Учетные записи в системе «директ-кост», порядок их составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Управленческий учет в качестве самостоятельной учетной системы возник в передовых западных странах в шестидесятые годы прошлого столетия. Началом становления и развития управленческого учета явилось выделение из общей бухгалтерии организаций калькуляционной бухгалтерии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Изменение и оценка затрат предприятия на базе переменных расходов (директ-костинг)…………………………………………………………………. 5
1.1 Понятие директ-костинга и его особенности……………………………… 5
1.2 Отражение затрат и результатов деятельности в системах простого и развитого директ-коста…………………………………………………………. 9
1.3 Система директ-костинга и система учета полной себестоимости.
2. Использование данных учета переменных расходов для управления и в ценовой политике………………………………………………………………. 19
2.1 Назначение директ-костинга………………………………………………. 19
2.2 Директ-костинг и политика цен…………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………………… 24
Список используемой литературы…………………………………………….. 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     Другим  важным методом, позволяющим контролировать издержки производства с использованием принципов директ-костинга, является введение в план счетов бухгалтерского учета счета 40 «Выпуск продукции». По дебиту этого счета отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг. При этом кредитуют счета 20 «Основное производство». 23 «Вспомогательное производство». 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По кредиту счета 37 учитывается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажа».

     Разница между дебетовым и кредитовым оборотом счета 40 может быть выявлена на первое число каждого месяца. Она представляет собой отклонение фактических затрат на изготовление продукции от заданных по плану или нормативу. Экономия, означающая превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции» дополнительной записью. По итогу за месяц. Квартал или год счет 40 «Выпуск продукции» сальдо не имеет и потому в балансе не отражается.

     В конце отчетного периода после  определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая  себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ, услуг. Таким образом, по дебиту и по кредиту счета 40 фиксируется один и тот же объем продукции, но в разной оценке: на дебите – по фактической себестоимости, на кредите – по нормативной (плановой)  себестоимости. Отклонения фактической себестоимости от нормативной выявляются сопоставлением дебетового и кредитового оборотов в целом по счету. При использовании специального счета «Выпуск продукции» реализуется нормативный принцип директ-коста и обязательность отражения только производственной себестоимости. В условиях директ-коста она должна учитываться без постоянной части накладных расходов.

     Постоянные  расходы не зависят от объема деятельности подразделений предприятия. Их величину устанавливают по смете исходя их объема деятельности подразделения, ориентированного на нормальную загрузку производственных мощностей.

     Использование отдельных группировок постоянных и переменных производственных накладных  расходов связано с взаимным распределением накладных расходов вспомогательных подразделений и последующим их отнесением на основные подразделения. Постоянные накладные расходы в данном случае включают в расчет распределения, принимая во внимание фактический объем деятельности, а переменные накладные расходы относятся на затраты полностью. Для учета экономии или перерасхода по накладным производственным расходам в системе счетов управленческого учета открывается специальный счет «Отклонения по накладным расходам за счет изменений объема деятельности». Рассчитанные отклонения отражают по дебиту этого счета: перерасход обычной записью, экономию – методом красного сторно. В конце отчетного периода учтенные на этом счете отклонения списывают на дебит счета результатов, подчеркивая тем самым влияние колебаний постоянных расходов в зависимости от объема на результаты производственной деятельности.

     Для промышленных предприятий можно  рекомендовать и многоступенчатый принцип формирования маржинального  дохода, а в конечном итоге и  прибыли предприятия, что повышает действенность внутреннего контроля за эффективностью работы подразделений.

     Таким образом, систему развитого директ-костинга можно детализировать или укрупнять  в зависимости от целей внутреннего  управления по участкам, цехам, общезаводским  службам или предприятию в  целом.

 

      2. Использование  данных учета переменных  расходов для управления  и в ценовой  политике 

     2.1 Назначение директ-костинга 

     Главное назначение директ-костинга – быть информационной основой предпринимательских решений. Решение по управлению предприятием делятся на стратегические, рассчитанные на перспективу, и текущие, оперативные, принимаемые исходя из возможностей и потребностей данного периода, как правило, в пределах хозяйственного года. Стратегические решения требуют капитальных вложений, текущие – осуществляются в основном за счет собственных и заемных оборотных средств. Особенность текущих краткосрочных решений состоит в том, что они основываются на существующих производственных мощностях предприятий, хотя уровень их использования может меняться.

     Директ-костинг а основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции и товаров. Всю совокупность задач, требующих решения в системе оперативного директ-коста, можно подразделить на задачи снабжения, производства и сбыта. Кроме того, важной проблемой для предприятия является выбор и обоснование ценовой политики, для чего также используются данные директ-коста.

     Рабочим инструментом директ-коста является анализ взаимосвязи объектов производства, валовых затрат (себестоимости) и прибыли. В качестве единиц измерения объема производства и степени использования производственных мощностей могут выступать нормо-часы, станко-часы, процент использования полезного времени работы машин.  Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости, прибыли и маржинального дохода, а также влияния объема производства на себестоимость и прибыль является перспективным направлением развития отечественного анализа хозяйственной деятельности в условиях становления и развития рыночных отношений.

     В использовании данных директ-коста для управления предприятием прослеживается ряд общих закономерностей:

     1. оценка выгодности или не выгодности  того или иного варианта решения,  его целесообразности или нецелесообразности  делается на на основе сумм и ставок покрытия, а не величины рентабельности, исчисленной по полным затратам;

     2. в качестве критерия оценки  сопоставимых  альтернатив решения  используют величину экономии  переменных затрат на единицу  продукции, а не общую сумму  экономии или удорожания себестоимости;

     3. величина маржинальной себестоимости считается предельным уровнем затрат при оценке их эффективности и целесообразности;

     4. во всех случаях при выборе  оптимального варианта решения  необходимо учитывать значение  ограниченных факторов: возможности  сбыта, узкие места в производстве, недостаток складских помещений, ограничение в ресурсах.

     При учете влияния ограничивающих факторов возможны три варианта: 

     1) у предприятия есть все возможности  увеличить объем производства (резервные  производственные мощности, свободная рабочая сила, нет проблем с поставкой сырья и материалов), единственное ограничение – возможность продаж по существующим ценам рынка;

     2) у предприятия есть, кроме сбыта,  еще один ограничивающий фактор (недостаточные мощности участка упаковки или ограниченность сырья, квалифицированной рабочей силы, ограниченность складских помещений);

     3) у предприятия несколько ограничивающих  факторов.

     В первом случае предприятие должно до предела загружать свои мощности, в том числе и за счет продукции  и работ, убыточных по полной себестоимости, но имеющих положительную сумму и ставку покрытия, т.е. прибыльных по величине маржинального дохода. Важно чтобы продукция продавалась, и если для этого придется снизить цену, то предел этого снижения – величина маржинальной себестоимости изделий, товаров, услуг.

     Если  ограничен один из производственных факторов, необходимо решить, какому из продуктов, изделий, товаров, услуг  отдать предпочтение перед другими. В качестве критерия оптимального решения  в этом случае используют величину ставки покрытия (маржинального дохода) на единицу недостаточного фактора. Если, например, рассматривается вопрос, как оптимально загрузить производственные мощности, если количество заказов превышает загрузку оборудования, являющегося узким местом в работе цеха (предприятия), решение принимают в пользу того продукта, у которого ставка покрытия на единицу времени работы (машино – час) выше, чем у других.

     В случаях, когда большинство производственных факторов ограничено, решение принимают с помощью методов линейного и нелинейного программирования. Например, предприятие на одном и том же оборудовании производит и продает несколько разных видов продукции. Время изготовления единицы каждого продукта различно. Производственных мощностей для одновременного изготовления всех продуктов недостаточно.

     Оптимальный план производства определяется либо методом проб, либо (что на много  эффективнее) путем решения задачи линейного программирования по максимизации прибыли или загрузки машин при  наличии нескольких ограничивающих факторов.

     Решение в сфере производства в  сфере  в системе оперативного директ-коста  принимаются на основе данных о величине переменных затрат, ставок и сумм покрытия с учетом степени загрузки производственных мощностей во времени. На их основе решаются вопросы о выборе вида оборудования, на котором может быть изготовлена продукция или выполнен заказ, по оптимальным по критерию затрат размещении этого объема на разных машинах, станках и другом оборудовании.

 

      2.2 Директ –костинг  и политика цен 

     Одно  из наиболее важных направлений управленческой деятельности предприятий- политика цен, в результате проведения которой  обеспечивается тот или иной объем  выручки от реализации продукции, а  значит, во многом и прибыли предприятия. Рассмотрим некоторые аспекты политики цен с точки зрения директ-костинга.

     В настоящее время в рыночной экономике  более популярны такие подходы  к ценообразованию, при которых  прежде всего учитываются факторы, относящиеся более к спросу, чем  к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После установления цены равновесия необходимо проанализировать все затраты предприятия и постараться максимально сократить их. Калькуляция фактической себестоимости изделия не может прямо использоваться при установлении продажной цены, но не следует принимать во внимание при рассмотрении вопроса о выпуске товара, предполагаемая цена реализации которого установлена с учетом условий рынка.

     Некоторые специалисты по ценам считают, что уровень спроса вообще должен быть единственным, который следует принимать во внимание при установлении цен, причем производственные затраты рассматриваются при принятии решения только как ограничивающий фактор. Такой подход к ценообразованию можно принимать или оставить, но в любом случае он отражает тенденцию ориентации цен не на производство, а на спрос и, значит, показывает бессмысленность в условиях рынка частого составления точных фактических калькуляций. Однако знать возможные пределы снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов для предприятия так же необходимо, как исследовать сам рынок. Поэтому в управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.

     Долгосрочный  нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара. Он равен полной себестоимости изделия. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую только переменные затраты. Он равен себестоимости лишь в части переменных затрат. Расчеты долгосрочного нижнего периода цены связан с калькулированием полной себестоимости изделий, расчет краткосрочного нижнего периода цены – с учетом и калькулирования по системе директ-костинга.

     С директ-костингом связан и такой аспект политики цен, как установление заниженной цены по сравнению с существующей на рынке с целью усиления конкурентных позиций.

     Актуальной  для отечественных промышленных предприятий, получивших возможность  выхода со своей продукцией на внешний рынок, или предприятий с учетом иностранного капитала является задача установления цены на экспортную продукцию, причем зачастую такую цену нужно устанавливать как можно ниже, с тем чтобы внедрить на рынок.

 

      Заключение 

     Таким образом в данной курсовой работе было рассмотрено: понятие директ-коста и его особенности. Рассмотрели какими признаками характеризуется система управленческого учета. Различают две системы управленческого учета: систему полного включения затрат в себестоимость продукции, нормативный учет. Что относится к переменным расходам, относятся только переменные пропорциональные затраты. Рассмотрели само понятие директ-коста. Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции. Рассмотрели схему построения директ-костинга, она многоступенчатая. Важной особенностью директ-костинга является основой на используемой группировке затрат постоянные и переменные возможности в зависимости между объемом производства.  Директ-костинг дает возможность оперативнее контролировать постоянные расходы.

     В главе отражение затрат и результатов  деятельности в системах простого и развитого директ-коста мы рассмотрели два основных варианта дифференциации затрат. Рассмотрели маржинальный доход в частности схему одноступенчатого учета сумм покрытия маржинального дохода.

     Таким образом отражение затрат и результатов деятельности в системах простого директ-костинга по степени дифференциации может быть простой и развитой.

Информация о работе Учетные записи в системе «директ-кост», порядок их составления