Учетная политика предприятия: элементы и порядок формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3


1. Понятие и формирование учетной политики
Разработка учетной политики……………………………………….. 4
Требования к учетной политике……………………………………… 7
Изменение учетной политики………………………………………... 8

1.4 Раскрытие учетной политики…………………………………………. 9

2.Общие положения учетной политики

2.1 Разработка рабочего плана счетов……………………………...…. 12

2.2 Выбор формы бухгалтерского учета………………………………. 12

2.3 Организация бухгалтерского учета…………………………….……14

2.4 Определения количества и сроков проведения
инвентаризации имущества и обязательств…………………….. 14

2.5 Система внутрипроизводственного учета, отчетности

и контроля………………………………………………………………. 14

3.Учетная политика малого предприятия

3.1 Субъекты малого предпринимательства ………………………………. 15

3.2 Организация бухгалтерского учета малого предприятия…………….. 17
Заключение……………………………………………………………………….. 22

Литература……………………………………………………………………….. 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая бух.docx

— 51.79 Кб (Скачать документ)

      • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

      • в научно-технической сфере - 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

      • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

          • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические  лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица.

     Средняя за отчетный период  численность работников малого  предприятия определяется с учетом  всех его работников, в том  числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом  реально отработанного времени,  а также работников представительств, филиалов и других обособленных  подразделений указанного юридического  лица.

     В случае превышения малым  предприятием установленной численности  работников указанное предприятие  лишается льгот, предусмотренных  действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

     Предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

  По  сравнению с другими коммерческими  организациями малые предприятия  имеют дополнительные льготы по налогообложению, а именно:

     • в первый год эксплуатации они могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более трех лет. Кроме того, имеют право осуществлять ускоренную амортизацию;

     • налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

     • освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;

     • в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.

     Малые предприятия, производящие  и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, выпускающие товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения:

     • в первые два года — освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации;

     • в третий и четвертый годы — платят налог на прибыль по пониженным ставкам 
(в третий год по ставке 25%, в четвертый — 50% ставки налога на прибыль) при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации. Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50 % страховых 
взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий. Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не реализуются. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
 

3.2. Организация бухгалтерского учета малого предприятия

    В вопросах организации бухгалтерского учета малые предприятия должны руководствоваться Законом “О бухгалтерском  учете” и действующими Положениями  по бухгалтерскому учету (ПБУ).

    В тоже время малым предприятиям предоставлены  большие возможности для применения упрощенной формы бухгалтерского учета, применение элементов которой должно быть отражено в учетной политике.

    Применение  упрощенной формы бухгалтерского учета  предусматривает использование  малыми предприятиями рабочего Плана  счетов, включающего в себя меньшее  количество синтетических счетов по сравнению с типовым Планом счетов бухгалтерского учета.

    Для малых предприятий Типовыми рекомендациями предлагается использовать следующий  рабочий План счетов: 

 
Раздел
 
Наименование  счета
 
Номер счета
Счета типового плана, рекомендуемые для учета на счетах рабочего плана
 
Внеоборотные

активы

Основные средства 01 01, 03, 04
Амортизация основных средств 02 02, 05
Вложения  во внеоборотные активы 08 08
Производ- 
ственные

запасы

Материалы 10 07, 10, 11, 15, 16
НДС по приобретенным 
ценностям
19 19
Затраты на производство Основное производство 20 20, 21, 23, 25, 26, 28, 44
Готовая 
продукция и 
товары
Товары 41 41, 43
 
Денежные

средства

Касса 50 50
Расчетные счета 51 51
Валютные  счета 52 52
Специальные счета в банках 55 55
Финансовые  вложения 58 58
 
Расчеты
Расчеты с поставщиками 
и подрядчиками
60 60
Расчеты по краткосрочным 
кредитам и займам
66 66, 67
Расчеты по налогам и сборам 68 68
Расчеты по социальному 
страхованию и обеспечению
69 69
Расчеты по оплате труда 70 70
Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами 76 62, 71, 73, 75, 76, 79
Капитал Уставный капитал 80 80
Добавочный  капитал 83 83
  Нераспределенная  прибыль 
(непокрытый убыток)
84 84
Финансовые  результаты Продажи 90 45, 90, 91
Прибыли и  убытки 99 99
 

    Упрощенная  форма бухгалтерского учета для  малых предприятий предусматривает  использование всего двух видов  учетных регистров:

    - в виде Книги (журнала) учета  фактов хозяйственной деятельности  по форме № К-1 (далее – Книга);

    - в виде ведомостей учета по  формам № В-1 – № В-9.

  Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в  месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с  большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем  их регистрации только в Книге. Книга  по форме № К-1 является регистром  аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить  бухгалтерскую  отчетность.

  Книга является комбинированным регистром  бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет  вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

  Малое предприятие может вести Книгу  в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя  вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется  весь отчетный год. В этом случае Книга  должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывается количество содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

  Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому  виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

  В графе  «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической  последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные  операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов  имущества и источников их формирования.

  Наряду  с Книгой для учета для учета  расчетов по оплате труда работников и по уплате налога на доходы физических лиц в бюджет малое предприятие  должно вести также ведомость  учета заработной платы по форме  № В-6.

  По  окончании месяца в Книге подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств  и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному  по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов по счетам за месяц выводится  сальдо по каждому счету на 1-е  число следующего месяца.

  При большом  количестве операций в месяц малые  предприятия могут применять  дополнительно следующие учетные  регистры:

  - ведомость  учета основных средств и начисленных  амортизационных отчислений –  форма № В-1;

  - ведомость  учета производственных запасов  и товаров, а также уплаченного  НДС – форма № В-2;

  - ведомость  учета затрат на производство  – форма № В-3;

  - ведомость  учета денежных средств и фондов  – форма № В-4;

  - ведомость  учета расчетов и прочих операций  – форма № В-5;

  - ведомость  учета реализации – форма №  В-6 (оплата);

  - ведомость  учета расчетов с покупателями  - форма № В-6 (отгрузка);

  - ведомость  учета расчетов с поставщиками  – форма № В-7;

  - ведомость  учеты оплаты труда – форма  № В-8;

  - ведомость  (шахматная) – форма № В-9. 

  Во  всех применяемых ведомостях указывается  месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях –  наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются  лицами, производившими записи.

  Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов – сторнированной записью).

  Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной  деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях с № В-1 по № В-9, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой  составляется оборотная ведомость  по синтетическим счетам.

  Выявленные  суммы по дебету каждого счета  суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счета.

  Дебетовые и кредитовые обороты по каждому  применяемому счету переносятся  в оборотную ведомость, в которой  подсчитывается сальдо по каждому счету  по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.

  Данные, отраженные в оборотной ведомости, используются для составления бухгалтерского баланса малого предприятия, который  по итогам 1-го, 2-го, 3-го кварталов и полного года (нарастающим итогом), сдается в налоговую инспекцию по месту регистрации малого предприятия. 

Заключение
 

     Таким образом, из всего вышеизложенного  следует, что: 

     1. Учетная политика предприятия  – совокупность способов ведения  бухгалтерского учета, ежегодно  принимаемая организацией, которая  оказывает существенное влияние  на величину показателей себестоимости  продукции, прибыли, налогов на  прибыль, добавленную стоимость  и имущество, показателей финансового  состояния организации.

     2. На выбор и обоснование учетной  политики влияют множество факторов, основными из которых являются: организационно-правовая форма организации,  отраслевая принадлежность и  вид деятельности, масштабы деятельности  организации, управленческая структура  и финансовая стратегия организации.

     3. В случае, если изменяется законодательство Российской Федерации или нормативные акты по бухгалтерскому учету, существенно изменяются условия деятельности предприятия или организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, то учетная политика организации может быть изменена.

     4. Изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное  влияние на финансовое положение,  движение денежных средств или  финансовые результаты организации,  подлежат обособленному раскрытию  в бухгалтерской отчетности организации. 
 
 
 
 
 

Литература
 

     1. Г.Ю. Касьянова «Налоговый учет: просто о сложном» - М:ИД «Аргумент»,2007

     2. С.А.Верещагин «Реализация: бухгалтерский и налоговый учет», М:ИД «Аргумент», 2007

     3. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский  учет. – М.: Инфра-М, 2006..

     4. Р.З. Тумасян. Бухгалтерский  учет.- М.: Нитар Альянс, 2008.

Информация о работе Учетная политика предприятия: элементы и порядок формирования