Проведя анализ мировой и 
отечественной динамики развития сферы 
услуг было выявлено, что современная 
Россия по степени развития сферы 
услуг занимает промежуточное положение 
между развитыми и развивающимися 
странами. С одной стороны, в 1990-е 
гг. в крупных городах (особенно, 
в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается 
стремительное приближение к 
западным стандартам развития сервиса. 
С другой – в российской «глубинке» 
сфера услуг развивается в 
формах, более близких к странам 
«третьего мира» (неформальная организация 
бизнеса, широкое использование 
малоквалифицированного труда, нехватка 
наукоёмких услуг). 
Услуги группируются по самым 
разнообразным признакам, на основании 
которых выделяют такие их виды, 
главные с точки зрения бухгалтерского 
учёта, анализа и аудита, как материальные 
и нематериальные услуги, которые 
отвечают специфическим базовым 
свойствам (неосязаемость; неотделимость 
от источника производств; несохраняемость; 
непостоянство качества).
Оценка основных теоретических 
положений функционирования сферы 
услуг, её природы, экономической специфики 
и качественной характеристики позволяет 
выделить экономические и учётные аспекты, 
влияющие на организацию бухгалтерского 
учёта, анализ которых позволил установить 
характерные учётные признаки и основные 
бухгалтерские особенности предприятий 
данной сферы.
Учётные признаки предприятий 
сферы услуг определяются следующими 
факторами: выполнением любых хозяйственных 
операций и функций в соответствии 
с заключёнными договорами, наличием 
спроса на разнообразные услуги предприятий, 
определением уровня цен на услуги, 
ориентацией выпуска на потребителей, 
незначительным операционным циклом и 
рядом других факторов, определяющих 
главные особенности деятельности 
любого предприятия.
В целях исследования особенностей 
бухгалтерского учёта в сфере услуг я, 
изучая экономические и учётные аспекты, 
установила основные бухгалтерские особенности 
этой важнейшей сферы рыночной экономики: 
потребление услуг в месте их производства, 
невозможность передачи выполненных услуг 
от одного собственника к другому, отсутствие 
арбитражных операций, то обстоятельство, 
что услуги не являются отдельными объектами 
в юридическом отношении, трудность определения 
их качества, локальные экономические 
показатели, общеэкономические факторы, 
неопределённость бизнеса. 
В результате исследования 
экономических и учётных аспектов 
в сфере услуг установлены 
бухгалтерские особенности этой 
важнейшей производственной сферы 
рыночной экономики, без знания которых 
невозможно выявить дальнейшие перспективы 
развития в данной сфере.
К первой группе факторов, оказывающих 
влияние на организацию и методологию 
учёта, относятся следующие показатели.
  - Потребление услуг производится в месте производства услуг, и по этому нет необходимости в использовании счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», хотя применение счёта 40 возможно в условиях внедрения нормативной (плановой) себестоимости. 
- В большинстве случаев передача выполненных услуг от одного собственника к другому невозможна, что обусловлено невозможностью отрыва от основного объекта, фирмы, лица (ремонтные, сервисные услуги).
- Отсутствие арбитражных операций, т.е. операций по одновременной покупке и продаже одной и той же услуги на одном и том же рынке с различными сроками поставки в целях получения выгоды за счёт разницы в ценах. 
- Услуга, как правило, не является отдельным объектом в юридическом отношении.
- По всем услугам имеет место неопределённость в оценке качества, так как отсутствуют ГОСТы, стандарты, технические условия, шаблоны и другие нормативные эталоны. Отсюда, как следствие могут иметь место счета расчётов по претензиям, а также увеличение на счетах затрат и убытков.
Во вторую группу факторов, 
оказывающих влияние на организацию 
бухгалтерского учёта, отнесены локальные 
показатели: темпы экономического роста, 
валовые капиталообразования, изменения 
валютных курсов, стадии экономического 
развития, степень законодательного вмешательства 
органов власти, инфляция и др. При организации 
бухгалтерского учёта в сфере услуг эти 
показатели целесообразно учитывать.
К третьей группе факторов, 
оказывающих влияние на организацию 
и методологию учёта в сфере 
услуг относятся общеэкономические 
показатели: в частности, организационную 
и правовую структуру институциональной 
единицы, размер предприятия, характер 
оказываемых услуг (материальные, нематериальные, 
некоммерческие), степень сложности 
управления, размер чистых активов 
и их динамику, окружающую внешнюю 
среду компании (конкуренты, покупатели, 
поставщики, рынок труда, экономическая, 
технологическая, законодательная, социально-культурная, 
международная).
В четвёртую группу включены 
факторы, влияющие на организацию учёта 
и вызванные неопределённостью 
внешней среды и необходимостью 
учёта её воздействия на получаемую 
информацию.
Таким образом, совершенствование 
бухгалтерского учёта в сфере 
услуг предполагает изучение локальных 
и общеэкономических показателей, 
неопределённости экономических процессов, 
углублённое исследование существующих 
систем и методов учёта и в 
первую очередь в сфере материальных 
и нематериальных услуг.
Особое внимание в работе 
уделено вопросам ценообразования 
в сфере сервиса. Сервис (service) в переводе 
с английского обозначает обслуживание 
населения. В отечественной экономической 
литературе сфера сервиса определяется 
как совокупность видов деятельности, 
производящих и реализующих услуги. В 
целом услуги имеют характерные черты, 
которые отличают их от товаров: неосязаемость 
(нематериальный характер), неотделимость 
от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный 
характер потребления), неспособность 
к хранению (невозможно накапливать и 
перевозить), неразрывность производства 
и потребления услуги и нестабильность 
качества, при оценке которого надо учитывать 
не только результат, но и процесс оказания 
услуги. 
Текущая деятельность предприятий 
сферы услуг сопряжена с рисками, 
которые, безусловно, следует принимать 
сегодня во внимание. Именно поэтому 
считаю, что целесообразно периодическое 
проведение анализа бизнес-рисков для 
каждого вида деятельности предприятия 
сферы сервиса, тем самым, давая 
количественную оценку риска и прослеживая 
динамику изменения этого показателя 
в целях принятия правильных и 
эффективных управленческих решений. 
Изучение зарубежного 
опыта позволило констатировать, 
что одним из способов управления 
рисками выступают резервы. На мой 
взгляд, создание и эффективное функционирование 
резервной системы на предприятиях 
сферы сервиса позволит решить следующие 
задачи: обеспечение способности 
к самофинансированию, развитие и расширение 
производства и рынков сбыта; обеспечение 
сохранности капитала и благосостояния 
собственников; решение социальных задач; 
достижение и обеспечение финансовой 
устойчивости и равновесия и т.д. 
В заключение отмечу, что 
для эффективной интеграции российской 
экономики в мировое хозяйство 
специалистам всех сфер деятельности, 
в том числе и сферы услуг, 
наряду с глубокими знаниями рыночных 
механизмов, принципов и методов 
изучения рынка и экономической 
конъюнктуры, комплекса мер эффективного 
воздействия на конкурентные позиции 
фирмы, интенсивных и экстенсивных 
способов сбыта товаров и услуг, 
методов маркетинговых исследований 
рынка, способов управления качеством 
и конкурентоспособностью товара, методов 
формирования спроса и стимулирования 
сбыта, определения товарной, ассортиментной, 
необходимы и знания учёта и ценовой политики 
предприятия. 
 
Список использованных 
источников и литературы
 
  - Агеев А. Революция бухгалтеров и землемеров. - Профиль. – 2008. – № 3. – С. 16–18.
- Азымова Т.И. Особенности бухгалтерского учёта парикмахерских услуг. – Главбух. – 2009. – № 2. – С. 35–39.
- Бакина С.И. Салоны видеопроката.- Главбух. – 2009. – № 18. – С. 23–32.
- Бланк  И.А. Управление активами. – К.: Ника-Центр, 2008. – 720 с.
- Бреславцева Н.А. Вопросы повышения эффективности обслуживания населения услугами бытового проката. – Шахты, 2008.
- Бреславцева Н.А. Управление финансовой деятельностью предприятий сервиса : учеб. пособие. – Шахты : ДГАС, 2006. – 93 с.
- Бреславцева Н.А. Услуги населению: прибыль и рентабельность. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 127 с.
- Бреславцева Н.А. Финансирование и кредитование предприятий сферы услуг: учеб. пособие. – Шахты : ДГАС, 2008. – 38 с.
- Бреславцева Н.А. Финансы предприятий сферы сервиса и малого бизнеса . – Шахты : ДГАС, 2007. – 122 с.
- Бреславцева Н.А. Бухгалтерский учёт предприятий сервиса: учеб. пособие. – Шахты : ДГАС, 2008. – 138 с.
- Вялых О. Вопросы применения документов строгой отчётности предприятиями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги в сфере бытового обслуживания.- БОН-партнёр. – 2008. – № 1. – С. 9–19.
- Додонов А.А. Бухгалтерский учет в промышленности с основами учёта в системе бытового обслуживания. – М. : Лёгкая промышленность, 2010. – 472 с.
- Додонов А.А. Совершенствование учёта на предприятиях бытового обслуживания. – М. : Легпромбытиздат, 2006. – 184 с. 
- Введение в управленческий и производственный учет : пер. с англ. / под ред. С.А. Табалиной. – М. : Аудит: ЮНИТИ, 2008. – 774 с.
- Егорова С.К. Основы бухгалтерского учёта и аудита в сфере сервиса: учеб. пособие / С.К. Егорова, К.Я. Денисова . – М. : Юристъ, 2007. – 382 с.
- Оперативный учёт в парикмахерских и салонах красоты -А. Жуковский // Фин. газета. – 2007. – № 22. – С. 14.
- Прокат автомобилей  / Н.В. Куличкова // Главбух. – 2010. – № 16. – С. 23–33.
- Салон красоты: бухгалтерский учёт и налогообложение  А.Р. Лазарев // Главбух. – 2008. – № 28. – С. 23–34.
- Лытнев П.А. Учет и налогообложение доходов в сфере бытовых услуг.- Аудиторские ведомости. – 2007. – № 3. – С. 45–51.
- Особенности бухгалтерского учёта и налогообложения услуг по прокату.- Главбух. – 2009. – № 17. – С. 24–31.
- Миддлтон Д. Бухгалтерский учёт и принятие финансовых решений . – М. : Аудит: ЮНИТИ, 2007. – 408 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): с учётом приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н. – 7-е изд., перераб.и доп. – М. : Проспект, 2008. – 186 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99) : с учётом приказа Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2008. – 188 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учёт расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): с учётом приказа Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 190 с.
- Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02): с учётом приказа Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 184 с.
- Постановление Российской Федерации. Правила бытового обслуживания : утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2007 г. № 1025. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2007. – 64 с.
- Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [Электронный ресурс] : приказ от 31 октября 2008 г. № 94-н / Консультант Плюс.
- Савченков О.С. Учёт в организациях, осуществляющих услуги по прокату.- Бухгалтер. учёт. налоги. – 2006. – № 5. – С. 7–15.
- Ткач В.И. Управленческий учёт на предприятиях сферы услуг: учеб. пособие. – М. : Март, 2010. – 160 с.
- Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учёта: пер с англ. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 576 с. : ил.