Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Возникновение термина «учетная политика» связано с переходом на рыночную экономику. В условиях директивно-планируемого управления все правила, формы и организации бухгалтерского учета устанавливались высшими правительственными органами. Бухгалтерии предприятий обязывались периодически отчитываться о выполнении централизованно предусматриваемых показателей плана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ..........................5
1.1 Понятие и задачи учетной политики………………………………………5
1.2 Принципы формирования учетной политики……………………………8
2.ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ………….11
2.1 Процесс формирования учетной политики………………………………11
2.2 Раскрытие учетной политики организации……………………………..16
2.3 Изменение учетной политики…………………………………………….18
2.4 Рабочий план счетов……………………………………………………….21 3.УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ…………………………………22
3.1 Понятие и задачи учетной политики для целей налогообложения……22
3.2 Разработка учетной политики для целей налогообложения…………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.73 Кб (Скачать документ)

При этом рабочий план счетов целесообразно  вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить  его в форме таблицы, где в  первой графе указаны счета синтетического учета, во второй субсчета, а в третьей  – счета аналитического учета  первого порядка, открываемые к  субсчетам, в четвертой (при необходимости) – счета аналитического учета  второго порядка, открываемые к  счетам второго порядка и т.д. При разработке перечня аналитических  счетов следует руководствоваться  требованиями Инструкции по применению Плана счетов, а также спецификой организации и процесса управления, производства и реализации продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

    1.  Понятие и задачи учетной политики для целей налогообложения

 

Наиболее  актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные  с легализацией и одновременной  оптимизацией налогообложения предприятий  и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к  решению данного вопроса. Для  того чтобы разумно подойти к  расчету предполагаемых налогов  следует с помощью учетной  политики создать модель минимизации  налогов, приемлемую для конкретной организации. При разработке учетной  политики предстоит решить следующие  задачи:

  1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
  2. создать оптимальную систему налогового учета;
  3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;
  4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные  задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который  сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить  в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельности организации.11

Понятие учетной политики для целей налогообложения  базируется на ряде законодательных  налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил:

  •      принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;
  •      учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;
  •      учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;
  •      учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения  налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка  учета отдельных хозяйственных  операций и объектов в целях налогообложения  осуществляется налогоплательщиком в  случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых  методов учета.

Итак, понятие «учетная политика» установлено  как законодательными документами  в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами  в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в  себе два этих направления. Каждая организация  выбирает для себя свой приемлемый метод.

 

    1.  Разработка учетной политики для целей налогообложения

 

Разработка  учетной политики начинается с тщательного  изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в  себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета  должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым  данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов  и расходов; порядок определения  доли расходов, учитываемых для целей  налогообложения в текущем налоговом  периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы  в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых  резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной  политике для целей налогообложения  должны быть отражены: порядок и  схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между  готовой продукцией и объектами  незавершенного производства), а также  состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и  расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных  документов налогового учета целесообразно  предусмотреть дополнительные графы  или строки для наглядного представления  этих расхождений.

В часть  учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует  включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

Обязательными реквизитами в формах аналитических  регистров налогового учета для  определения налоговой базы являются: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном  и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись  и расшифровка подписи ответственного лица. В регистрах налогового учета  не указывают два реквизита, обязательные для регистров бухгалтерского учета: наименование организации, от имени  которой составлен документ и  наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления. Данное обстоятельтсво следует учитывать  при формировании и утверждении  графика документооборота, состава  должностных лиц, имеющих право  подписи первичных документов налогового учета, и других элементов. В этом же разделе учетной политики для  целей налогообложения целесообразно  отразить выбор метода определения  выручки от реализации продукции. Далее  необходимо определить форму, в которой  будет осуществляться налоговый  учет. На практике выбор осуществляется из двух форм: ручной или автоматизированной.12

В части  учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

  1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.
  2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода – по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.
  3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.
  4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.
  5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.
  6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.
  7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.
  8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.
  9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов. Если по так называемым нормируемым видам расходов (командировочные, представительские) организацией установлены более высокие нормативы расхода, чем в НК РФ, в учетной политике следует указать эти виды расходов, повышенные нормы расходов, оценку вероятных расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета и порядок корректировки данных.
  10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также сему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.
  11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.
  12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.
  13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов – по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.
  14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенной работы можно сделать  следующие выводы. Учетная политика – это совокупность способов ведения  бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий  хозяйствования, т.е. это порядок  осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика на предприятиях разрабатывается  главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия на основании  ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Основными задачами учетной политики являются: максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и  достоверную информацию о ней  в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений  по бухгалтерскому учету.

Различают три раздела учетной политики – организационно-технический, методический раздел учетной политики для целей  бухгалтерского учета и для целей  налогообложения. Для того чтобы  разумно подойти к расчету  предполагаемых налогов следует  с помощью учетной политики создать  модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

Учетная политика для целей налогового учета  должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым  данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде;
  • сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и  того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка  ведения счетов, особенности их использования  – это составляет степень свободы  организации в формировании учетной  политики.

Основное назначение и главная  задача принимаемой учетной политики – максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.
  2. Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Министерства финансов РФ от 09.12.1998 г. № 60 н.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32 н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33 н.
  8. Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. – 2003. – № 5. – С. 29-33.
  9. Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 24. – С. 31-35.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 2. Принят 19.07.2000: С изм. и доп. на 15.04.03. – М.: Проспект, 2003. – 372 с.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н.

1 Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 195.

2 Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – С. 262.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Министерства финансов РФ от 09.12.1998 г. № 60 н.

4 Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – С. 264 – 265.

5 Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 200-201.

6 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32 н.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33 н.

Информация о работе Учетная политика предприятия