Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:16, реферат
МСА – международные стандарты аудита.  
ПМАП – положение по международной аудиторской практике  
1. Роль и значение МФБ в разработке стандартов.  
МФБ была создана 07.10.1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профорганизаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время в состав МФБ входят 164 действительных и ассоциированных членов (наблюдатели) из 125 стран. Россия в МФБ представлена:  
1 ИПБ (институт профессиональных бухгалтеров) и аудиторов с 2001 года;  
2 Российская коллегия аудиторов с 2008 года (ассоциированная);  
3 Аудиторская палата России с 2010 года (ассоциированная).
Понятие и классификация 
МСА.  
МСА – международные стандарты аудита.  
ПМАП – положение по международной аудиторской 
практике  
1. Роль и значение МФБ в разработке стандартов.  
МФБ была создана 07.10.1977 г. с целью координации 
на мировом уровне деятельности профорганизаций 
в области учета, финансовой отчетности 
и аудита. В настоящее время в состав МФБ 
входят 164 действительных и ассоциированных 
членов (наблюдатели) из 125 стран. Россия 
в МФБ представлена:  
1 ИПБ (институт профессиональных бухгалтеров) 
и аудиторов с 2001 года;  
2 Российская коллегия аудиторов с 2008 года 
(ассоциированная);  
3 Аудиторская палата России с 2010 года 
(ассоциированная).  
Для осуществления своей деятельности 
в состав МФБ входят большое количество 
различных советов, комитетов и коллегий, 
среди которых – Совет по международным 
стандартам аудита и уверенности [Совет 
- далее].  
Функции данного совета заключаются в 
независимой разработке и опубликовании 
стандартов и положений по аудиту. До 2002 
года функции данного совета выполнял 
Комитет по международной аудиторской 
практике [КМАП], который после тщательной 
проверки был упразднен (выражено недоверие 
к этому комитету).  
В состав МФБ также входит:  
1 Форум фирм – это объединение фирм, участвующих 
в оказанию аудиторских услуг в международном 
масштабе. В него входят представители 
23 транснациональных аудиторских корпораций. 
Целью образования Форума является контроль 
за разработкой международного режима 
регулирования аудита на основе глобального 
стандарта качества.  
2 Совет по государственному, общественному 
надзору. В его задачи входит наблюдение 
за деятельностью МФБ в области разработки 
стандартов по этике, контролю качества 
и аудиту.  
3 Совет по международным стандартам бухгалтерского 
учета.  
4 Комитет по этике.  
2. Сущность МСА и их классификация  
Международные стандарты определяют общий 
подход к проведению аудита, масштаб аудиторской 
проверки, виды отчетов аудиторов и базовые 
принципы, которым должны следовать все 
представители этой профессии. Их значение 
состоит в следующем:  
1 Обеспечивают приемлемое качество аудиторской 
проверки;  
2 Помогают пользователям понять процесс 
проверки;  
3 Облегчают аудиторам ведение переговоров 
с клиентами;  
4 Обеспечивают взаимосвязь отдельных 
элементов аудиторского процесса.  
Главная особенность стандартов заключается 
в том, что если в судебном разбирательстве 
будет доказано последовательное использование 
аудитором стандартов, то с него может 
быть снята значительная часть ответственности.  
1-ый официальный перевод МСА на русский 
язык появился в 2000 г. (МСА 1999 г.), а весной 
2002 г. в рамках проекта «Реформа российского 
аудита» вышло издание подготовленное 
на основе МСА 2001 года. Стандарты постоянно 
редактировались и была разработана модель 
COSO (интегрированная система внутреннего 
контроля), в которой предусматривалась 
прямая ответственность, как совета директоров, 
так и менеджмента за создание эффективного 
внутреннего контроля, ориентированного 
на предпринимательские риски. В начале 
2000 годов западную экономику потрясли 
корпоративные скандалы, связанные с тем, 
что вскрылись факты существенного искажения 
финансовой отчетности ряда крупнейших 
международных корпораций, что стало возможным 
не без прямого участия аудиторов.  
В связи с этим в целях обеспечения достоверности 
отчетности был принят ряд законодательных 
актов, среди которых закон «Сарбейнса 
Оксли». В данном документе установлена 
прямая ответственность, в том числе уголовная, 
руководства компании эмитента и определены 
обязанности аудитора.  
Другим законодательным актом является 
8-я директива ЕС введенная в действие 
в 2006 году, в ней для стран участников ЕС 
применение МСА становится обязательным 
для общественно значимых компаний.  
Так как МСА придали официальный статус, 
то перед советом была поставлена задача 
приведения всех стандартов к единой схеме 
подаче материала, в связи с этим была 
разработана программа «Clarity» [прозрачность, 
ясность.], в соответствии с которой и осуществлялось 
дальнейшее трансформирование аудита. 
Таким образом, при создании последних 
версий стандартов можно выделить 2 этапа:  
I этап. На основе модели «COSO» (с 2002 по март 
2005 гг).  
II этап. В рамках программы «Clarity» (с марта 
2005 по декабрь 2009 гг.)  
Первый этап завершился появлением на 
официальном сайте МФБ (март 2005 года) абсолютно 
нового сборника стандартов. Если ранее 
все документы размещались в 2-х разделах 
– МСА, ПМАП, то в новом появились дополнительные 
разделы, некоторые стандарты поменяли 
свою нумерацию и содержание и были введены 
абсолютно новые (Международный стандарт 
контроля качества №1 [МСКК №1]), МСА 315, 
330).  
С вводом данных стандартов было переработано 
более 25 стандартов. Были отменены МСА 
401 и ПМАП, посвященные использованию компьютерных 
технологий, т.к. данный вопрос отдельными 
пунктами был включен в переработанные 
стандарты.  
На 2-м этапе 9 («Clarity» (с марта 2005 по декабрь 
2009 гг.)) осуществлялась апробация [внедрение] 
международных стандартов в различных 
странах, после чего принято решение о 
полном применении данных требований.  
Поэтому в настоящее время международные 
стандарты подразделены на 5 групп (см. 
листок с доп. информацией).  
1-я группа представляет собой МСКК и на 
сегодняшний день включает 1 стандарт 
(ему соответствует ФПСАД 34).  
2-я группа представляет собой непосредственно 
МСА и состоит из подгрупп.  
1-я подгруппа Вводные аспекты (МСА 100-199) 
в н.в. не действует, т.к. МСА 100 и 120 были 
упразднены в декабре 2004 года.  
2-я подгруппа Основные принципы и обязанности 
(МСА 200-299), включает 8 стандартов, которые 
определяют основные принципы аудита 
и обстоятельства при котором на аудитора 
и руководства аудируемого лица возлагаются 
определенные обязательства.  
МСА 220 – ФПСАД 7  
МСКК 1 – 34  
3-я подгруппа Оценка рисков и связанные 
с этим действия (МСА 300-499). Включает стандарты, 
посвященные планированию, расчету риска 
и определению уровня существенности.  
4-я подгруппа. Аудиторские доказательства.  
5-я подгруппа. Использование работы 3-х 
лиц.  
6-я подгруппа. Аудиторские выводы и подготовка 
отчетов (заключений).  
7-я подгруппа. Специальные области.  
3-я группа. Международные стандарты обзорных 
проверок (МСА 2000-2699).  
4-я группа. МСА 3000 – 3699, включает 2 подгруппы, 
одна из которых: Задания обеспечивающие 
уверенность; 2-я – Специальные стандарты.  
5-я групп. Сопутствующие услуги (МСА 4000 
– 4699). Международные стандарты сопутствующих 
услуг.  
В отдельную группу выделены ПМАП, целью 
которых является предоставление дополнительных 
рекомендаций и разъяснений по применению 
положений стандартов.  
Сопоставление МСА со стандартам России.  
Нормативное регулирование аудита в России 
формировалось поэтапно. На первом этапе 
(с 1991 по 2000 гг) было разработано и утверждено 
37 РПСАД, которые базировались на МСА 1999 
года. На тот момент времени они отвечали 
требованиям международных. Однако после 
утверждения первого закона «Об аудиторской 
деятельности» 07.08.2001 г. №307ФЗ стали разрабатывать 
новое поколение стандартов.  
На втором этапе (с сентября 2002 по ноябрь 
2008 гг) было разработано и утверждено 34 
ФПСАД, которые так же разрабатывались 
на базе стандартов 1999 – 2001 гг.  
На третьем этапе (с мая 2010 по н.в.) формируется 
следующее поколение стандартов ФСАД, 
которые более менее приближены к международному 
законодательству.  
В перспективе для России стоят следующие 
задачи:  
1 ) Подготовить и опубликовать официальный 
сборник международных стандартов в области 
учета, отчетности и аудита с последними 
изменениями;  
2 ) Пересмотреть ФПСАДы и разработать 
новые ФСАДы, которые должны полностью 
отвечать требованиям международных стандартов, 
в противном случае не будет доверия со 
стороны инвесторов к аттестованным российским 
аудиторам, в связи с чем для российских 
компаний процесс проведения проверок 
так и останется очень дорогостоящим, 
поскольку им придется заключать договора 
с транснациональными международными 
аудиторскими компаниями.  
Взаимосвязь МСФО и МСА.  
МСФО и МСА являются инструментов формирования 
качественной финансовой информации. 
На сегодняшний день признано, что в наибольшей 
степени соответствует рыночной экономике 
система МСФО, т.к. позволяет компании 
предоставлять достаточный объем информации 
о себе, а потенциальному инвестору понять 
и оценить риски, которые связаны с предоставлением 
финансирования.  
Практика показывает, что если корпорация 
составляет отчетность по МСФО отчетность 
по МСФО, то она  
Во 1-х Имеет доступ на международные рынки 
капитала, а  
Во 2-х Становится наиболее конкурентоспособной 
при привлечении источников финансирования.  
МСФО и МСА практически не связаны друг 
с другом, т.к. рассматривают разные стороны 
бухгалтерской деятельности.  
В МСФО содержатся требования по подготовке 
финансовой отчетности, т.е. они регламентируют 
процедуру отражения и раскрытия информации 
об активах, задолженностях, прибылях 
и убытках, оценке статей бухгалтерской 
отчетности и т.д.  
А МСА – требования предъявляемые к процессу 
проведения проверки и к самим аудиторам.  
Однако их взаимосвязь проявляется в следующих 
направлениях:  
Ø Единство терминологии;  
Ø Использование аудиторами 
МСФО в качестве основного критерия о 
соответствии ФО, установленным требованиям.  
Международная концептуальная основа 
заданий, обеспечивающих уверенность  
Основополагающим документом, раскрывающим 
сущность заданий является концептуальная 
основа, которая предназначена для:  
1. Для публично практикующих профессиональных 
бухгалтеров (аудиторов);  
2. Заинтересованные пользователи и так 
называя «ответственная сторона» (аудируемое 
лицо);  
3. Для совета по МСА и уверенности при 
разработке новых стандартов и требований.  
Выполнение задания, обеспечивающего 
уверенность, состоит из следующих элементов:  
1 ) Три стороны: исполнитель (аудитор), 
ответственная сторона (заказчик, аудируемое 
лицо), предполагаемый пользователь;  
2 ) Определенный предмет (аудит, обзорная 
проверка, согласованные процедуры, сопутствующие 
услуги);  
3 ) Критерии изменения или оценки (требования 
МСФО).  
4 ) Достаточные надлежащие доказательства;  
5 ) Письменный отчет исполнителя, подготовленный 
в форме соответствующей типу задания 
(предмету договора).  
Задания, обеспечивающие уверенность 
делятся на 2 типа:  
1 тип С разумной уверенностью – данный 
вид уверенности чуть ниже абсолютной 
(обязательный/инициативный аудит);  
2 тип С ограниченной уверенностью (обзорные 
проверки).  
Кодекс этики МФБ.  
Комитет по этики международной федерации 
бухгалтеров неоднократно редактировал 
кодекс этики МФБ. В России так же существовало 
несколько версий кодексов, однако кодекс 
этики аудиторов России 2003 и 2007 года не 
имели статуса нормативных документов, 
а после введения в действие федерального 
закона №307ФЗ эти требования приобрели 
обязательных характер.  
В законе определено, что СРО обязаны разрабатывать, 
утверждать и контролировать выполнение 
основных принципов кодекса СРО всеми 
членами данного объединения. В свою очередь 
аудиторские организации так же обязаны 
применять в своей деятельности внутрифирменные 
стандарты, связанные с этикой.  
За систематическое несоблюдение положений 
кодекса этики аудиторов России может 
быть аннулирован квалификационный аттестат.  
В настоящее время действует кодекс этики 
аудиторов России от 22.03.2012 г. одобренный 
новым Советом по аудиторской деятельности 
при Минфине протокол №4.  
Кодекс этики МФБ содержит 3 части соблюдения 
принципов которых обязательно во всех 
странах-членах МФБ.  
Часть А применяется ко всем профессиональным 
бухгалтерам и включает следующие разделы:  
1 Раздел: Порядочность и объективность;  
2 Раздел: Разрешение этических активов;  
3 Раздел: Профессиональная компетентность;  
4 Раздел: Конфиденциальность;  
5 Раздел: Налоговая практика;  
6 Раздел: Зарубежная деятельность;  
7 Раздел: Обнародование информации (реклама).  
Часть Б применяется только к публично 
практикующим профессиональным бухгалтерам:  
8 Раздел: Независимость;  
9 Раздел: Профессиональная компетентность 
и ответственность в связи с использованием 
лиц, не являющихся бухгалтерами (эксперты);  
10 Раздел: Гонорар и комиссионное вознаграждение.  
Гонорар – это выплаты за реально оказанные 
услуги.  
Комиссионное вознагражение за посреднические 
услуги кодексом этики не приветствуется.  
11 Раздел: Деятельность не совместимая 
с публичной бухгалтерской практикой;  
12 Раздел: Денежные средства клиентов;  
13 Раздел: Отношения с другими публично 
практикующими профессиональными бухгалтерами 
(действующий профессиональный бухгалтер 
и принимающий профессиональный бухгалтер) 
[предыдущий и настоящий аудитор];  
14 Раздел: Реклама и предложение услуг.  
Часть С применяется только к наемные 
профессиональным бухгалтерам:  
15 Раздел: Соблюдение принципа лояльности 
(к работодателю);  
16 Раздел: Поддержка коллег по профессии;  
17 Раздел: Профессиональная компетенция;  
18 Раздел: Предоставление информации.  
Аудит финансовой отчетности.  
Контроль качества в аудите  
Аудиторские компании являясь коммерческими 
организациями при осуществлении своей 
деятельности сталкиваются с различными 
рисками, чаще всего связанными с некачественными 
услугами. В МСА 315 раскрывается понятие 
«система внутреннего контроля», которая 
представляет собой процесс организованный 
и осуществляемый представителями собственников, 
а так же другими сотрудниками для того 
чтобы обеспечить достаточную уверенность 
в достижении целей с точки зрения надежности 
ФО, эффективной результативности хоз.операций 
и использования ресурсов, а так же соответствия 
деятельности действующим нормативным 
документам.  
Был утвержден МСКК 1 аналогом которого 
является ФПСАД 34 и изменен МСА 220 аналогом 
которого является ФПСАД 7. С вводом данных 
стандартов несколько поменялись требования 
к системе внутреннего контроля качества 
в аудите.  
Основные изменения коснулись следующих 
моментов:  
Во 1-х Стали предъявляться обязательные 
требование к структуре контроля в аудиторских 
фирмах;  
Во 2-х Обязательность документировать 
каждую процедуру;  
Т.к. МСКК №1 и МСА 220, то в них содержатся 
практически одинаковые требования по 
осуществлению контроля качества аудиторских 
услуг, в связи с чем система контроля 
качества должна включать в себя процедуры 
в отношении каждого из перечисленных 
ниже элементов:  
Ø Ответственность руководства 
за качество внутри фирмы;  
Ø Утверждены этические требования;  
Ø Согласие на аудит и поддержание 
связей с клиентом;  
Ø Человеческие ресурсы;  
Ø Мониторинг.  
МСА 240  
В данном стандарте применяются такие 
понятия, как преднамеренные и непреднамеренные 
искажения финансовой отчетности. Непреднамеренные 
в большей степени связаны с расчетными 
ошибками и неправильной интерпретацией 
нормативного законодательства. Преднамеренные 
– в МСФО – это мошенничество, связанные 
с присвоением или хищением активов и 
предоставлением недостоверной финансовой 
информации.  
В соответствии с МСА 240 все процедуры 
аудитора должны быть направлены на выявление 
или опровержение случаев мошенничества. 
Если в ходе проверки будут выявлены мошеннические 
действия, то аудитор должен сообщить 
данную информацию собственникам и соответствующим 
контролирующим органам.  
В ФСАД №5 понятия мошенничества заменено 
на «недобросовестные действия», т.к. данный 
термин применяется только в УК РФ и аудитор 
не может квалифицировать действия клиентов 
в качестве мошенничества поскольку подобное 
суждение может быть вынесено исключительно 
судом.  
Сталкиваясь с недобросовестными действиями 
российский аудитор должен выполнить 
следующие процедуры:  
1 ) Задокументировать данный фактор;  
2 ) Установить причинно-следственную связь 
по выявлению круга лиц;  
3 ) Довести данную информацию до руководства 
и собственников;  
4 ) Проконсультироваться с юристом или 
адвокатом по вопросам выполнения условий 
договора;  
5 ) Модифицировать аудиторское заключение 
вплоть до отказа в выражении мнения.  
МСА 315  
В данном стандарте предусмотрено, что 
процесс сбора информации о клиенте и 
ее анализ не ограничивается стадией планирования, 
поскольку постоянно происходит взаимодействие 
аудитора с клиентом, даже после выдачи 
аудиторского заключения.  
В данном стандарте предусмотрено выполнение 
следующих действий:  
Во 1-х Собрать достаточную информацию 
об аудируемом лице, т.е. внешние факторы, 
которые касаются знания отрасли клиента, 
специфические требования законодательства 
и т.д., а так же внутренних – стратегии 
развития организации, предварительная 
оценка бизнес-рисков, предварительная 
оценка СВК клиента;  
Во 2-х Осуществить определенные процедуры, 
необходимые для оценки рисков;  
Во 3-х Дать оценку рискам искажения финансовой 
отчетности;  
Во 4-х В случае обнаружения рисков неконтролируемых 
организаций сообщить об этом соответствующим 
должностным лицам;  
Во 5-х Задокументировать каждое действие 
в необходимом объеме.  
В данном стандарте достаточно большое 
влияние уделяться применению информационных 
технологий, как в учетном процессе, так 
и при проведении проверок. Однако аудитор 
может доверять программному обеспечению 
клиента в случае, если он использует необходимые 
средства контроля по предотвращению 
ошибок и мошенничества.  
МСА 330  
В МСА 330 аудитор в отчет на оцененные риски 
должен выполнить следующие действия:  
1 ) Привлечь для выполнения конкретного 
задания тот качественный состав аудиторской 
фирмы, который имеет опыт и знания необходимые 
для поведения данного аудита;  
2 ) Привлечь эксперта;  
3 ) Необходимо добавление элементов неожиданности 
или внезапности при проведении проверки;  
4 ) Акцентировать внимание аудиторской 
группы на поддержание профессионального 
скептицизма;  
В российском законодательстве аналогом 
данных стандартов являются ФПСАД 8, который 
с последними корректировками отвечает 
требованиям международного законодательства.  
МСА 450  
Данный стандарт является относительно 
новым, поэтому прямого аналога в российском 
законодательстве не имеет, а частично 
эти вопросы рассматриваются в ФСАД 5.  
МСА 450 вводит новое понятие «Очевидно-незначительные 
искажения» в соответствии с которым, 
аудитор в рабочей документации должен 
отразить:  
ü Уровень незначительности, 
т.е. величину ниже которой искажения будут 
расценены как явно незначительные;  
ü Собрать все искажения выявленные 
в ходе проведения аудита, кроме очевидно 
незначительных;  
ü Определить являются исправленные 
искажения по отдельности или в совокупности 
существенными.  
МСА 800  
В соответствии с МСА 800 предусмотрено 
4 типа заданий:  
1 тип Заключение по финансовой отчетности, 
подготовленной в соответствии с требованиями 
отличными от МСФО или национальных стандартов 
(у нас приравнивается судебно-бухгалтерская 
экспертиза);  
2 тип Заключения по компонентам финансовой 
отчетности – отдельные участки учета, 
отдельные показатели отчетности, формы 
отчетности.  
3 тип Заключение о соответствии контрактным 
договорам (юридическая чистота сделок);  
4 тип Заключение по обобщенной финансовой 
отчетности.