, анализ региональных законодательств о ЕНВД выявил, что они в ряде случаев противоречат Закону N 148-ФЗ.

     Наличие несоответствий норм действующего регионального законодательства о ЕНВД нормам федерального законодательства приводит в отдельных регионах к снижению поступлений данного налога и конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

     Так, в Свердловской области перевод  на уплату ЕНВД только индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную  торговлю через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м, привел к тому, что ряд крупных торговых организаций (юридических лиц) был перерегистрирован на индивидуальных предпринимателей; в результате в бюджетную систему недопоступило несколько сотен миллионов рублей.

     В настоящее  время вследствие неоднократных  обращений налоговых органов  в законодательные органы в региональный закон о ЕНВД внесены соответствующие  изменения и дополнения.

     В ряде регионов, например в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Калужской, Кемеровской, Тюменской и ряде других областей, в нарушение установленного федеральным  законодательством порядка привлекаются к уплате единого налога индивидуальные предприниматели, не состоящие на налоговом учете на территории данных регионов, а лишь осуществляющие там свою деятельность. Отсутствие в федеральном законодательстве положения о постановке на налоговый учет данной категории налогоплательщиков по месту осуществления ими предпринимательской деятельности приводит к двойному налогообложению.

     Серьезным недостатком регионального законодательства является применение целого ряда физических показателей, характеризующих вид  деятельности и используемых при  расчете ЕНВД, в то время как  письмом Правительства РФ Письмо Правительства РФ от 07.09.2008 N 4435п_П5 рекомендовано  применение только одного физического  показателя по каждому виду деятельности. Так, например, по общественному питанию  указанным письмом в качестве физического показателя рекомендована  общая площадь, используемая в хозяйственной  деятельности (кв. м), однако данный показатель применяется только в 21 субъекте Российской Федерации, в других же субъектах используются следующие показатели: точка общепита, количество работающих, посадочное место, торговая площадь, складская площадь, производственная площадь. При этом в 25 субъектах Российской Федерации применяются свыше одного физического показателя, что вызывает большие колебания уровня базовой доходности по виду деятельности и, как следствие, не позволяет правильно рассчитать размер ЕНВД.

Информация о работе Единый налог на вмененную деятельность