Учётная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы определить содержание, дать определение учётной политики предприятия, определить порядок её составления и изменения.
Задачи:
- изучить теоретические основы учётной политики предприятия;
- изучить порядок составления учётной политики предприятия;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 368.54 Кб (Скачать документ)

Таким образом, на каждом из уровней управления решаются свои задачи.

 

 

 

3.2 Организационное  обеспечение бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт как функция управления имеет свою организационную структуру.

Организационное обеспечение бухгалтерского учёта должно быть подчинено задаче своевременного предоставления аппарату достоверной и необходимой информации с наименьшими издержками.

Решение этой задачи обеспечивается совокупностью  факторов, каждый из которых реализуется  исходя из сложившихся традиций, конкретных условий функционирования предприятия  и объема учётной работы.

Объем учётной работы, точнее содержание учётного процесса, предусматривает осуществление данной работы в определенной последовательности, этапам, тесно связанным между собой и представляющим единую систему.

Основными этапами учётного процесса являются:

- отслеживание экономических событий;

- их измерение;

- первичная регистрация;

- обработка первичных данных;

- получение соответствующих показателей, отвечающих запросам конкретных потребителей;

- организация внутреннего контроля в направлении подтверждения достоверности, законности и экономической целесообразности принимаемых решений.

Реализация  этих этапов во многом определяется сложившимися условиями организации труда  на конкретном предприятии, уровнем  автоматизации бухгалтерского учёта, квалификацией счётного персонала и другими факторами.

Организационное обеспечение бухгалтерского учёта предполагает его разграничение на управленческий и финансовый учет. Хотя между ними нет резкой границы, тем не менее, такая процедура необходима. Она чётко определяет направление потоков учётной информации между отдельными пользователями, создает основу управления по формированию производственной себестоимости изготовляемой продукции и стратегического развития фирмы. Эта информация доступна только её менеджерам. Правила организации управленческой бухгалтерии определяет само предприятие.

Финансовый  учёт регулируется в той или иной степени. Поэтому для него разрабатывается определенная система требований и принципов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учёта на предприятии и соблюдение действующего законодательства несет его руководитель. Это общая норма. В его компетенцию входит утверждение учётной политики, рабочего плана счетов, форм первичных учётных документов (для оформления хозяйственных операций, по которым нет типовых форм), порядка проведения инвентаризаций, правил организации документооборота, других процедур, необходимых в целях организации бухгалтерского учёта.

Законом РФ «О бухгалтерском учёте» установлено также, что руководитель организации вправе лично вести бухгалтерский учёт. Однако не оговорено, в каких случаях эта функция может совмещаться им, но можно предположить, что подобный вариант более приемлем на предприятиях малого бизнеса, например в обществе с ограниченной ответственностью (ООО).

Возможно  учреждение самостоятельной бухгалтерской  службы, возглавляемой главным бухгалтером. Такая служба рассматривается как  одно из структурных подразделений предприятия наряду со службой (отделом) главного технолога, маркетинга и т.п.

Главный бухгалтер непосредственно подчиняется  руководителю организации и несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности. Это специальная норма. Рассматривая организацию бухгалтерского учёта на предприятии с этих позиций, следует сделать вывод о том, что решение указанной задачи лежит на главном бухгалтере организации.

Ведение бухгалтерского учёта возможно на договорных началах централизованной бухгалтерией, независимой специализированной организацией или, наконец, профессионалом-бухгалтером, имеющим соответствующее высшее или среднее специальное образование.

В любом  случае выбор той или иной организационной  формы бухгалтерского учёта представляет собой важный фактор рационализации учётного процесса. Причем, если ранее, до широкого внедрения в учётный технологический процесс ПЭВМ, более предпочтительным являлось создание централизованных бухгалтерий, то в настоящее время ситуация иная. Большие возможности имеет децентрализация учёта. Основной довод – автоматизация рабочего места бухгалтера. Другие факторы: объём учётных работ, численность персонала, номенклатура производственных запасов и готовой продукции, количество поставщиков и покупателей и т.п. – приобретают менее важное значение.

Поэтому должностные обязанности работников учёта должны быть перераспределены исходя из степени их загруженности, средств и каналов передачи учётных данных при прямой и обратной связи между уровнями в системе управления.

Независимо  от организационного строения бухгалтерского аппарата объём обязанностей для  каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией, разрабатываемой  главным бухгалтером. При этом не исключается и второй альтернативный вариант, когда разработка такой  инструкции возлагается непосредственно  на бухгалтера соответствующего участка. В дальнейшем его видение организации  бухгалтерского учёта, подготовленное в качестве рабочего документа, корректируется главным бухгалтером путём окончательной  доработки и утверждения должностной  инструкции. В любом случае наличие  должностной инструкции на каждом рабочем  месте бухгалтера повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной информации для  целей управления.

Вместе  с тем, независимо от варианта разделения труда, организационный аспект учётной  политики должен быть подчинён созданию оптимальной схемы документооборота.  Её построение предусматривает чёткое деление прохождения и обработки соответствующей документации на отдельные этапы. В каждом из них должны быть определены графики выполнения отдельных видов учётных работ, установлены их объёмы, конкретные исполнители. На входе и выходе первичных учётных документов и соответствующих учётных регистров следует разобрать определённые схемы внутреннего контроля. Последние должны составлять часть должностных инструкций бухгалтеров. Периодически стоит обобщать степень эффективности организационной структуры аппарата бухгалтерии. Определяющим критерием такой эффективности может являться отсутствие рекламаций со стороны пользователей учётной информации, полное и качественное содержание. Если подобная цель не достигнута, следует установить, в чём её причины: отсутствие необходимых условий для выполнения данной цели, или сама цель выбрана неверно. Полученные результаты по материалам проверки являются основой для разработки перечня мероприятий по совершенствованию учётного процесса и новых схем документооборота, направленных на достижение конечной цели бухгалтерии – своевременно подготовить необходимую информацию, на основе которой будет подготовлена достоверная и прозрачная отчётность для соответствующих её пользователей. Эти действия должны реализовываться в рамках установленного календарного плана, ответственных исполнителей и оформлены в виде приказа руководителя на основе представленного соответствующего обоснования главным бухгалтером.

По каждому  структурному подразделению организации  устанавливается определённый объём  работ, его содержание, перечень входящих документов, разработанных в данном подразделении, обосновывается целесообразность использования его в целях  управления, а также перечень исходящий  документации из соответствующего отдела, участка и т.п., адреса этой документации, сроки передачи.

Объём работы структурных подразделений формируется  путём обобщения индивидуальных планов-графиков каждого исполнителя.

Ответственность за разработку и исполнение графиков, правильное и своевременное составление  необходимых документов, определённых этими графиками, сроков передачи их в бухгалтерию несут лица, заполнившие  и подписавшие эти документы. Центральной фигурой, осуществляющей контроль за соблюдением графика документооборота, является главный бухгалтер. Его указания в этой части являются обязательными для всех исполнителей структурных подразделений организации.

По мере использования документов в учётном  процессе их сдают в архив. Это  завершающий этап документооборота.

 

3.3 Техническое обеспечение бухгалтерского учёта.

Техническое обеспечение бухгалтерского учёта представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учётной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учёта.

Комплекс  процедур включает наличие:

- рабочего плана счетов, разработанного организацией на базе типового плана финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению;

- альбома форм первичных документов по каждому участку работы бухгалтерии;

- современных средств вычислительной техники, составляющих основу автоматизированной формы бухгалтерского учёта;

- кодификаторов объектов синтетического и аналитического учёта;

- квалификационного уровня бухгалтеров, соответствующего современным требованиям управления организацией;

- комплекса организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации учётного процесса;

- организации внутрифирменного контроля;

- соответствующего уровня культуры производственных отношений в коллективе бухгалтерии.

В приведенном  перечне требований, формирующих  техническое обеспечение бухгалтерского учёта, определяющим является обеспечение квалификационного уровня бухгалтеров, а также соответствующего уровня культуры среди сотрудников бухгалтерского аппарата. Эти два условия являются определяющими на стадии внедрения системы управления базой данных (СУБД) и автоматизации документооборота.

Система организации автоматизированного  документооборота поддерживает на заданном уровне стратегическую систему управления, даёт возможность учётной обработки всех видов и форм документов, в том числе аудио- и видеодокументов, обеспечивает согласованность с другими подсистемами. Наконец, достоинством данной системы документооборота является поддержка многоуровневой иерархической структуры обращения документов. В конечном итоге реализация таких подходов в организации автоматизированного документооборота – это переход на качественно новый этап постановки бухгалтерского учета в организации, а следовательно, и более эффективный уровень управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  и предложения:

Учётная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, ежегодно принимаемая организацией, которая оказывает существенное влияние на величину показателей  себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную  стоимость и имущество, показателей  финансового состояния организации.

На выбор  и обоснование учётной политики влияют множество факторов, основными  из которых являются: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности организации, управленческая структура  и финансовая стратегия организации.

В случае если изменяется законодательство Российской Федерации или нормативные акты по бухгалтерскому учёту, существенно  изменяются условия деятельности предприятия  или организацией разработаны новые  способы ведения бухгалтерского учёта, то учётная политика организации  может быть изменена.

Изменения учётной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному  раскрытию в бухгалтерской отчётности организации.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 № 129-ФЗ.
  2. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 24.10.2008г. №116н.
  3. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта: Учебное пособие – 12–е изд. М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2011.
  4. Бородина В.В., Родионова Н.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учеб.пособие – 6–изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009. (Высшее образование).
  6. «Бухгалтерский учёт» под редакцией доктора экономических наук, профессора  Ю.А Бабаева, Москва-2009.
  7. Н.Н. Хаханов «Основы бухгалтерского учёта и аудита». Серия «Учебники Феникса».- Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
  8. «Бухгалтерский учёт» под редакцией профессора П.С.Безруких. Учебное пособие – 5-изд., перераб и доп., Москва-2009.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Учётная_политика
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Димитровградский_автоагрегатный_завод#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F
  11. www.daaz.ru

Информация о работе Учётная политика предприятия