Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия. Поэтому целью данной работы является раскрытие сущности и значения учетной политики субъекта хозяйствования, порядка разработки, оформления и ввода в действие учетной политики, а также внесения изменений в учетную политику и другие вопросы. Отдельно рассмотрены изменения в учетной политики на 2013г. и особенности применения плана счетов бухгалтерского учета

Содержание

Введение3
Понятие «учетная политика»
Разработка, оформление и ввод в действие учетной политики.
Внесение изменений в учетную политику
Изменения в учетной политике организаций на 2013 год
Особенности применение плана счетов бухгалтерского учета организации
Заключение12
Список источников13
Практическая часть: решение комплексной задачи14

Работа состоит из  1 файл

теор. вопрос.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Изменения учетной политики объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

 

4. Изменения в учетной политике организаций на 2013 год

 

В целях сближения  законодательства Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности в последнее время были приняты многочисленные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, влияющие на методологический аспект учетной политики. Появились новые способы и методы учета, которые необходимо предусматривать в положении по учетной политике на 2013 г.

В то же время отдельные  способы и методы учета, которые  необходимо было предусматривать до 2013 г., с 2013 г. предусматривать не нужно. Например, с 2013 г. исключена возможность признавать в бухгалтерском учете доходы по методу оплаты.

Установленные Законом и Инструкцией 62 основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации на данный момент не претерпели изменений.

Ведение бухгалтерского учета в  организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством РБ и утвержденной решением руководителя организации.

Учетной политикой должны быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности, если в формы бухгалтерской отчетности, утвержденные постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее - постановление № 111), введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности (п.8 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением № 111 (далее - Инструкция № 111)).

Так, руководствуясь нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов  и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Минфина РБ от 14.12.2012 № 74, иными нормативно-правовыми актами, организациям следует определиться с осуществляемыми видами деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой, иной деятельностью) и на основании учредительных документов в учетной политике указать, какие виды деятельности будут относиться к текущей дельности.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению  ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений Инструкции № 62 и иных норм законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности.

Также пунктом 19 Инструкции № 62, в редакции, действовавшей в 2012 г., было предусмотрено, что если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (метод признания выручки «по оплате» меняется на метод «по отгрузке»), то списание на счета учета реализации продукции, товаров, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится «по оплате» в течение I квартала отчетного года. Данная норма исключена из Инструкции № 62 с 1 января 2013 г. постановлением № 74.

Организации, признававшие в 2012 г. в бухгалтерском учете доходы по методу оплаты, выручку от реализации отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не оплаченных до 1 января 2013 г., другие доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражают по мере поступления оплаты за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги, фактического получения других доходов, но не позднее 31 декабря 2013 г. (п.4 постановления № 74).

Дополнения в учетную политику, вносимые организацией в связи с осуществлением (возникновением) хозяйственных операций, не имевших место ранее, не считаются изменениями в учетной политике, если соответствующие способы и методы учета не были уже оговорены в учетной политике. Такие дополнения в учетную политику должны быть оформлены соответствующим решением руководителя организации.

Важным новшеством стало то, что  с 2013 г. организации должны признавать в бухгалтерском учете доходы только по методу начисления. Глава 4 «Особенности бухгалтерского учета доходов по методу оплаты» исключена из Инструкции № 102. Следовательно, организации не могут предусмотреть в учетной политике на 2013 г. признание доходов по методу оплаты.

При учете расходов в 2013 г. следует учитывать следующие нормы Инструкции № 102:

• проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов  по кредитам, займам, которые относятся  на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаются в бухгалтерском учете расходами ежемесячно и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (как расходы по финансовой деятельности) (п.37 Инструкции № 102);

• неустойки (штрафы, пени) и другие виды санкций за нарушение  условий договоров признаются в бухгалтерском учете расходами в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны организацией, в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п.38 Инструкции № 102).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, признается в бухгалтерском  учете расходом в том отчетном периоде, в котором срок исковой  давности истек (в случае отсутствия или недостаточности резерва по сомнительным долгам), в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (п.39 Инструкции № 102). 

 

 

5. Особенности применения плана счетов

бухгалтерского учета  организации

Инструкция № 50 устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета (далее - типовой план счетов) и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций).

В Инструкции № 50 приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) (далее - счета) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка) (далее - субсчета), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.

Для бухгалтерского учета хозяйственных  операций организация по согласованию с Министерством финансов РБ может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.

На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая  субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для  ведения бухгалтерского учета.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных  в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить  дополнительные субсчета.

Поэтому в своей учетной политике организации целесообразно оговорить план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.

Таким образом, при составлении плана счетов бухгалтерского учета организации следует учитывать изменения, внесенные в Инструкцию № 50 [3, с. 36] . 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, каждое предприятие имеет возможность  выбрать любой приемлемый для  себя вариант учета по тем или  иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Эту возможность предприятия имеют благодаря учетной политике.

В работе был  рассмотрен перечень вопросов, на которые  должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом  деле он гораздо шире. По данному вопросу в Инструкции 62 сказано, что при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если  по конкретному вопросу в нормативных  правовых актах не установлены способы  ведения бухгалтерского учета, то при  формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящей Инструкции и иных положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

Такое расширение "области" учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием  реальной хозяйственной жизни организации  и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить ""обратную" связь теории и практики.

Наряду с  преимуществами учетная политика имеет  ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским  учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению, в настоящее время фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации.

Но какие  бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению бухгалтерского учета к мировым стандартам.

 

Используемые  источники:

Законы 

1. О бухгалтерском учете и отчетности [Текст]: закон Республики Беларусь от 18 октяб. 1994 г., № 188-3 (с измен. и доп. от 26 дек. 2007 г. № 302-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - .2008. - № 3, 2/1399.

Другие нормативные  документы

2. Инструкцией по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», [Текст]: утв. Постановл. Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 (в ред. от 14 декабря 2012 г. № 74) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 2012. – 8/26697.

Пособие

3. Крупнова, А., Раковец, В. Учетная политика организации на 2013 год 
[Текст]: пособие / А. Крупнова, В. Раковец. – Дата написания/подготовки: 29.01.2013. – 208 с.

 

 

 

Таким образом основные положения  учетной политики можно сгруппировать  в следующую таблицу 2. Таблица 2 - Основные положения учетной политики

1. Положения учетной политики.

 Основные характеристики.

2. Понятие учетной политики

Выбранная организацией из предлагаемых нормативными документами совокупность способов ведения бухгалтерского учета  или самостоятельная их разработка, а также установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации

Цели учетной политики

Направлены на: повышение  финансовой устойчивости организации; развитие производства; социально ориентированные 

Задача учетной политики

Максимально развернуто отразить производственно-хозяйственную  деятельность организации.

Предпосылки  формирования учетной политики

1. Обособленности учета  имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц

2. Непрерывность деятельности  организации

3. Последовательность применения  учетной политики

4.Временная определенность  фактов хозяйственной деятельности

Принципы формирования учетной  политики

1. Полнота

2. Законность 

3. Достоверность

4. Рациональность

5. Осмотрительность

6. Непротиворечивость

7. Приоритет содержания  перед формой

Периодичность и сроки подготовки учетной политики

Не регламентированы

Изменения в учетной политике

Вводятся с начала отчетного года

Ответственный за формирование учетной  политики

Главный бухгалтер

Ответственный за содержание учетной  политики

Руководитель организации

Форма издания учетной политики

Приказ (распоряжение) по предприятию

Начало действия учетной политики

Для ранее действовавших  организаций — 1 января. Для вновь  созданных — до первой бухгалтерской  отчетности

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

Учетная политика в целях  бухгалтерского учета должна раскрывать такие аспекты учетного процесса, как методический и организационно-технический.

 

Методический аспект включает в себя избранные организацией конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета. Основные из них обобщены в  следующей таблице3.

 

 
Таблица 3 – Методический аспект учетного процесса. Элемент учетной политики. Допустимые законодательством варианты . Нормативный документ

Информация о работе Учетная политика организации