Автор работы: w*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа
цель курсовой работы: дать понятие сегмента, сегментарной отчётности, и охарактеризовать для чего и каких целей нужна внутренняя сегментарная отчётность в организации. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Дать основное понятие сегмента, сегментарной отчётности и её состав.
2.Дать характеристику внутренней сегментарной отчётности, её цель, требования предъявляемые к ней и состав.
3.Дать характеристику отчётности по центрам ответственности, центру затрат, центру прибыли и центру инвестиций.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1:Основные понятия сегмента и сегментной отчётности……………….4
Глава 2: Характеристика внутренней сегментарной отчётности………………9
Глава 3:Отчёты по центрам ответственности, затрат, прибыли
и инвестиций…………………………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………….……25
Список используемой литературы………………………………………...……28
Концепцию учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс. Обосновывая необходимость организации такой системы учета, он писал, что учет по центрам ответственности – это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления.
Центр
ответственности – это сегмент
организации, по которому контролируются
как производственные затраты, так
и полученный доход или процесс
его инвестирования. Причем руководитель
центра ответственности несет
Цель
учета по сегментам ответственности
состоит в обобщении данных о
затратах и результатах деятельности
по каждому центру ответственности
с тем, чтобы возникающие отклонения
можно было отнести на конкретное
лицо. Реализовать данную цель возможно
на основе анализа и оценки деятельности
в разрезе центров
Центр затрат.
Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. ЦЗ могут входить в состав других более крупных ЦО. Центры затрат можно разбить на центры регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат.
Главный инструмент управленческого учета, позволяющий контролировать деятельность центра затрат - смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат. Определение контролируемых статей - ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам ответственности. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами. Менеджер подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства.
Сравнение фактических
| Статьи контролируемых затрат | Затраты
по смете |
Фактические затраты | Отклонения |
Таблица 2. Отчет об исполнении сметы.
Отчет об исполнении сметы и другие формы внутрифирменной отчетности базируются на соблюдении двух принципов:
1. внутрихозяйственная
2. отчетность должна содержать
информацию об отклонениях,
Большинство руководителей не имеют времени
изучать детализированные бухгалтерские
отчеты и искать проблемные области. Поэтому
такие отчеты наряду с суммарными
величинами должны указывать статьи, по
которым отмечены особо плохие или особо
хорошие результаты. Сметы и отчеты об
их исполнении составляют первый (нижний)
уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной)
управленческой отчетности.
Центр прибыли
Центр прибыли - подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за финансовые результаты своей деятельности. Это предприятия в составе крупного объединения. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. Центр
прибыли может состоять из нескольких центров затрат (предприятия, входящие в состав объединения имеют цехи, участки). Шиллинглоу (1982) сводит термин "центр прибыли" к подразделению организации, которое обладает тремя основными характеристиками:
Такие центры прибыли обычно
называются стратегическими
Поскольку управляющие центры прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по центрам ответственности для оценки центра прибыли, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.
Производственная с-ть = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные расходы данного центра ответственности.
Отчетность центра прибыли
Операционные расходы - расходы по реализации (коммерческие) и административные (общехозяйственные) расходы, но не включающие выплачиваемые проценты за кредит и налог на прибыль (эти расходы
осуществляет
предприятие в целом). Операционные
расходы, относимые на центр
прибыли можно разделить на
прямые и косвенные (нельзя
непосредственно увязать с
Отчеты
о прибыли, где сопоставляются соответствующие
величины затрат и поступлений центров
прибыли - второй уровень внутрифирменной
управленческой отчетности.
Центр инвестиций
Центр инвестиций - подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль.
Цель центра инвестиций - не только получение максимальной прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, максимальной доходности инвестиций, увеличение акционерной стоимости.
Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты, что и к центрам ответственности других видов.
Управление затратами центры инвестиций осуществляют при помощи
операционного бюджета, отчета о его исполнении, баланса и отчета о
денежных потоках. Оценка эффективности функционирования центров инвестиций осуществляется путем расчета аналитических показателей: традиционных (рентабельность капиталовложений, окупаемость вложенного капитала) и дисконтированием денежных потоков (внутренняя норма рентабельности, чистая приведенная стоимость).
Поскольку обычно центром
ROA=прибыль/активы
В качестве базы активов можно принять:
1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отделением;
2) операционные(используемые) активы (суммарные минус незанятые, купленные для будущего использования);
3)
оборотный капитал (текущие
Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений показатель прибыли в формуле ROA можно определять как:
1) операционная прибыль отделения (прибыль до выплаты процентов и налогов на прибыль), учитывающая распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом;
2)остаточный
доход.
Вывод по главе 3:
Отчёт по центрам ответственности имеет тенденцию сосредоточиваться на отклонениях от плана и поэтому подразумевают подход "управление по отклонениям". Отчеты сосредоточиваются на вкладе в прибыль отдельного продукта или сегмента. Для того чтобы определиться с этим вкладом, приводятся только непосредственно связанные с конкретным продуктом или сегментом прибыль и затраты. В системе учета по центрам ответственности данные объединяются и консолидируются на каждом уровне управления.
Главный инструмент управленческого учета, позволяющий контролировать деятельность центра затрат - смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат.
Центры прибыли несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по центрам ответственности для оценки центра прибыли, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.
Поскольку
обычно центром инвестиций является
предприятие, то отчетность представляет
собой традиционную финансовую отчетность
предприятия.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы, были решены поставленные перед ней задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы:
1) Сегментарная отчётность - это отчётность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса(центрам ответственности) организации.
Целью сегментарной отчётности это предоставление внешним и внутренним пользователям информации о фактических, плановых и прогнозных показателях деятельности сегментов организации, их активов, обязательств, а также данных о сегментах с целью формирования сегментарной отчетности.
Сегмент – это часть деятельности организации в определенных условиях. В соответствии с ПБУ 12/2000 выделяют следующие основные понятия:
На основе построения сегментарной отчетности важным элементом в принятии управленческих решений является форма внутреннего и внешнего отчета, расположение и подача соответствующей информации, которая в дальнейшем будет являться основой для проведения анализа и оценки деятельности центров ответственности.
2) Внутренняя сегментарная отчётность - одна из разновидностей сегментарной отчётности, которая необходима для обеспечения информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.