Акцызы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:50, реферат

Описание

Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1. 1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1. 2. Преимущества и недостатки адвалорной,специфической и смешанной ставок акцизов
2. Практические аспекты акцизного налогообложения.
2.1Определение налогооблагаемой базы акцизов
2.2 Выбор ставки акцизов и единицы налогообложения
2. 3. Способы уплаты акцизов
3. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ .
3. 1. Особенности взимания акцизов в России
3. 2. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
4. Концепция реформирования акцизного налогообложения
4. 1. Определение плательщика акцизов
4. 2. Ставки акцизов
4. 3. Способы уплаты акциза
4. 4. Кредитование (вычеты) уплаченного акциза
4. 5. Алкогольная продукция и этиловый спирт
4. 6. Прочие подакцизные товары

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

      На протяжении всего периода  с 1992 года по настоящее время,  распределение акцизов между федеральным бюджетом и остальными уровнями бюджетной системы осуществлялось следующим образом: в федеральный бюджет зачислялись 100% от поступлений акцизов на нефть, включая газовый конденсат, автомобили, импортные товары, подлежащие акцизному налогообложению, а также 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию, включая питьевой спирт; в консолидированные бюджеты субъектов Федерации - 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию и 100% от поступлений всех прочих акцизов, включая акцизы на ювелирные изделия, табачные изделия и пиво.

      Поступление акцизов в местные  и региональные бюджеты отличалось  стабильностью (начиная с 1992 года  и по нынешний день они составляют  порядка 0, 5% ВВП). Что объясняется  в большей степени стабильностью  налоговой базы, а именно отсутствию в числе налогооблагаемых товаров импортных товаров, автомобилей и природного газа, к которым применяется адвалорная ставка акциза. 

Учитывая тот  факт, что важную часть поступлений  акцизов в Российской Федерации  составляют акцизы на нефть и газовый конденсат (до 30% поступлений от акцизов), включение их в число источников доходов федерального бюджета существенно увеличивает долю поступлений от акцизов в федеральный бюджет в общем объеме поступлений от акцизов в бюджетную систему РФ.

     Колебания  поступлений акцизов в федеральный  бюджет, как видно из рисунка,  связаны в основном с динамикой  задолженности по акцизам. Так,  январские спады поступлений  налога в 1996 и 1997 году совпадают  с ростом недоимки по налогам  в эти месяцы и, наоборот, рост поступлений акцизов в декабре 1996 совпал с падением задолженности. Стоит отметить, что переход в начале 1997 года на специфические ставки акциза по основной массе подакцизным товаров не привел к падению налоговых поступлений, ввиду незначительных значений инфляции на протяжении последних двух лет (за исключением сентября 1998 года).

3. 2. Особенности применения  импортных акцизов  в торговле со  странами СНГ 

      Подобно практике применения  различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взимания акцизов с ввозимых подакцизных товаров также дифференцированы в зависимости от страны происхождения товаров.

Если импортные  пошлины в торговле со странами СНГ  не применяются, то практика взимания акцизов, напротив, существует, что  в принципе не противоречит принятым взаимным договоренностям о зоне свободной торговле между Россией и бывшими республиками. Как указывалось выше, конкретные механизмы взаимной торговли определяются двусторонними соглашениями, при этом национальная акцизная политика значительно различается по странам Содружества не только по величине ставок на аналогичные товары, но и по используемой налоговой базе. К сожалению, до сих пор не выработаны единые правила в отношении применения акцизов.

Последовательно проводя политику импортных преференций в отношении сопредельных государств, Россия в торговле с ними не использовала механизм акцизов. Так, в первом федеральном Законе «Об акцизах» (от 06. 12. 91) декларировалось, что товары, происходящие с территории государств бывшего СССР, при ввозе в Россию акцизами не облагаются.

В последующих  нормативных актах это преимущество для указанных товаров сохранялось. В принятом 06. 08. 93 г. Законе РФ «О внесении изменений в закон РФ «Об акцизах» указывалось, что подакцизные товары, происходящие с территории стран-членов СНГ при ввозе на территорию РФ акцизами не облагаются, при этом происхождение товара должно было быть подтверждено специальным сертификатом.

      Были приняты и другие нормативные  акты, разъясняющие это положение.  Например, в Указании ГТК от 10. 01. 94 г. «О временном порядке предоставления льгот при уплате таможенных платежей, в отношении подакцизных товаров, происходящих с территории стран - бывших субъектов Союза ССР» указывалось, что в соответствии с двусторонними Соглашениями о свободной торговле товары, происходящие с территории этих государств и ввозимые на территорию РФ, не облагаются ввозными пошлинами и акцизами. В другом Указании ГТК РФ от 21. 07. 94 г. говорилось, что льготы по уплате таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию РФ, предоставляются только в случае, если товар происходит с таможенной территории государства - участника СНГ и приобретается резидентом одного из государств СНГ.

Однако партнеры по СНГ нередко в одностороннем порядке вводят меры, прямо противоположные межгосударственным Соглашениям, и Россия вынуждена реагировать на эти меры, как например, было в отношении отмены акцизов на экспорт со стороны Украины и Казахстана.

     В  начале 1996 года Украина отменила  взимание акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при ввозе в Российскую Федерацию. В целях защиты отечественных производителей и на основании Закона Российской Федерации «Об акцизах», а также с учетом решений Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании положений учредительных документов Содружества относительно статуса Украины как государства-участника Содружества Независимых Государств был подписан Указ Президента РФ от 18. 01. 96 г. «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины, при ввозе на таможенную территорию РФ». При этом импортные акцизы на соответствующие украинские товары взимались по ставкам, установленным для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из стран дальнего зарубежья. Тем не менее Кабинету Министров Украины было предложено провести переговоры по вопросам налогообложения товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации, а также товаров, происходящих с территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Украины. Этот Указ действовал только несколько месяцев и был отменен следующим Указом от 10. 09. 96 г. как несоответствующий новой редакции Закона «Об акцизах».

Новая редакция указанного Закона была принята на основании Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» и вступила в силу с 1 февраля 1996 года. В прежней редакции Закона «Об акцизах» содержалась норма, предусматривавшая освобождение от обложения акцизами товаров, ввозимых из стран Содружества Независимых Государств. В статье 5 (пункт 7, часть вторая) новой редакции Федерального закона «Об акцизах», напротив, предусматривалась уплата акцизов по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории этих государств. При этом сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, уменьшалась на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения. Однако поскольку этот новый закон ухудшал положение налогоплательщиков, правомерность данного нововведения рассматривалась даже в Конституционном Суде РФ, который постановил что положения, касающиеся налогообложения товаров из стран СНГ, вступают в силу не ранее 24 марта 1996 года (См. Постановление Конституционного Суда от 24. 11. 96 г.).

    Для реализации нового порядка взимания акцизов с подакцизных товаров из сопредельных стран, ГТК России было принято решение о том, что зачет акцизов не разрешается производить до выработки соответствующего порядка проведения зачета по каждой отдельной стране (См. Телетайпограмму ГТК РФ от 12. 05. 96 г.)

     Учитывая  разногласия в проводимой национальной  политике акцизов и номенклатуру  основных импортных поставок  из различных стран СНГ, дополнительно  были приняты специальные нормативные  акты о взимании акцизов с товаров, поступающих из разных стран СНГ, в частности с Украины и из Казахстана. Так, Указание ГТК РФ от 21. 08. 96 года «О зачете сумм акцизов» определяло, что при таможенном оформлении товаров, происходящих и ввозимых с территории Украины, следует принимать к зачету суммы акцизов, уплаченные в стране происхождения.

    Однако  в связи с изменениями акцизной  политики (в том числе уровня  ставок акцизов) Украины и Казахстана, для товаров, происходящих с  их территории, временно было  приостановлено действие механизма зачета акцизов при их ввозе в Россию (См. Телетайпограммы ГТК РФ от 27. 08. 96 г. и от 12. 05. 97 г.) и сейчас при импорте подакцизных товаров из этих стран взимаются акцизы в тех же размерах, что и с импортируемых подакцизных товаров из третьих стран.

      Указание о зачете сумм акцизов,  уплаченных на территории Молдовы,  было принято 19 ноября 1996 г., в  нем указывалось, что при таможенном  оформлении подакцизных товаров,  происходящих и ввозимых с  территории Республики Молдова,  следует производить зачет суммы акциза, уплаченного в стране их происхождения, при условии подтверждения такой уплаты в бюджет Республики Молдова.

     Особый  режим существует в отношении  импортируемых товаров из Белоруссии. 6 января 1995 года Россия и Белоруссия  подписали Соглашение о Таможенном союзе. Конкретный механизм таможенного оформления товаров, перемещаемых между Россией и Белоруссией был определен, в частности, в Указании ГТК РФ от 28. 11. 96 г. «О таможенном оформлении товаров».

     При  решении вопроса о необходимости производства таможенного оформления и проведении таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь и в соответствии с Указом Президента РФ от 25. 05. 95 г. «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» и Постановлением Правительства РФ от 23. 06. 95 г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25. 05. 95 г. № 525» не осуществляется таможенное оформление и не производится таможенный контроль (следовательно импортные акцизы не взимаются) только в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Беларусь, либо выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь.

      Как следует из вышеизложенного,  в правовом регулировании акцизных сборов в торговле между странами СНГ существует значительная неопределенность. В соответствии с российской Конституцией, нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства. Поэтому оптимальной была бы ситуация, при которой внешнеторговый режим в рамках Содружества максимально полно регулировался бы многосторонними и двусторонними международными соглашениями. На сегодняшний день формально действуют бессрочные Договоры о свободной торговле между странами СНГ и Соглашение о Таможенном Союзе России и Белоруссии, к которому в дальнейшем присоединились Казахстан, Киргизия (Соглашения «О Таможенном союзе» от 6. 01 95 г. и от 20. 01. 95 г.). Однако нормы этих документов сформулированы недостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в отсутствие унифицированного таможенного законодательства, особенно в части акцизных сборов.

      Как уже указывалось выше, принятая  в 1996 году новая редакция Закона  «Об акцизах» гласит, что акцизы  с импорта из стран СНГ могут взиматься при условии, что акцизы на экспортируемые товары в стране происхождения не выше чем в России. При этом величина российских акцизов должна уменьшаться на величину акцизов, уплачиваемых в стране происхождения товаров.

    Стремясь  способствовать интеграции в рамках Содружества и одновременно защитить своей внутренний рынок, Россия последние годы пыталась осуществлять дифференцированную политику по отношению к своим основным партнерам из ближнего зарубежья.

     В  отношениях между Россией и  Белоруссией проблему акцизов можно было бы считать снятой, поскольку между двумя странами нет таможенной границы. Однако на деле ситуация осложняется тем, что через Белоруссию в Россию ввозятся значительные объемы товаров, произведенные на территории третьих стран, причем на практике их не всегда легко выделить из всего объема российского импорта из Белоруссии. Поэтому обоснованной представляется норма новой редакции закона «Об акцизах» (ред. от 14. 02. 98 г.), предписывающая взаимозачет акцизов при импортно-экспортных операциях между Россией и Белоруссией. Подобный порядок будет применяться и по отношению к российским товарам в Белоруссии. Сегодня отрабатывается процедура такого зачетного механизма, при этом планируется к 2000 году перейти к взиманию всех косвенных налогов по принципу страны назначения. Эта мера не должна ущемлять интересы двух стран и не идет вразрез с нормами Таможенного союза, так как белорусское таможенное законодательство в основном уже унифицировано с российским. 

В торговле России с Казахстаном, Киргизией и Молдавией действовал механизм взаимозачетов акцизов несмотря на то, что первые две из названных стран являются членами Таможенного союза. Это объясняется тем, что Соглашение о таможенном союзе, как и двусторонние Соглашения о свободной торговле, содержит лишь общую норму о невзимании эквивалентных налогов. Поскольку налоговое законодательство, и в первую очередь, акцизное законодательство с этими странами не унифицировано, то отдельные государства сохраняют в этой области практически неограниченную свободу действия. При этом взаимозачет акцизов периодически приостанавливается как на определенный срок, так и в отношении отдельных позиций товарной номенклатуры, обычно в случае изменения национальной акцизной политики.

    Таким  образом, непроработанность межгосударственных соглашений и соглашений о таможенном союзе снижает действенность интеграции в этой области.

     Особенно  ущербна правовая база в торговле  между Россией и Украиной. Как  известно, членство Украины в  СНГ носит особый характер, поскольку эта страна не присоединилась ко многим важным соглашениям в рамках СНГ (в частности, к Соглашению о согласованных принципах налоговой политики от 13. 03. 92 г.). Механизм взаимозачетов акцизов в российско-украинской торговле действовал только в короткий период лета 1996 года.

     В  настоящее время ситуация такова, что субъекты внешнеэкономических  связей не имеют четких правовых  ориентиров и многие выражают  недовольство тем, что импортируемые  в Россию из сопредельных государств  подакцизные товары могут облагаться акцизами дважды, причем законность двойного налогообложения вызывает сомнения.

Информация о работе Акцызы