Экономическое содержание и вопросы совершенствования учета дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Дебиторская задолженность – это обязательства покупателей и заказчиков перед предприятием по выплате денег за реализованные товары, работы или услуги.
Дебиторская задолженность возникает из договоров между предприятием, выступающим в роли кредитора, и другими физическими и юридическими лицами. По условиям договоров должники обязуются совершить и пользу предприятия - кредитора определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги).

Работа состоит из  1 файл

Глава І Исправ.5.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

По вновь утвержденной форме уведомления согласно П.1-1 ст.52 Налогового кодекса налогоплательщику необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в налоговый орган, направивший уведомление, список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности по каждому дебитору.

В случае непредставления списка дебиторов в установленный срок налоговый орган проводит налоговую проверку налогоплательщика. Проверка по вопросам взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 533 Налогового кодекса, является тематической и может быть произведена исключительно органами налоговой службы.

Таким образом, проведение налоговыми органами проверок по выявлению списка дебиторов у одного и того же налогоплательщика может проводиться неоднократно в течение года, по мере возникновения у последнего неисполненных обязательств перед бюджетом в части уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно ст. 535 Налогового кодекса данная проверка не должна превышать тридцати календарных дней с момента вручения предписания, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Проверку по выявлению списка дебиторов налоговые органы производят с истребованием бухгалтерских и иных документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, факт ее образования  и (или)  погашения (налоговые счет - фактуры, договоры, платежные документы и так далее).

Итоги проверки оформляются актом проверки, в котором перечисляются выявленные на дату проверки дебиторы и суммы дебиторской задолженности по каждому дебитору.

На основании сведений, указанных в акте налоговой проверки, подтверждающем сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов погашения налоговой задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности.

Согласно п.1-4 Налогового кодекса налогоплательщик освобождается от необходимости представления списка дебиторов в случае полного погашения имеющейся налоговой задолженности.

Не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления дебитор обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком на дату получения уведомления.

В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчетов установленный срок налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов.

Проверка по подтверждению дебиторской задолженности может быть произведена в соответствии со ст. 533 Налогового кодекса и является встречной  проверкой. По определению указанной статьи встречная проверка – это проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

Результаты проверки оформляются актом налоговой проверки, который подписывается лицом, осуществляющим проверку, и должностными лицами проверяемого дебитора.

При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, и уведомления об обращении взыскания на деньги с банковских счетов дебиторов акт сверки взаиморасчетов дебиторами не представляется.

На основании акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковский счет дебитора инкассовое распоряжение о взыскании сумм налоговой задолженности налогоплательщика.

Недопуск должностных лиц органа налоговой службы налоговой проверке, равно как и непредставление необходимых для проведения проверки документов, влечет за собой приостановление расходных операций по банковским счетам дебитора в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 47 Налогового кодекса.

Необходимо обратить внимание, что в случае погашения налогоплательщиком налоговой задолженности дебитор освобождается от составления акта сверки взаиморасчетов, а налоговая проверка на подтверждение дебиторской задолженности не производится». (9)

В спецвыпуске «План счетов по МСФО» говорится, что: «…с  1 января 2006 года согласно Закону Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» почти все организации Республики Казахстан должны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО (международными стандартами финансовой отчетности).(10)

Приказом Министра финансов Республики Казахстан   
от 23 мая 2007 года N 185 утвержден типовой плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Разработка рабочего плана счетов на предприятии осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, настоящей Инструкцией и принципом достоверности ведения бухгалтерского учета, установленного законодательством Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Теперь, в отличие от предыдущего типового плана счетов, организации самостоятельно могут открывать не только аналитические, но и синтетические счета, исходя их потребностей деятельности организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами, в порядке, установленном Инструкцией.

Типовой план составлен в определенном порядке:

-         активы размещаются по мере уменьшения ликвидности;

-         нумерация счетов стала четырехзначной.

Типовой план счетов содержит в разделе 1 «Краткосрочные активы» подраздел 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность», который предназначен для учета краткосрочной дебиторской задолженности и включает следующие группы счетов:

1210- «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

1220- «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций»

1230- «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций»

1240- «Краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений»

1250- «Краткосрочная дебиторская задолженность работников»

1260- «Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде»

1270- «Краткосрочные вознаграждения к получению»

1280- «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»

1290- «Резерв по сомнительным требованиям»

А также типовой план счетов содержит в разделе 2 «Долгосрочные активы» подраздел 2100 «Долгосрочная дебиторская задолженность», который предназначен для учета долгосрочной дебиторской задолженности и включает следующие группы счетов:

2110- «Долгосрочная задолженность покупателей и заказчиков»

2120- «Долгосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций»

2130- «Долгосрочная дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций»

2140- «Долгосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений»

2150- «Долгосрочная дебиторская задолженность работников»

2160- «Долгосрочная дебиторская задолженность по аренде»

2170-«Долгосрочные вознаграждения к получению»

2180- «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность»

На основании этой инструкции каждая компания Республики Казахстан должна разработать свой рабочий план счетов исходя из специфики своей деятельности и потребностей в информации для принятия различных экономических решений и используя общие правила формирования.

Чтобы суметь успешно применить схему перекладки и подготовить комплект финансовых отчетов в соответствии с МСФО, необходимо заранее собрать и изучить определенное количество информации. Лучше всего составить и утвердить план мероприятий по переходу на МСФО на 2006год. Согласно этому плану создать рабочую группу, которая будет координировать переход на МСФО». (9)



Информация о работе Экономическое содержание и вопросы совершенствования учета дебиторской задолженности