Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Содержание

Стр.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками 5
2. Организационно – экономическая характеристика предприятия 15
3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 17
3.1. Документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками 18
3.2.Формы расчетов с покупателями и заказчиками 20
3.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 25
3.4. Порядок списания истребованной и неистребованной задолженности. 27
4. Совершенствование организаций движения готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками. 29
Заключение. 32
Список литературы. 33

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетов с покупателями и заказчиками (курсовая).doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретет статус юридического документа. Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.

В ОАО "Кемеровопромстрой" структура бухгалтерии состоит  из отделов:

      • расчетной группы, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
      • производственно – калькуляционной группы, работники которой ведут учет затрат на все виды производства, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
      • общей группы, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность;
      • финансовой группы, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
      • материальной группы, работники которой ведут учет приобретенных материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разряде мест их хранения и использования.

Аппарат бухгалтерии  имеет непосредственное отношение  ко всем отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые  для осуществления учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций  несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.

 

 

 

3. Учет расчетов  с покупателями и заказчиками

 

Порядок учета  расчетов с покупателями и заказчиками  зависит от выбранного метода учета  реализации ГП.

Если за момент реализации продукции принимается  момент оплаты ранее отгруженной  продукции, дебиторская задолженность  учитывается по производственной себестоимости по дебету счета 45 «Товары отгруженные». По мере оплаты отгруженной продукции ее списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной ГП (дебет сч. 90 кредит сч. 68 «Расчеты с бюджетом»).

Дебиторская задолжность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств, списываются с кредита сч. 45 в дебет сч.99 «Прибыль и убытки» (без уменьшения налогооблагаемой базы).

Списание долга  в убыток вследствие неплатежеспособности поставщика не вызывает ее аннулирования. Списанная задолженность отражается за балансом в течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случаи улучшения имущественного состояния должника.

Если за момент реализации готовой продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции на сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счеты могут быть открыты субсчета:

    1. Расчеты в порядке инкассо
    2. Расчеты плановыми платежами
    3. Векселя полученные и др.

На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитывают  расчеты по предъявленным покупателям  и заказчикам и принятым банком к  оплате расчетным документом за отгруженную  ГП.

На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают  расчеты с покупателями и заказчиками при дли тельных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете 62.3 «Векселя полученные» учитывают  расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

На сумму  оплаты за отгруженную ГП предприятие  предъявляет расчетные документы  покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Д-т сч. 62 К-т  сч. 90

Поскольку отгруженная  ГП считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС: Д-т сч.90 К-т сч. 68

При погашении  покупателями и заказчиками своей  задолженность они списывают  ее с кредита сч.62 в дебет счетов денежных средств.

Если по полученному  векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента дебетуют денежные счета и кредитуют сч.99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по сч.62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

При использовании  метода учета реализации ГП « по отгрузке» организациям разрешается  создавать резервы по сомнительным долгам, учитываемым на субсчете 1 «Резервы по сомнительным долгам» счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации – должника и оценки вероятности погашения им долга. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют сч.99 «Прибыли и убытки» и кредитуют сч.96. Налогооблагаемая прибыль при создании резервов сомнительных долгов уменьшается.

Невостребованную  в срок дебиторскую задолженность  списывают с кредита сч.62 в  дебет сч.96.

3.1. Документы  по учету расчетов с покупателями  и заказчиками

 

Счета-фактуры  выписывают все предприятия и  организации, реализующие ГП, как  облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании  счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Покупателю готовой продукции счет-фактура необходим для возмещения сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что покупатель не может зачесть НДС из бюджета на основании счета-фактуры, который был составлен продавцом при получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо еще чтобы ГП была оприходована в учете.

Бланк счета-фактуры  может быть изготовлен типографическим  способом или самостоятельно с помощью  компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой ГП; цена; налоговая ставка и др. реквизиты.

Отличие новой  формы счета-фактуры от прежней  заключается в ведении двух новых  граф: «Страна происхождения» и «Номер грузовой  таможенной декларации». Это позволяет таможенным органам  проверять, правильно ли импортер оплатил  таможенные платежи. При чем, если раньше проверить это можно было только при растаможивании ГП, то теперь, придя в любой магазин и подняв документы на любую импортную продукцию, таможенным органам по номеру грузовой таможенной декларации определить как продукция проходила таможню.

Счет-фактура  составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки ГП или  получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту  ГП.

Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации ГП.

Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы  и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги  осуществляется руководителем предприятия  или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.

Платежное поручение  выписывается одновременно в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые необходимо представить в банк, зависит от того, каким образом осуществляется платеж как правило представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка покупателя). Не какие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.

Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале регистраций платежных  поручений. При этом ему присваивается  порядковый номер который указывается  в соответствующем после банк платежного поручения.

В платежном  поручении указывается ИНН; наименование и номер счета в кредитной организации, банковский идентификационный код и др. реквизиты.

Первый экземпляр  платежного поручения подписывают  гл. бухгалтер и руководитель организации.

Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий вас банк.

Последний экземпляр  платежного поручения банк должен возвратить клиенту с отметкой «принято к  исполнению» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.

Помимо этого  к документам по учету расчетов с  покупателями и заказчиками можно  отнести расчетный чек, заявление  на аккредитив, платежное требование – поручение.

    1. Формы расчетов с покупателями и заказчиками

 

К сожалению, на практике не редко возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет  или вовсе не выполняет своих  обязательств по договору. Случается  что предприятие заключив договор  на приобретение необходимой ГП и  оплати ее стоимость и доставку, не может не получить эту ГП не разыскать закрывшуюся фирму поставщика. Или же на против, поставщик, отправивший в соответствии с договором партию ГП покупателю, в течении не может вытребовать причитающиеся ему деньги.

Все это заставляет искать такие формы расчетов и договором, которые позволяли бы  избежать  подобные ситуации. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.

Суть аккредитива  – в особом договорном порядке  расчетов между поставщиком и покупателем.

Поставщик получит  деньги лишь после того как выполнены  заранее оговоренные условия  и наступит событие, которое и  будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. Эти условия  и «сигнальное» событие стороны  определяют заранее по взаимному согласию и точно фиксируют их в договоре поставки.

Покупатель  формирует эти условию и «сигнальное» событие в заявлении на открытие аккредитива в своем банке. В  соответствии с заявлением и договором  банка покупателя перечисляет денежные средства в банк, обсуживающий поставщика. Но непосредственно на счет поставщика эти средства не зачисляются. Он получит их лишь после того, как представит в свой банк документы, доказывающие, что условия аккредитива выполненные «сигнальное» событие наступило.

Что является такими документами, стороны за ранее определяют в  договоре поставки. Это могут быть как, например, железнодорожная накладная, подтверждающая факт отгрузки готовой  продукции, так и акт заключения (независимого эксперта) о соответствии фактического качества отправленной готовой продукции договорному.

Расчеты по аккредитиву  регулируются №3 главы 46 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, могут  применяться Унифицированные правила  и обычаи для документарных  аккредитивов. Но надо помнить, что эти правила на территории РФ рассматриваются всего лишь как обычаи делового оборота и применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

К расчетом по кредитивом во всем мире применяется следующая  терминология: банк покупателя называется банком-эмитентом; покупатель (плательщик)- приказодателем или клиентом банка-эмитента; поставщик (получатель)- бенефициаром; банк поставщика – исполняющим банком.

Существуют  несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают  интересы только покупателя и не как не касаются поставщика.

Аккредитив  считается покрытым, когда денежные средства списываются с расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и депонируются  банком для последующих платежей поставщику. В результате оборотные  средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетом в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка - в качестве добросовестного и честного клиента.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками