Экономическое содержание собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Чтобы понять роль и место категории собственности в экономике, необходимо дать общую характеристику способа производства, с помощью которого создаются необходимые для людей материальные блага.
В способе производства различаются две стороны: во-первых, производительные силы – это люди и средства производства, которые они используют для производства материальных благ; во-вторых, производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства (экономические и производственные).

Содержание

Глава 1. Экономическое содержание собственности.
1.1. Введение.
1.2. Собственность в экономическом и юридическом смыслах.
1.3. Классификация собственности.
1.3.1. Частная собственность.
1.3.2. Общая долевая собственность.
1.3.3. Общая совместная собственность.
2. Кривая безразличия, бюджетная линия и равновесие потребителя.
2.1.Введение.
2.2. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
2.3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса.
2.3.1. Кривые безразличия.
2.3.2. Предельная норма замены.
2.3.3. Бюджетные ограничения.
2.4. Реакция потребителя на изменение цен.
2.4.1. Кривая «цена-потребление».
2.4.2. Эффект замены и эффект дохода.

Работа состоит из  1 файл

экономическое содержание собственности.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

     pxx+pyy=I                       (2.4) 

     Смысл бюджетного ограничения сводится к тому, что расходы потребителя на приобретение товаров Х и Y не могут превышать его дохода. Уравнение бюджетной линии имеет следующий вид:

     Y=I - Px × X                      (2.5)

     Py Py 

     На  рис. 2.5 бюджетная линия изображена в виде отрезка АВ. Поскольку бюджетная линия всегда представляет собой прямую, пересекающую оси координат, то для ее построения может быть применен более простой метод. Достаточно найти лишь точки пересечения бюджетной линии с осями координат (т.е. точки А и В) и соединить их прямой линией. Полученная прямая является как раз бюджетной линией. 

     Рис. 2.5. Бюджетная линия

       

       Положение точки А определяется длиной отрезков 0А, а положение точки В – длиной отрезка 0В. Каждый из этих отрезков соответствует количеству единиц товара Y или товара Х, которое может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на этот товар. В связи с этим длина отрезка 0А соответствует I/Py, а длина отрезка OB – I/Px. В свою очередь, наклон бюджетной линии равен коэффициенту при Х в уравнении (2.5), то есть Px/ Py. Все наборы из товаров Х и Y, расположенные на бюджетной линии, по своей стоимости четко соответствуют доходу потребителя I, а значит, являются доступными для него. К числу доступных относятся также все товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии. Стоимость каждого из них ниже I. Зато все наборы, находящиеся выше бюджетной линии, стоят больше I и потому являются недоступными для данного потребителя.

     Анализируя  уравнение бюджетной линии (2.5), можно  сделать вывод, что ее положение зависит как от дохода потребителя, так и от цен товаров. Если бы доход потребителя оказался меньше, а цены прежними, то в этом случае бюджетная линия сместилась бы вниз (A’B’). При этом она была бы параллельна линии АВ, так как коэффициент Px/ Py остался бы прежним. Если бы доход потребителя и цена товара Х оставались неизменными, а цена товара Y снизилась, то бюджетная линия в этом случае заняла бы положение A”B. Перемещение левого конца бюджетной линии из точки А в точку A” произошло бы потому, что отношение I/Py в данной ситуации стало больше.

     2.3.4. Равновесие потребителя.

     На  рисунке 2.6 карта безразличия совмещена с его бюджетной линией.

     

     Рис. 2.6. Оптимум потребителя. 

     Спрашивается, какой товарный набор выберет потребитель? Разумеется тот, который расположен на наиболее удаленной кривой безразличия. Среди всех доступных ему товарных наборов, расположенных в границах треугольника 0АВ, указанному требованию отвечает набор Е, находящийся в точке, где бюджетная линия АВ лишь касается кривой безразличия U2.

     Конечно, для потребителя более привлекательными являются товарные наборы, расположенные  на кривой безразличия U3. Однако ограниченные размеры бюджета не позволяют ему «дотянуться» до этой кривой безразличия.

     Товарный  набор Е для данного потребителя является оптимальным, поскольку он наиболее предпочтителен среди всех наборов, находящихся в границах треугольника 0АВ, представляющего реально доступную для данного потребителя область.

     Набор Е содержит, как видно на рис. 2.5, ХE единиц товара Х и YE единиц товара Y. В точке Е наклоны бюджетной линии АВ и кривой безразличия U2 совпадают.

     Поэтому применительно к точке оптимума потребителя можно записать:

     Px= MRSxy                               (2.6)

       Py

     Равенство следует понимать как свидетельство достижения потребителем наиболее предпочтительного, а следовательно, наиболее полезного товарного набора при заданном бюджете. В связи с этим можно сказать, что равенство, выражающее условие, при котором потребитель достигает своего оптимума.  

     2.4. Реакция потребителя на изменение  цен. 

     2.4.1. Кривая «цена-потребление». 

     Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным.

     На  рис.2.7, а показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара Х с Px’ до Px”. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение AB’ и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю.

      Рис. 2.7. Линия  «цена-потребление» и линия индивидуального  спроса  

     Если  соединить одной линией все точки  оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх’, то получим кривую «цена-потребление» (линия Е). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров Х и Y, которые возникают при изменении цены товара Х.

     С помощью кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен.

     Поэтому построить линию спрос анна новое благо, цена которого на данном этапе ещё не известна, с помощью метода невозможно. На рис. 2.7, б представлена линия индивидуального спроса d на товар Х. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены объема и спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (Е1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар Х. Здесь важно также обратить внимание на следующее обстоятельство. Поскольку цена спроса имеет отношение не к предельной, а к средней полезности, то и рыночные цены, используемые при построении кривой индивидуального спроса, не могут отличаться по своей природе от цен спроса. 

     2.4.2. Эффект замены и эффект дохода. 

     Изменение цены какого-либо товара оказывает  влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса c одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые) и, во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары.

     Изменение объема спроса, достигнутое с помощью  первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого. Существует две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу, а другая – русскому математику и экономисту Е. Слуцкому.

     Хикс  полагал, что для выполнения этой процедуры необходимо воспользоваться  вспомогательной бюджетной линией A’B’’ (рис. 2.8). Ее следует провести таким образом, чтобы она, во-первых, была параллельна бюджетной линии AB’ и, во-вторых, являлась касательной к исходной кривой безразличия U1.

     Это означает, что с помощью такой  вспомогательной бюджетной линии  обеспечивается сохранение, с одной  стороны, нового соотношения цен, а с другой – первоначального уровня удовлетворения индивидуума.

     Полученная  точка вспомогательного индивидуума  Е3 позволяет разделить общий прирост спроса на товар Х, вызванный снижением его цены, на эффект замены и эффект дохода. Общий прирост спроса соответствует отрезку Х1Х2. Точка Х3 делит его на эффект замены (отрезок Х1Х3) и эффект дохода (Х3 Х2). Формирование эффекта замены происходит при сдвиге оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е3 вдоль кривой безразличия U1. Это позволяет сделать вывод, что на данном участке доход индивидуума остается неизменным, поскольку здесь сокращение спроса на товар Y (ввиду того, что он относительно товара Х стал дороже) компенсируется увеличением спроса на товар Х.

     

            Рис.2.8. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара Х снижается 

     Эффект  дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки Е3 в точку Е2. Особенность этого участка состоит в том, что здесь осуществляется переход с одной кривой безразличия на другую (с U1 на U2). А такой скачок потребитель может совершить лишь в условиях роста его реального дохода, что, естественно, и обеспечивает дополнительное увеличение спроса на товар Х, как, впрочем, и на товар Y.

     Если, напротив, цена товара Х не снижается, а повышается, то определение эффекта замены и эффекта дохода осуществляется в обратной последовательности (рис. 2.9). Здесь вспомогательная бюджетная линия A’B’’ касается в точке Е3 кривой безразличия U2, а не U1, как это было в предыдущем примере (рис.2.8).

     

     Рис.2.9. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара Х повышается 

     На  рис. 2.9. эффект замены представлен отрезком Х3Х1, а эффект дохода – отрезком Х2Х3.

     Подход  Б. Слуцкого к разделению общего эффекта  изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Хикса. Слуцкий предложил проводить вспомогательную бюджетную линию A’B’’ (рис. 2.10) не как касательную к первоначальной кривой безразличия U2, а как линию проходящую через первоначальную точку оптимума потребителя Е1 и в то же время параллельную бюджетной линии АВ’. В результате такого построения вспомогательной бюджетной линии A’B’’ она окажется касательной для более высокой кривой безразличия U3. Точка касания Е3 характеризует некий вспомогательный оптимум потребителя, которому соответствует новое соотношение цен, сложившееся в результате повышения цены на товар Х.

     

       Рис. 2.10. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена товара Х повышается

     Поскольку все три оптимума (Е1, Е2, Е3) лежат на разных кривых безразличия (соответственно на U1, U2, U3), то, естественно, ни о каком эффекте замены в данной ситуации не может быть и речи. Этот эффект, как известно, возникает лишь при перемещении потребителя в рамках одной и той же кривой безразличия. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что на рис. 2.10 мы по существу имеем дело лишь с двумя эффектами дохода. Так что подход Слуцкого не позволяет решить поставленную задачу.

     До  сих пор рассмотрение как общего эффекта изменения цены, так и составляющих его эффектов (замены и дохода) велось применительно к ситуации, когда оба блага качественные. В таком случае, как мы видели, эффект дохода (положительный – при снижении цены и отрицательный – при росте цены) всегда дополняет эффект замены. Если же, скажем, благо Х оказывается некачественным, то в этом случае эффект дохода (положительный – при росте цены и отрицательный – при снижении цены) становится антиподом эффекта замены (рис. 2.11).

     

       Рис. 2.11. Эффект замены и эффект дохода, когда благо Х некачественное (а – цена повышается; б – цена снижается)    

     Общий эффект изменения цены блага Х  измеряется отрезком Х1Х2, эффект замены – отрезком Х1Х3, а эффект дохода – отрезком Х3 Х2. При превышении эффектом дохода эффекта замены произойдёт нарушение закона спроса. Это значит, что с повышением цены блага спрос на него будет расти, а с понижением – падать. Такое отступление от закона называется «парадоксом Гиффена».

 

     

     .

Информация о работе Экономическое содержание собственности