Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:05, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение основ методологии и построения системы национальных счетов, проведение сравнительного анализа двух временных периодов экономики России, выявление достоинств и недостатков существующей СНС и разработка рекомендаций по дальнейшему устранению выявленных недостатков существующей СНС.
Выпуск товаров и услуг по видам экономической деятельности
за 2002 год
за 2006 год
рис.7
Для того чтобы было удобно проводить сравнительный анализ составим таблицу показателей по видам экономической деятельности (см. таблицу 3).
| Код | Вид экономической деятельности | Выпуск товаров и услуг в основных ценах, по отношению к итогу. | |||
| 2002 год | 2006 год | ||||
| млн. руб | % | млн. руб | % | ||
| 1 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 1188589,8 | 6 | 1995306,6 | 4 | 
| 2 | Рыболовство, рыбоводство | 65554,9 | 0 | 134011,9 | 0 | 
| 3 | Добыча полезных ископаемых | 1347497,7 | 7 | 3736027,2 | 8 | 
| 4 | Обрабатывающие производства | 4957780,6 | 26 | 12976573,0 | 28 | 
| 5 | Производство 
  и распределение | 939362,2 | 5 | 2196019,2 | 5 | 
| 6 | Строительство | 1058965,4 | 6 | 2854372,6 | 6 | 
| 7 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3122894,4 | 16 | 7488138,9 | 16 | 
| 8 | Гостиницы и рестораны | 150411,9 | 1 | 385411,7 | 1 | 
| 9 | Транспорт и связь | 1857036,8 | 10 | 4297687,8 | 9 | 
| 10 | Финансовая деятельность | 399337,1 | 2 | 1356442,4 | 3 | 
| 11 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1581925,6 | 8 | 3586827,0 | 8 | 
| 12 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 1072513,6 | 6 | 2460618,8 | 5 | 
| 13 | Образование | 388753,0 | 2 | 888176,6 | 2 | 
| 14 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 541989,2 | 3 | 1264122,6 | 3 | 
| 15 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 317886,5 | 2 | 740596,7 | 2 | 
| Итого: | 18990498,7 | 100 | 46360333,0 | 100 | |
таблица 3
Из составленной таблицы можно сделать вывод, что состав структуры в процентном соотношении по видам экономической деятельности существенно не изменился. В 2006 году по отношению к 2002 году, уменьшилось количество выпуска товаров и услуг:
- в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве на 2%;
- транспорт и связь на 1%;
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение на 1%.
Увеличилось количество выпуска товаров и услуг:
- добыча полезных ископаемых на 1%;
- обрабатывающие производства на 2%;
- финансовая деятельность на 1%.
Остальные показатели состава структуры выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности остались без изменения.
Теперь рассмотрим использование товаров и услуг при производстве (промежуточное потребление в разделе использования). Для того чтобы анализ был наглядным составим графики рассматриваемых периодов, где показано количество выпуска и промежуточного потребления (см. график 7).
график 7
За рассматриваемые периоды 2000-2003 гг. и 2004-2007 гг. промежуточное потребление составило около 50 %, от выпуска. В I-ом периоде оно составило 49,5% (∑ПП I периода x 100 / ∑ выпуска I периода), а во II-ом 50,5% (∑ПП II периода x 100 / ∑ выпуска II периода) (см. таблицы 4 и 5).
Для проведения анализа промежуточного потребления по видам экономической деятельности, возьмем по одному году из каждого периода, также как мы рассматривали выпуск в основных ценах и составим таблицы (см. таблицу 4 и 5) используя уже полученные данные в таблице 3.
Доля промежуточного потребления по видам экономической деятельности в 2002 году (в %)
| Код | Вид экономической деятельности | Выпуск в основных ценах, млн. руб. | Промежуточное потребление, млн. руб. | Сумма ПП от выпуска в % | 
| 1 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 1188589,8 | 573132,4 | 48,2 % | 
| 2 | Рыболовство, рыбоводство | 65554,9 | 35941,5 | 54,8 % | 
| 3 | Добыча полезных ископаемых | 1347497,7 | 696878,9 | 51,7 % | 
| 4 | Обрабатывающие производства | 4957780,6 | 3266915,6 | 65,8 % | 
| 5 | Производство 
  и распределение | 939362,2 | 579762,7 | 61,7 % | 
| 6 | Строительство | 1058965,4 | 536378,5 | 50,6 % | 
| 7 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3122894,4 | 915195,8 | 29,3 % | 
| 8 | Гостиницы и рестораны | 150411,9 | 61443,6 | 40,8 % | 
| 9 | Транспорт и связь | 1857036,8 | 863333,2 | 46,4 % | 
| 10 | Финансовая деятельность | 399337,1 | 101374,2 | 25,3 % | 
| 11 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1581925,6 | 552930,0 | 34,9 % | 
| 12 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 1072513,6 | 583688,6 | 54,4 % | 
| 13 | Образование | 388753,0 | 108416,8 | 27,8 % | 
| 14 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 541989,2 | 219725,0 | 40,5 % | 
| 15 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 317886,5 | 134800,4 | 42,4 % | 
| 16 | Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества | 179287,9 | ||
| Итого: | 18990498,7 | 9409205,1 | 49.5 % | 
       таблица 
4 
 
Доля промежуточного потребления по видам экономической деятельности в 2006 году (в %)
| Код | Вид экономической деятельности | Выпуск в основных ценах, млн. руб. | Промежуточное потребление, млн. руб. | Доля ПП от выпуска в % | 
| 1 | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 1995306,6 | 899169,5 | 45 % | 
| 2 | Рыболовство, рыбоводство | 134011,9 | 65668,4 | 49 % | 
| 3 | Добыча полезных ископаемых | 3736027,2 | 1179272,8 | 31,5 % | 
| 4 | Обрабатывающие производства | 12976573,0 | 8790987,5 | 67,7 % | 
| 5 | Производство 
  и распределение | 2196019,2 | 1441184,7 | 65,6 % | 
| 6 | Строительство | 2854372,6 | 1642987,4 | 57,5 % | 
| 7 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 7488138,9 | 2726190,0 | 36,4 % | 
| 8 | Гостиницы и рестораны | 385411,7 | 186044,3 | 48 % | 
| 9 | Транспорт и связь | 4297687,8 | 2015528,0 | 46,8 % | 
| 10 | Финансовая деятельность | 1356442,4 | 306320,1 | 22,5 % | 
| 11 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 3586827,0 | 1242036,7 | 34,6 % | 
| 12 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 2460618,8 | 1271455,7 | 51,6 % | 
| 13 | Образование | 888176,6 | 266355,3 | 30 % | 
| 14 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1264122,6 | 493904,1 | 39 % | 
| 15 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 740596,7 | 312195,4 | 42 % | 
| 16 | Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества | 578551,8 | ||
| Итого: | 46360333,0 | 23417851,7 | 50,5 % | 
таблица 5
Из проведённых расчётов, изложенных в таблицах 4 и 5, следует, что общие составляющие доли промежуточного потребления в анализируемых периодах, примерно одинаковы, однако, если рассматривать промежуточное потребление по видам экономической деятельности, то их показатели серьезно разнятся. Так, при общем росте показателей видов экономической деятельности в 2006 году по сравнению с 2002 годом, снизились расходы промежуточного потребления у следующих видов экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство на 3,2%;
- рыболовство, рыбоводство на 5,8%;
- добыча полезных ископаемых на 20,2%;
- финансовая деятельность на 2,8%;
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение на 2,8%;
       - 
здравоохранение и 
Что в целом могло бы существенно уменьшить долю расходов в промежуточном потреблении и соответственно увеличить доходы от производства товаров и услуг, однако, есть и такие виды экономической деятельности, в которых промежуточное потребление выросло, несмотря на то, что уже было высоким, например:
- обрабатывающие производства на 1,9%;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды на 3,9%;
- строительство на 6,9%;
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 7,1%;
- гостиницы и рестораны на 7,2%;
- образование на 2,2%.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что наша страна пока не может считаться страной с типично развитой рыночной экономикой, т.к.:
- доля доходов наемных работников в ВВП России равная 44% не является достаточно преобладающей (например, в таких странах как Китай и США она составляет от 55- 65%);
- преобладает “сырьевая” экономическая политика, которая ставит в страну в зависимость от ситуации на рынках, важных для России экспортных продуктов: нефти, нефтепродуктов, газа и металлов;
       - 
слабо развито производство 
       Однако 
нужно вспомнить о серьезных 
и позитивных решениях, принятых в 2007 
году. Речь идет о разделении бюджета на 
общий и нефтегазовый, формировании на 
базе Стабилизационного фонда, Резервного 
фонда и Фонда национального благосостояния. 
Были приняты и подготовлены документы, 
определяющие среднесрочные (до 2010 года) 
и долгосрочные (до 2020 года) перспективы 
российской финансовой, денежной и общеэкономической 
политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава III. Достоинства и недостатки СНС
3.1 Достоинства СНС
1. Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования.
Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, то есть значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.
2. Как недостатком, так и достоинством СНС 1993 года, является её сложность и громоздкость. Огромный объём статистических показателей, охватываемый СНС, способствует наиболее детальному анализу и статистики, как состояния экономики в целом, так и отдельных её отраслей. В результате сложных расчётов и балансовых сопоставлений, СНС способствует, прежде всего, обеспечению информацией органов государственного и межгосударственного управления, а так же обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики и для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономических связей.
3. Безусловным достоинством СНС можно считать то, что все их показатели увязаны между собой. Такая взаимосвязь между счетами позволяет проводить статистику показателей, как в целом за экономику государства, так и за отдельный сектор экономики. При этом в ходе проводимых расчётов добиваться наиболее точных результатов, что в свою очередь, позволит проводить наиболее качественный анализ состояния экономики, прогноз динамики её изменения в будущем и выработку наиболее эффективных мер по её дальнейшему развитию.