Актуальные проблемы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:21, статья

Описание

Статья посвящена базовым принципам налогообложения, налоговой реформе и налогообложению малого предпринимательства

Работа состоит из  1 файл

статья научная.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)
 

  АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ 
 

    Как диктует нам действительность, современная  налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако как в западных странах, так и в РФ появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на налогоплательщиков и на производительный сектор в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители кредитно-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

    В реальном осознании неприемлемости подобной ситуации законодатели ведущих  западных стран начинали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклонятся от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Российской Федерации.

    Если  взять базовые принципы налогообложения (определенность, эффективность и  справедливость) за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы главное достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае очевидно, что основными задачами налоговой реформы являются: более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

    Если  исходить из этих задач и принимать  во внимание провозглашенные Президентом  РФ и Правительством РФ цели экономической  политики, то основные направления  проводимой налоговой политики должны быть следующими:

  • высокая прогрессивность обложения особо высоких спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства распределения доходов в обществе);
  • установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц);
  • льготное налогообложение производственного сектора (налогом на прибыль) и низкооплачиваемого наемного труда (единым социальным налогам);
  • льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления (и, соответственно, стоимость рабочей силы);
  • льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;
  • повышение налогообложения прибыли и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг;
  • особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли;
  • введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду.

    В связи с этими направлениями  можно провести такие преобразования, как отмена всех форм прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный, социальный и другие удержания). Очевидно, что работники с такими доходами просто не могут участвовать в финансировании государственных расходов и накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Если государство не хочет ставить их на грань вымирания, то нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет того же государства.

    В этой связи государству необходимо уделить особое внимание развитию малого бизнеса. Налогообложение малого бизнеса должна регулировать система, предусматривающая радикальное упрощение исчисления налогов, значительное сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.

    Для этого необходимо продолжить работу по совершенствованию существующего  законодательства, регулирующего развитие субъектов малого предпринимательства путем решения следующих основных задач:

    Предоставить  полное право субъектам РФ устанавливать  налоговые льготы по единому налогу при применении упрощенной системы  налогообложения и по единому  налогу на вмененный доход.

    Многие  современные экономисты считают, что необходимо прекратить налогообложение малого предпринимательства. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о своем благополучии, еще и создают рабочие места для своих близких и знакомых.

    Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно  малые предприятия при соблюдении следующих условий:

    - учредители  не только вкладывают свой  капитал, но и реально работают  на этих предприятиях;

    - среди  учредителей нет юридических  лиц;

    - число  наемных работников ограничивается  либо членами семьи, либо невысоким  лимитом,  например, 5 человек.

    Как показывает практика, во всех развитых странах, да и в России в последние  годы серьезной проблемой стало прогрессирующее усложнение налоговых процедур и правил.

    Для решения этих проблем в ряде европейских  стран уже ведется перестройка  всего налогового процесса, меняется система управления налоговыми органами, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками.

    Эта перестройка осуществляется по следующим  направлениям:

    - концентрация  учетной, счетной и контрольной  роботы налоговых органов в  крупнейших центрах обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах);

    - выведение  налогоплательщиков на единый  канал расчетов по всем основным  видам налогов (введенный, например, в Италии принцип единого счета для уплаты всех налогов);

    - упор  на распространение «дружелюбных»  методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, примирение по спорам в досудебном порядке).

    Одной из главных проблем налоговой  системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

    По  оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствуют четыре основных мотива уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

    Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

    Еще одна из причин уклонения от налогов  сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

    Современная налоговая практика выработала два  основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдения налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основу которой составило бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

    Основное  внимание в решении этого вопроса  должно быть уделено помощи, оказываемой  налогоплательщикам специалистами  налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры.

    На  государственные налоговые инспекции  возложена огромная нагрузка по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и созданию заслона попыткам уклонения от налогообложения, поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, а именно налоговую проверку.

    В целях совершенствования организации налоговых проверок нужно принять во внимание следующие предложения:

    В связи с большим количеством  изменений в налоговом законодательстве, основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный.

    Существующая  в настоящее время достаточно широкая программа публикации официальных документов не решает полностью проблемы информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы с существующим объемом нормативных и правовых актов как органов налоговых служб, так и налогоплательщиков использование современных компьютерных технологий.

    Для более успешной работы налоговые  инспекции должны установить с налогоплательщиками партнерские взаимоотношения. Нужно добиться такого положения, чтобы людям было выгоднее платить налоги, чем уклоняться от них, чтобы налоговая инспекция не искала плательщика. Только тогда можно рассчитывать на налоговую дисциплину, возможно, даже отпадет нужда в налоговых проверках.

Информация о работе Актуальные проблемы налогообложения в России