Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства.

Работа состоит из  1 файл

билеты по экономике.doc

— 479.50 Кб (Скачать документ)

выполнения технически обоснованных норм выработок и снижения нормируемой трудоемкости; выполнения производственных заданий, личных планов; повышения качества и сортности продукции; бездефектного изготовления продукции; недопущение брака; соблюдения нормативно-технической документации, стандартов; экономии сырья, материалов, инструмента, смазочных материалов и других материальных ценностей.

Количество показателей можно увеличить, применение того или иного   показателя определяется конкретными условиями производства, сложившимися на том или ином предприятии. Например, у предприятия возросло количество рекламаций от поставщиков или предприятие пытается выйти со своей продукцией на внешний рынок, где требования к качеству продукции, исполнительской дисциплине возрастают, и решению этой проблемы должен способствовать и перечень показателей, за который осуществляется премирование. Однако перечень этих показателей не должен быть слишком большим -п ять -семь показателей: большее их количество не осознается и не запоминается работником.

При сдельно-премиальной системе оплаты труда рабочий получает оплату своего труда по прямым сдельным расценкам и дополнительно получает премию. Но для этого должны быть четко установлены показатели, за которые осуществляется премирование, они должны быть доведены до каждого исполнителя. Важно последить, чтобы вновь принятые рабочие были информированы об этом. Кроме того, должен быть установлен размер премии за выполнение и перевыполнение этих показателей. Бестарифная система оплаты труда. В условиях оплаты труда по тарифам и окладам достаточно сложно избавиться от уравноловки , преодалеть противоречия между интересами отдельного работника и всего коллектива. В качестве возможного варианта совершенствования организации и стимулирования труда рассмотрим бестарифную систему оплаты труда, которая нашла применение на многих предприятиях в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования. По данной системе заработная плата всех работников предприятия от директора до рабочего представляет собой долю работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия или отдельного подразделения. В этих условиях фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов: квалифицированного уровня работника; коэффициента трудового участия (КТУ); фактически отработанного времени.

Системы оплаты труда: сдельная оплата, простая сдельная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная, сдельно-прогрессивная (индивидуальная, подрядная). Повременная, простая повременная,повременно, почасовая,понедельная, помесячная.                                    

 

№36      Системы оплаты труда: сдельная оплата, простая сдельная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная, сдельно-прогрессивная (индивидуальная, подрядная      сдельная форма оплаты труда наиболее полно отвечает интересам и работника, и работодателя, поскольку величина заработка зависит от объема сделанной (проданной) продукции или оказанных услуг, от результатов труда и его продуктивности. Прямую зависимость между результатами работы и величиной вознаграждения действительно следует отнести к достоинствам сдельной оплаты труда. Интересы нанимателя успешно реализуются, поскольку работник заинтересован в увеличении выработки и в этом отношении его не нужно контролировать. Если работник по тем или иным причинам снизит выработку или производительность, он же и понесет в первую очередь потери.    Для работника преимущества сдельной оплаты связаны с тем, что у него есть реальная возможность увеличить свой заработок путем выполнения большего объема работ, роста производительности труда.        Нанимателю бывает сложно учесть факторы, не зависящие от работника, но влияющие на выработку (болезнь, поломка оборудования, перебои со снабжением, погодные условия и т. п.). Если заработок не будет зависеть от результатов, то он едва ли захочет особенно усердствовать    Серьезным недостатком сдельной оплаты для работодателя является опасность того, что в погоне за количеством продукции работники не станут уделять внимание ее качеству. Затраты на контроль качества продукции (услуг) могут свести на нет экономию на других формах контроля.      Очень непросто установить обоснованные нормы выработки, особенно при их пересмотре в период внедрения нового оборудования. Это особенно актуально для отраслей с частой сменой продукции и технологии. Необходимы специалисты-нормировщики, документальное оформление изменений и т. п.       При использовании сдельной системы оплаты работники нередко сталкиваются с так называемым «эффектом храповика» (ratchet effect). Он заключается в следующем. Работник производит продукции больше, чем предполагала фирма. Менеджер связывает это с тем, что работа не слишком тяжелая и, следовательно, заработная плата слишком высока. Поэтому возникает высокая вероятность, что ставка заработной платы понизится               
 

 

 

 

№37    Важным преимуществом повременной формы оплаты для работодателя является уменьшение издержек контроля качества продукции. При этом легче формировать у работника чувство причастности к интересам всей организации (фирменный патриотизм). Снижается текучесть кадров, можно использовать такие модели мотивации персонала, которые «работают» только при долговременном сотрудничестве работника с фирмой.

Повременная оплата для работника — это гарантия относительно стабильного заработка. Трудовой коллектив, в котором работа оплачивается повременно, обычно бывает более сплоченным, поскольку текучесть кадров меньше, а экономические интересы одних работников реже противостоят интересам других.

Применение повременной формы оплаты труда экономически целесообразно, если:

1) нет надобности в стимулировании роста выработки сверх оптимальной;

2) перевыполнение норм может сопровождаться нарушением технологических режимов с последующим ухудшением качества продукции;

3) выполняются работы экспериментального характера или идет процесс изготовления новых, особо сложных, ответственных объектов;

4) выполняются разнообразные работы, которые трудно поддаются нормированию и учету;
Достоинства У работника выше чувство сопричастности к организации

 

 

5) применение повременной оплаты может обеспечить рост качества выполняемых работ (контрольные, ремонтные и другие процессы).

Меньше текучесть кадров

Определенность и относительная стабильность заработка

Возможность стабильного заработка при ограниченных усилиях

Сплоченность в трудовом коллективе


Недостатки

Работник получает деньги фактически за присутствие на рабочем месте — у него отсутствуют стимулы к производительному труду

Существует необходимость в «надзирателе», который осуществляет контроль за процессом труда, за выработкой

Необходимость контроля за объемом выпуска увеличивает издержки фирмы

Работодатель рискует больше, чем работники: высокопродуктивный работник увеличивает прибыль, непродуктивный — наоборот (заработная плата у них одинакова)

Работодатель принимает на себя риск колебаний в производительности

Оплату труднее связать с конечным результатом

Работники могут поставить свои собственные интересы выше интересов потребителя, что в долгосрочном периоде может принести ущерб интересам работодателя

Заработная плата ниже, чем при сдельной оплате

Возможна несправедливость в оплате из-за ее косвенной связи с результатами труда

Возможна равная оплата высоко- и низкопродуктивных работников

Работник не может повысить свой заработок путем увеличения трудовых усилий

 

 

 

 

 

 

№40 СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

 

Смета затрат на производство общий свод плановых затрат (в стоимостном выражении) на производство продукции, выполнение работ и услуг в соответствии с производственной программой предприятия. Смета затрат на производство разрабатывается по единой номенклатуре однородных экономических элементов. Состав затрат предприятия конкретной отрасли определяется в соответствии с Типовыми рекомендациями по учету и калькулированию себестоимости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, обществ, питании и в других отраслях, разрабатываемыми министерствами (ведомствами) по согласованию с Минфином РФ. В состав затрат включают расходы на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), управление и сбыт продукции (не входят в состав затрат на производство расходы по капитальным вложениям, на освоение новых видов продукции, непроизводственные расходы). Группировка затрат в смете по экономическим элементам: материальные затраты [сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо, запасные части и пр.]; затраты на оплату труда [заработная плата, премии за достижение производственных показателей, выплаты в виде выслуги лет, резерв на оплату отпусков]; отчисления в социальные фонды; амортизационные отчисления [по основным средствам (фондам), нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам]; прочие затраты [оплата услуг сторонних организаций, хозяйственные расходы, расходы по рекламе и сбыту продукции и др.]. Расчет сметы затрат на производство осуществляется на основе бизнес-плана в части производственной программы на будущий финансовый год, а также анализа фактических данных прошедшего периода и расчетных нормативов по статьям затрат, принятых в организации. Расчетные нормативы по статьям затрат планируются на основе анализа действующих рыночных цен на аналогичную выпускаемую продукцию, фактических цен реализации продукции прошедшего финансового года. По этим данным определяется предельный норматив затрат на производство при существующем уровне рыночной (договорной) цены. Рассчитанный таким образом предельный норматив затрат на единицу продукции с учетом принятых на предприятии нормативов по статьям затрат позволяет определить плановую смету в разрезе статей и элементов. С учетом специфики отраслевой деятельности организации составление сметы затрат на производство ведется по сегментам (видам) деятельности, видам продукции, работ, услуг; дальнейшая группировка возможна по структурным подразделениям. На заключительном этапе планирования сметы затрат на производство составляется сводная смета под плановую производственную программу с учетом объемов выпуска. Для этого смета затрат на производство на единицу продукции умножается на количество предполагаемого выпуска в принятой производственной программе. Одновременно производится корректировка сметы затрат ина произвотсво исходя из специфики постоянных и переменных затрат на производство с учетом плановых объемов выпуска (производств, программы). В процессе ведения управленческого учета анализируют (оценивают) фактическое выполнение сметы затрат на производство, в т.ч. в разрезе статей, элементов, видов деятельности, выпущенной продукции. Определяют отклонения по статьям и общее отклонение от предельного норматива затрат. Выявленное отклонение влияет на принятие управленческого решения о корректировке текущей производственной программы. Если фактические затраты выше предельного норматива, необходимо решение о сокращении объема производства, а также анализ причин отклонений, выявление центров затрат и разработка мер по уменьшению затрат. При уровне затрат ниже предельного норматива возникает излишек оборотных средств, позволяющий увеличить выпуск (производств, программу) с учетом результатов маркетингового анализа конъюнктуры рынка при одновременном уточнении (корректировке) сводной сметы затрат на производство. Плановая смета затрат как один из разделов бизнес-плана является инструментом финансового планирования и управления на предприятии.

 

 


 



№41 ,42

        Калькуляцией называется исчисление себестоимости всей произведенной продукции, отдельных ее видов и единиц продукции.

Калькулирование себестоимости продукции представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости изготовленной продукции по статьям расходов, связанных с ее производством и реализацией. Себестоимость продукции в целом определяется по экономическим элементам затрат, а себестоимость отдельных конкретных видов продукции — по калькуляционным статьям


Расчеты по определению себестоимости продукции по статьям расходов производятся в специальных формах, называемых калькуляциями.

Виды продукции, по которым определяется себестоимость, называются объектами калькуляции.

Завершающим этапом процесса калькулирования является исчисление фактической себестоимости единицы произведенной продукции.

Определение себестоимости произведенной продукции зависит от четкого определения и учета состава затрат на производство и реализацию продукции и применяемых способов калькулирования.

В бухгалтерском и налоговом учете затраты, формирующие себестоимость реализованной продукции, называют расходами организации.

Необходимо иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли не все затраты могут быть включены в себестоимость продукции. Некоторые затраты могут быть включены в себестоимость только в пределах установленных норм и нормативов. Затраты, не учитываемые для целей налогообложения, покрываются за счет собственных средств организации и в себестоимость продукции не включаются.

Большое значение для правильной организации учета расходов организации имеет их классификация. Расходы по обычным видам деятельности группируют по месту их возникновения, видам продукции (работ, услуг) и видам расходов.

По месту возникновения расходы группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям организации.

Такая группировка затрат необходима для организации внутризаводского хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.

В состав расходов по обычным видам деятельности включаются:

       расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

       расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

       расходы по продаже (перепродаже) продукции, товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).



При применении данного способа калькулирование фактической производственной себестоимости продукции осуществляется по следующей формуле:

ФПСгп = НЗПп + ФЗоп - ПБоп - НЗПкп, где

ФПСгп — фактическая производственная себестоимость всей готовой продукции;

НЗПп — остаток незавершенного производства на начало отчетного периода;

ФЗоп — фактические затраты на производство за отчетный период;

ПБоп — потери от производственного брака за отчетный период;

НЗПкп — остаток незавершенного производства на конец отчетного периода.

Себестоимость единицы готовой продукции рассчитывается путем деления фактической производственной себестоимости всей продукции на количество единиц продукции:

№42   СЕГП = ФПСгп : КЕгп, где

СЕГп — себестоимость единицы готовой продукции;

КЕгп — количество единиц готовой продукции в натуральных измерителях



Совокупность затрат организации на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме, образует себестоимость продукции.

Затраты на производство, относящиеся к изготовленной продукции, формируют ее производственную себестоимость.

Кроме затрат на производство, организация несет определенные траты, связанные с реализацией продукции (расходы на упаковку, транспортировку продукции и др.).

Затраты на производство вместе с затратами на реализацию (продажу) продукции формируют полную себестоимость проданной продукции


Типовая номенклатура статей затрат, составляющих себестоимость конкретного вида продукции, включает:

1)        сырье и основные материалы;

2)        возвратные отходы (подлежат вычету);

3)        покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4)        топливо и энергия для технологических нужд;

5)        заработная плата производственных рабочих;

6)        отчисление на социальное страхование производственного персонала;

7)        амортизация основных средств;

8)        расходы на подготовку и освоение производства;

9)        общепроизводственные расходы;

10)     общехозяйственные расходы;

11)     потери от брака;

12)     прочие производственные расходы;

13)   расходы на реализацию (продажу) продукции.





Себестоимость  продукции (работ, услуг) - это  стоимостная   оценка  текущих  затрат на производство  и  реализацию продукции, работ, услуг.  Она   включает в  себя  затраты  на используемые  в  процессе  производства  и  реализации  продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных  фондов  в  части  амортизации, трудовых ресурсов (зарплата) и др. По  объему  учитываемых  затрат  различают  3  вида себестоимости:

1)     цеховая себестоимость (С цех.) - включает  затраты  на производство  продукции в  пределах цеха

2)     производственная себестоимость (С произв.)  включает  С цех.  и   общепроизводственные  расходы (ОПР)

С произв = С цех + ОПР

ОПР - это расходы  на  управление предприятием , на содержание вспомогательного  и  обслуживающих  производств.

3)     полная  себестоимость (С полн)

С полн = С произв + ВПР, где  ВПР - внепроизводственные расходы, расходы, связанные с реализацией продукции.

Различают  себестоимость  плановую  и  фактическую.

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого  периода, исходя из плановых норм и показателей.

Фактическая себестоимость определяется в конце  отчетного периода  по данным  бухгалтерского учета .

Плановая  и  фактическая  себестоимости  сравниваются при проведении анализа  себестоимости, а  для их сравнимости  важно  соблюсти  единство методики  их определения.

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.

1)                          По способу отнесения на себестоимость отдельного вида продукции затраты делятся на :

а) прямые - связаны с производством отдельного вида продукции и в его себестоимость включаются напрямую.

б) косвенные - связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними косвенно.

2)                          По степени однородности выделяют:

-         элементы затрат - имеют единое экономическое содержание;

-         комплексные статьи затрат - объединяют разнородные по содержанию затраты по принципу их назначения, или места возникновения ( цеховые расходы, общезаводские расходы, на содержание и эксплуатацию оборудования).

3)                          По связи с объемом производства:

а) переменные - изменяются пропорционально объему производства ( расходы на материалы, сырье, сдельная зарплата)

б) постоянные - не зависят от динамики объема производства ( затраты на управление, арендная плата, амортизация оборудования)

в) смешанные - содержат переменную и постоянную составляющие, которые необходимо выделить ( расходы на электроэнергию).



№49
Анализ инвестиций – это достаточно трудоёмкий процесс, который требует специализированных знаний в области экономики и обычно выполняется высококвалифицированными специалистами профессионально занимающихся финансами компаний.
Анализ инвестиций позволяет сопоставить объёмы затраченных ресурсов к полученному результату. Другими словами анализ инвестиций подразумевает оценку их эффективности.

Задачами проведения анализа инвестиций являются: определить, насколько целесообразной является данная инвестиция; провести сравнительный анализ различных инвестиционных проектов; сформировать портфель инвестиций.
Целесообразность инвестиции, которая определяется в процессе проведения анализа инвестиций, зависит от того, во сколько раз полученная прибыль превышает вложенные средства. На основании результатов сравнительного анализа инвестиций проводиться выбор наиболее интересных с экономической точки зрения инвестиционных проектов.

При составлении инвестиционного портфеля, который включает в себя все существующие инвестиции данного конкретного инвестора, необходимо обеспечить его максимальную эффективность, Что напрямую зависит от эффективности каждой конкретной инвестиции.

В понятие единой информационной базы данных, предназначенной для оценки и управления инвестиционными проектами, входят такие показатели как:

        чистая современная стоимость;

        срок окупаемости;

        внутренняя норма прибыли;

        индекс прибыльности;

        коэффициент чистого дисконтированного дохода;

Чтобы грамотно и оперативно просчитать и оценить инвестиционный проект, а также разработать к нему бизнес-план, желательно использовать для этого соответствующий инструментарий – системы комплексного финансового-экономического анализа предприятия (проекта), позволяющие выполнять стандартные расчеты по методике UNIDO. К числу таких инструментов принадлежат системы: Project Expert (Про-Инвест Консалтинг), Альт (Альт-Инвест), Аналитик (ИНЭК), Audit Expert (Про-Инвест Консалтинг), ОЛИМП:ФинЭксперт (Росэкспертиза) и ряд других отечественных программных систем.

 

№50 Метод чистой приведенной стоимости

Чистая приведенная стоимость – это разница между приведенным денежным доходом от инвестиционного проекта и единовременными затратами на инвестиции. Денежные доходы – это разность между стоимостью продукции по продажным ценам и издержками на производство (исключая затраты на амортизацию). Денежные потоки – это движение средств (доходов, расходов, инвестиционных издержек) за период реализации инвестиционного проекта Для оценки эффективности производственных инвестиций в основном применяются следующие показатели [25, 41]: чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости капитальных вложений, рентабельность проекта и точка безубыточности. Для фондовых инвестиций: доходность к погашению, дивидендная ставка, ликвидность, динамика курсовой стоимости.

Чистый приведенный доход (NPV) представляет собой разность дисконтированных на один момент времени (обычно на год начала реализации проекта) показателей доходов и расходов (капитальных вложений)

Потоки доходов и капитальных вложений обычно представляются в виде единого потока – чистого потока платежей, равного разности текущих доходов и расходов. Ориентиром при установлении нормы дисконтирования является ставка банковского процента или доходность вложений средств в ценные бумаги

Чистый приведенный доход NPV вычисляется при заданной норме дисконтирования (приведения) по формуле: t – годы реализации инвестиционного проекта (t = 1, 2, 3, …, T);

P(t) – чистый поток платежей (наличности) в году t;

d – ставка дисконтирования. Экономический смысл ставки дисконтирования следующий: ее величина соответствует минимально приемлемой для инвестора норме дохода на капитал (как правило, ставка привлечения депозитов в коммерческих банках).

№53 Мoжнo выдeлить cлeдyющиe тpи гpyппы мeтoдoв цeнooбpaзoвaния. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa coбcтвeнныe издepжки ocнoвaнo нa ycтaнoвлeнии цeны кaк peзyльтaтa бaзoвыx зaтpaт нa eдиницy пpoдyкции плюc пpибыль, кoтopyю пpeдпpиятиe пpeдпoлaгaeт пoлyчить.

        Мeтoд "Издepжки + пpибыль".
Цeнa paccчитывaeтcя пo фopмyлe:

P = C x (l + R/ 100),

гдe
С - yдeльныe тeкyщиe издepжки пo пpoизвoдcтвy и cбытy тoвapa,
R - нopмaтивнaя peнтaбeльнocть.

        Мeтoд "цeлeвoй пpибыли".
В этoм cлyчae фиpмa зapaнee плaниpyeт жeлaeмый ypoвeнь peнтaбeльнocти вceгo oбъeмa пpoизвoдcтвa пpoдyкции (в пpeдeлax имeющиxcя пpoизвoдcтвeнныx мoщнocтeй и плaнoвoй ceбecтoимocти oбъeмa выпycкa) и ocyщecтвляeт pacчeт пo фopмyлe:

Р = С + Е x К, гдe

С - yдeльныe тeкyщиe издepжки, cвязaнныe c пpoизвoдcтвoм и peaлизaциeй тoвapa,
К - yдeльныe инвecтиции в ocнoвнoй и oбopoтный кaпитaл, oбycлoвлeнныe пpoизвoдcтвoм и peaлизaциeй тoвapa,
Е - нopмa пpибыли нa кaпитaл, oтpaжaющaя жeлaeмyю для пpeдпpиятия вeличинy пpибыли дo yплaты нaлoгoв.

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa cпpoc. Пpи иcпoльзoвaнии этoгo мeтoдa иcxoдят из кaчecтвeннoгo и кoличecтвeннoгo aнaлизa пoтpeбитeльcкиx xapaктepиcтик тoвapa либo из вeличины экoнoмичecкoгo эффeктa, пoлyчaeмoгo пoтpeбитeлeм зa вpeмя иcпoльзoвaния тoвapa. Вaжными изyчaeмыми элeмeнтaми здecь cтaнoвятcя пoлeзнocть (oщyщaeмaя цeннocть тoвapa) и чyвcтвитeльнocть тoвapa к цeнe.

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa кoнкypeнцию.

        Мeтoд cpeднepынoчныx цeн. Мeтoд пpeдпoлaгaeт пpoдaжy тoвapoв пo paccчитaннoй нa ocнoвe кoнкypeнтныx дaнныx "cpeднepынoчнoй цeнe".

        Мeтoд "гoнки зa лидepoм". Пpи этoм мeтoдe ycтaнoвлeниe цeны тoвapa ocyщecтвляeтcя нa ocнoвe цeны вeдyщeгo кoнкypeнтa c yчeтoм кoнкypeнтнoй cитyaции нa pынкe, диффepeнциaции тoвapa и eгo кaчecтвa. Пo cyщecтвy, этoт мeтoд пpeдпoлaгaeт oткaзe paзpaбoтки coбcтвeннoй цeнoвoй пoлитики c opиeнтaциeй нa вeдyщyю цeнy.

        Уcтaнoвлeниe цeны нa ocнoвe oткpытыx тopгoв. Мeтoд иcпoльзyeт вepoятнocтныe oцeнки и пpeдпoлaгaeт cлeдyющyю пocлeдoвaтeльнocть пpoвeдeния pacчeтoв:

o         pacчeт издepжeк, cвязaнныx c выпoлнeниeм кoнтpaктa;

o         aнaлиз тaктики тopгoв, пpимeняющeйcя пoтeнциaльными кoнкypeнтaми;

o         oпpeдeлeниe вepoятнocти тoгo, чтo цeнa пpeдлoжeния фиpмы oкaжeтcя нижe цeны, зaпpaшивaeмoй кoнкypeнтaми;

o         oпpeдeлeниe вeличины цeны, кoтopaя пpинeceт пpeдпpиятию "мaкcимaльнyю oжидaeмyю пpибыль".

№54 Стратегии ценообразования
Коммерческие интересы субъектов рынка предполагают четыре основных стратегических направления ценообразования на уровне предприятия:

1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Данное стратегическое направление реализуется в том случае, когда покупатель рассматривает цену как одно важнейших отличий среди альтернативных вариантов покупки (поставщики, торговые марки). Имеется в виду, что в этой ситуации покупатель отдает предпочтение товару с более низкой ценой. Однако, если конкуренты снизят и свои цены, то преимущество за счет увеличения объема и доли продаж на рынке нейтрализуется. Тем не менее, если общее снижение уровня цен на рынке обусловливает прирост общего объема продаж, предприятие добивается своей цели даже при сохранении своей доли в объеме продаж. Таким образом, эффект от снижения цен может существовать в двух формах: либо увеличение доли в объеме продаж, либо увеличение абсолютного объема продаж при неизменной доле.2. УДЕРЖАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ   В случае, когда общая ситуация на данном рынке характеризуется ориентацией предприятий-конкурентов на сохранение своей доли в общем объеме продаж, основной стратегической линией ценообразования для конкретного предприятия должно стать удержание существующих покупателей, т.е. стабилизации хозяйственных связей между предприятием и его потребителями. 3. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОДАЖ СУЩЕСТВУЮЩИМ ПОКУПАТЕЛЯМ В случае, когда предприятие не имеет широких возможностей (объективных предпосылок, например), для привлечения новых покупателей необходимо использовать стратегию стимулирования активности существующих покупателей.

4. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОДАЖ СОПУТСТВУЮЩИХ ТОВАРОВ

Два товара считаются сопутствующими, если покупка одного из них стимулирует покупку другого. В типичной ситуации можно выделить две основные причины существования подобных взаимосвязей:

        один продукт может повысить значение и эффективность использования другого;

        покупатель может сэкономить средства, а также время силы и т.д. при покупке двух и более товаров в одном месте.

Стратегии ценообразования, применяемые предприятиями в условиях рынка, имеют конкретные названия, отражающие сущность подхода к использованию цены как инструмента рыночной стратегии в целом.

В процессе ценообразования предприятия отдают свое предпочтение конкретной стратегии, что находит логическое выражение в следующем.

1. При установлении низкой цены на товар практически невозможно ожидать получение достаточно высокой прибыли.

2. При установлении высокой цены практически невозможно ожидать высокий уровень спроса на данный товар.

Поэтому необходимо четко определить систему приоритетов, на которые ориентируется предприятие в условиях рынка, с учетом взаимного влияния цены и спроса. При анализе спроса относительно цены на данный товар основное внимание уделяется распределению спроса, т.е. изучению обобщенного перечня реализуемых товаров с указанием их количества, цен и доходов от их продаж. На первом этапе оценивается эластичность спроса, т.е. степень зависимости или реакции спроса на изменение цены. Эластичность спроса относительно цены характеризуется кривыми спроса (рис.4.1). Спрос считается эластичным, если его прирост в результате снижения цены превышает прирост цены (в процентах по абсолютной величине).

Рис. 4.1. Определение эластичности спроса

Определение эластичного спроса с учетом суммы выручки от продажи товаров: спрос считается эластичным, если валовой доход (выручка) в большей степени зависит от спроса, чем от цены на товар. Изменение в цене обусловливает противоположное по значению изменение в величине валового дохода.



 

№2 ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства, находящимися в собственности данной страны, в том числе и на территории других стран за определенный период времени (год).

Существуют три способа измерения ВВП (ВНП):

1. Производственный – суммирование добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, не включающая стоимость потребленного сырья и материалов.

2. Распределительный (по доходам) – использование потоков доходов средств. Доходы получают владельцы факторов производства. Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский). Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Предпринимательские доходы включают: ренту (Р), доходы от собственного (частного) предприятия (Дс), прибыль корпораций (Пк), включающую налог на прибыль корпораций (НПк), чистую прибыль (ЧПк), дивиденды (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящиеся к выплатам: амортизация (А) – износ капитала и косвенные налоги (Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС):

В анализе движения доходов различают следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конеч­ных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для фи­нансирования конечного потребления и сбережения. Так, чистый национальный продукт (ЧНП) – это действительный объем конечных продуктов, произведенных за год, т. е. ВНП за исключением износа факторов производства:

ЧНП=ВНП–А.

Национальный доход (НД) – это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента):

НД=ЧНП–Кн. Заработанные владельцем каждого фактора производства доходы всегда больше реально получаемых, так как национальный доход на пути движения к каждому собственнику фактора производства претерпевает изменения – вычитания и прибавления. После внесения этих поправок в НД образуется еще один макроэкономический показатель – личный доход (ЛД):

ЛД=НД-НПк – ЧПк – взносы на соцстрах+Т,

где НД – национальный доход;
НПк – налог на прибыль корпораций;
ЧПК – чистая (нераспределенная) прибыль корпораций;
Т – трансферты (пенсии, стипендии, пособия);

Однако эта сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль предпринимателей, личные доходы граждан облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов – личный располагаемый доход (персональный доход – ПД):

ПД = НД – НПк – ЧПк – взносы на соц. cтрах. + Т – ИН,

где ИН – индивидуальные (подоходные) налоги.

3. Конечного потребления (по расходам) – сумма расходов всех экономических агентов, т.е. совокупный спрос на национальный продукт

ВНП = С + Ig + G + Xn,

где С – личные потребительские расходы, включающие расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;
Ig – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложе­ния в основные производственные форды, в жилищное строительство. Валовые инвестиции – это сумма чистых инвестиций (In), увеличивающих запас капи­тала в экономике и амортизации (А);
G – государственные закупки товаров и услуг на строительство и содержание бюджетных организаций;
Xn – чистый экспорт товаров аи услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта (Ех) и импорта (Im).

№5Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке  и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка – кривая IS. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).

Простейший графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций (рис. 6.1).

№6 Деньги являются всеобщим эквивалентом, обладающим абсолютной ликвидностью и используемый в товарно-обменных операциях.

Предпосылки появления денег:
1) Развитие товарного производства и обмена товарами.
2) Возникновение частной собственности.
3) Появление государства, формирующего национальную экономику. Товарное производство и частная собственность обусловили необходимость эквивалентного обмена товаров.Эквивалентность – основной признак лежащий в основе функционирования денег; Вытекает из соизмерения стоимостей товаров.

С появлением денег взаимный обмен товаров делится на две независимые операции:

1) Т-Т;

2) Т-Д-Т.

При этом деньги приобретают самостоятельное значение и могут накапливаться для удовлетворения будущих потребностей. Денежный оборот так же становится самостоятельной сферой обмена. Появилась возможность передачи денег во временное пользование за определённую плату. Самым устойчивым обеспечением денег является золото.

Функции денег:
1) Мера стоимости
2) Средство обращения
3) Средство платежа
4) Средство накопления
5) Мировые деньги.

Роль денег – опосредование производства и реализации товаров, работ, услуг, активов и факторов производства.

Роль денег состоит в:
1) Формировании цен на товары, работы, услуги и факторы производства и в установлении ценовых пропорций.
2) В обслуживании обмена товарами, работами, услугами и факторами производства.
3) В формировании эффективной структуры производства в экономике в целом и на отдельных предприятиях.
4) Создание стимулов для повышения производительности труда и экономии всех видов ресурсов.
5) В оценке резервов экономической деятельности различных субъектов рынка.
6) В перераспределении вновь созданной стоимости и денежных потоков от производителей к государству и от государства к предприятиям и населению.
7) В развитии экономической интеграции между странами на основе взаимовыгодного обмена товарами, работами, услугами и факторами производства.

№ 14 Н.Д. Кондратьев в своей работе
"Длинные волны конъюнктуры пишет, что
волнообразные движения представляют собой
процесс отклонения от состояний равновесия, к
которым стремится капиталистическая экономика.
Он ставит вопрос о существовании нескольких
равновесных состояний, а отсюда и о возможности
нескольких колебательных движений. Кондратьев
исследует всю совокупность волнообразных
движений при капитализме и предлагает
разрабатывать общую теорию колебаний.

   Согласно Кондратьеву существует три
вида равновесных состояний:                                                            Основные элементы внутреннего
эндогенного механизма длинного цикла по
Кондратьеву таковы:

1. Капиталистическая экономика
представляет собой движение вокруг нескольких
уровней равновесия. Равновесие "основных
капитальных благ" (производственная
инфраструктура плюс квалифицированная рабочая
сила) со всеми факторами хозяйственной и
общественной жизни определяет данный
технический способ производства. Когда это
равновесие нарушается, возникает необходимость
в создании нового запаса капитальных благ.

2. Обновление "основных капитальных
благ" происходит не плавно, а толчками.
Научно-технические изобретения и нововведения
при этом играют решающую роль.

3. Продолжительность длинного цикла
определяется средним сроком жизни
производственных инфраструктурных сооружений,
которые являются одним из основных элементов
капитальных благ общества.

4. Все социальные процессы - войны,
революции, миграции населения - результат
преобразования экономического механизма.

5. Замена "основных капитальных
благ" и выход из длительного спада требуют
накопления ресурсов в натуральной и денежной
форме. Когда это накопление достигает
достаточной величины, возникает возможность
радикальных инвестирований, которые выводят
экономику на новый подъем. 1) Равновесие "первого порядка" -
между обычным рыночным спросом и предложением.
Отклонения от него рождают краткосрочные
колебания периодом 3-3,5 года, то есть циклы в
товарных запасах. 2) Равновесие "второго порядка",
достигаемое в процессе формирования цен
производства путем межотраслевого перелива
капитала, вкладываемого главным образом в
оборудование. Отклонения от этого равновесия и
его восстановление Кондратьев связывает с
циклами средней продолжительности. 3) Равновесие "третьего порядка"
касается "основных материальных благ":
промышленных зданий, инфраструктурных
сооружений, а также квалифицированной рабочей
силы, обслуживающей данный технический способ
производства. Запас основных капитальных благ
должен находиться в равновесии со всеми
факторами, определяющими существующий
технический способ производства, со сложившейся
отраслевой структурой производства,
существующей сырьевой базой и источниками
энергии, ценами, занятостью и общественными
институтами, состоянием кредитно-денежной
системы и т.д.

   Периодически это равновесие также
нарушается и возникает необходимость создания
нового запаса "основных капитальных благ",
которые бы удовлетворяли складывающемуся новому
техническому способу производства.

 



Информация о работе Учетная политика предприятия