Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотреть теоретические  основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также применить  полученные знания на практике путем  проведения аудиторской проверки операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО "Вектор" и разработки рекомендаций по совершенствованию  учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками.
Для достижения поставленной цели дипломной работы поставлены следующие  задачи:
- проанализировать нормативно-правовые  акты, регулирующие порядок учета  и аудита расчетов с поставщиками  и подрядчиками;
- рассмотреть порядок  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками;
- рассмотреть порядок  аудита расчетов;
- выявить типичные ошибки  и нарушения при отражении  в учете расчетов с поставщиками  и подрядчиками;
- провести аудит учета  расчетов с поставщиками и  подрядчиками на примере конкретного  предприятии;
- дать общую характеристику ООО "Вектор";
- описать организацию  подготовки аудиторской проверки  операций по учету расчетов  с поставщиками и подрядчиками  на предприятии;
- разработать программу  аудита операций по данному  участку учета;
- провести аудит расчетов  с поставщиками и подрядчиками  в ООО "Вектор";
- на основе проведенного  аудита данного участка учета  дать рекомендации по совершенствованию  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками.
Введение 3
1.Теоретические основы  организации учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование  учета и аудита расчетов с  поставщиками и подрядчиками 6
1.2 Учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками. Инвентаризация  расчетов 11
1.3 Раскрытие информации  и ошибки по учету расчетов  с поставщиками и подрядчиками  в бухгалтерской отчетности 19
2. Оценка организации  бухгалтерского учета и системы  внутреннего контроля расчетов  с поставщиками и подрядчиками ООО "Вектор" 24
2.1.Особенности финансово-хозяйственной  деятельности ООО "Вектор" 24
2.2 Оценка системы внутреннего  контроля и расчет уровня существенности 30
2.3 План и программа  проведения проверки организации  40
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Методика проведения проверки 40
3. Разработка рекомендаций  по оптимизации расчетов с  поставщиками и подрядчиками ООО "Вектор" на основании проведенной аудиторской проверки 55
3.1 Выводы по состоянию  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками 55
3.2.Разработка рекомендаций  по оптимизации расчетов с  поставщиками и подрядчиками 58
Заключение 67
Список используемой литературы 72
Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внутрифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к клиенту[61,c.180].
Основные направления 
разработки внутрифирменных стандартов 
можно условно разделить на следующие: 
стандарты в области этики 
поведения аудитора, стандарты по 
внутрифирменному документообороту и 
стандарты в области 
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация расчетов
Предприятия и организации систематически ведут расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты – это денежные 
взаимоотношения, возникающие между 
организациями по товарным и нетоварным 
операциям.[13,c.190-191] К товарным операциям 
относят куплю-продажу сырья, материалов, 
услуг, готовой продукции и тому 
подобное. Нетоварные расчеты связаны 
с расчетами с научно-
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляют на основании заключенных договоров за:
- полученные товарно-
- товарно-материальные ценности, 
работы и услуги, на которые 
расчетные документы от 
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученные услуги по 
перевозкам, в том числе расчеты 
по недоборам и переборам 
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на балансовом счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты. Нетоварные операции учитывают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
По кредиту отражают стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и так далее.
При получении от поставщика материальных ценностей делаются бухгалтерские записи[38,c.220]:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" (10 "Материалы", 41 "Товары")
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
При принятии выполненной работы (оказанной услуги) задолженность перед подрядчиком отражается бухгалтерскими записями:
Дебет 20 "Основное производство" (25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу")
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На основании полученного от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма налога на добавленную стоимость, делаются бухгалтерские записи:
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Списание потерь в пределах норм отражают бухгалтерской записью:
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Принятие к учету расчетных документов на оплату работ (услуг), относящихся к будущим расчетным периодам, отражается бухгалтерской записью:
Дебет 97 "Расходы будущих периодов"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Нередко в организацию 
поступает имущество без 
В хозяйственной деятельности организаций неотфактурованные поставки чаще всего встречаются при поступлении сырья, материалов, товаров.
Для правильного отражения в учете ТМЦ, поступивших без товаросопроводительных документов, бухгалтер должен выяснить, перешло ли к организации право собственности именно на данные ценности.
Если есть уверенность в том, что мы имеем дело с собственными ТМЦ, то их рассматривают как неотфактурованные поставки и отражают на счетах учета материально-производственных запасов в зависимости от вида поступивших ценностей как товары, сырье и материалы, запчасти, тару и т.п.
Если же такой уверенности нет, необходимо вспомнить требования Закона о бухгалтерском учете: "Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации" (п. 2 ст. 8). В этом случае поступившие ценности принимаются на забалансовый учет по счету 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" вплоть до выяснения причин поступления ТМЦ в организацию и возврата их поставщику либо получения на них права собственности.
На забалансовый учет ТМЦ принимаются в оценке по стоимости, по которой организация обычно учитывает такое имущество (например, по стоимости предыдущих поставок), включая НДС. Важно, чтобы данные забалансового учета позволяли оценить общую стоимость чужого имущества, которую организация в случае его утраты может взыскать с материально ответственных лиц, но которую она одновременно будет обязана возместить собственнику.
Для подтверждения наличия права собственности на товар организация, как правило, должна иметь договор с поставщиком. Если договора нет, доказать факт перехода права собственности самостоятельно бухгалтер не сможет, ему потребуется заключение от юридической службы, на основании которого и будет приниматься решение о порядке учета поступивших ТМЦ: как собственных или как поступивших на хранение.
В общепринятом порядке (т.е. по умолчанию) в договоре купли-продажи, а также в договоре поставки, являющемся его разновидностью (ст. 506 Гражданского кодекса РФ), право собственности на товар переходит от продавца к покупателю при отгрузке товара (ст. 458-459 ГК РФ). И только если иное указано в договоре, право собственности переходит позднее - после оплаты товара или наступления других обстоятельств: доставки товара в определенное место, проверки товара уполномоченным лицом и пр. (ст. 491 ГК РФ).
Таким образом, принять на баланс можно ТМЦ, по которым:
- право собственности перешло в момент их отгрузки;
- право собственности 
переходит после их оплаты (если 
была перечислена предоплата 
или после оплаты товаров, 
- соблюдены иные 
Несмотря на созвучность терминов неотфактурованными являются ТМЦ, поступившие в организацию именно без товаросопроводительных документов. Наличие счета-фактуры в данном случае не является определяющим, т.е. он может как иметь место, так и отсутствовать.
Неотфактурованные поставки принимаются на склад с оформлением акта о приемке материалов, который составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр направляется поставщику (п. 37 Указаний по учету МПЗ).
Для оформления приема и 
оприходования фактически полученных 
ТМЦ, поступивших без 
- акт о приемке материалов (форма N М-7, утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);
- акт о приемке товара, 
поступившего без счета 
Форма N М-7 составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Форма N ТОРГ-4 также составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица, причем первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Однако для случая неотфактурованных поставок необходимо составлять этот акт в трех экземплярах и третий экземпляр направлять поставщику ТМЦ.
Организация должна принять меры по максимально быстрому получению от поставщика товаросопроводительных документов.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона 
о бухгалтерском учете 
Запасы приходуются и 
учитываются в аналитическом 
и синтетическом бухгалтерском 
учете по принятым в организации 
учетным ценам. Когда организация 
использует в качестве учетных цен 
фактическую себестоимость 
Д 10 "Материалы", 41 "Товары" - К 60 - оприходованы неотфактурованные ТМЦ (основание - акт о приемке);
Д 19 - К 60 - отражен "входной" НДС (основание - счет-фактура или бухгалтерская справка-расчет).
При инвентаризации данные по счету 60 подвергаются проверке на основании имеющихся документов. При этом особому контролю подлежат данные по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам (см. п. 3.45 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).
Таким образом, даже если прослеживается 
четкая связь между осуществленной 
ранее предоплатой и 
После получения документов 
учетная цена корректируется с учетом 
поступивших расчетных 
Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
При проверке расчетов с 
поставщиками и подрядчиками проверке 
подвергается счет 60 "Расчеты с 
поставщиками и подрядчиками", а 
также счет 76 "Расчеты с разными 
дебиторами и кредиторами", если 
по данному счету имеется 
Инвентаризация расчетов 
проводится в соответствии с Приказом 
Минфина Российской Федерации от 
29.07.1998г. №34н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении 
Положения по ведению бухгалтерского 
учета и бухгалтерской