Функции и структура бухгалтерского аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 03:54, реферат

Описание

Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и составление на их основе отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое практически в любой организации, т.е. бухгалтерия. Бухгалтерия предприятия является первичным звеном бухгалтерского учета.

Работа состоит из  1 файл

Функции и структура бухгалтерского аппарата.docx

— 74.50 Кб (Скачать документ)

1. Функции и структура бухгалтерского аппарата

 

Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских  записей в учетных регистрах  и составление на их основе отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое  практически в любой организации, т.е. бухгалтерия. Бухгалтерия предприятия  является первичным звеном бухгалтерского учета.

Бухгалтерская служба может выступать в виде самостоятельного структурного подразделения (службы) или централизованной бухгалтерии. Разрешается осуществлять бухгалтерский учет (в организациях, не имеющих бухгалтерской службы) силами специализированной организации или соответствующим специалистом на договорных началах, также бухгалтерский учет может вести лично руководитель организации.

Бухгалтерия – это самостоятельная структурная  единица организации, которая не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Возглавляет бухгалтерию главный  бухгалтер. Он назначается и освобождается  от должности только руководителем  организации и ему же непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер обеспечивает правильность постановки учета, его достоверность, осуществляет контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Кроме этого, в его обязанности входит внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.

Главная задача бухгалтерии – способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные  функции, выполняемые бухгалтерией:

  • учет материально-технических ценностей (основные средства, материалы, готовая продукция и т.п.);
  • учет расчетов по оплате труда (начисление заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное, медицинское и пенсионное страхование);
  • учет затрат на производство (вспомогательное производство, косвенные расходы, простои, потери от брака, расходы будущих периодов, незавершенное производство, основное производство);
  • учет финансовой деятельности (реализация товаров, прибыль, фонды и резервы);
  • учет денежных операций (денежные средства в кассе, на расчетном счете, валютном счете, прочих счетах в банке; расчеты с поставщиками, прочими кредиторами; расчеты с бюджетом; расчеты по отчислениям и платежам);
  • составление бухгалтерской отчетности. [2, с. 11]

При установлении структуры аппарата бухгалтерии  и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или  децентрализации учета.

При централизации  учета учетный аппарат организации  сосредоточен в главной бухгалтерии  и в ней осуществляется ведение  всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных  документов, поступающих из отдельных  подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации  учета учетный аппарат рассредоточен  по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический  и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

Практика  показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета.

В некоторых  организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях кроме составления первичных документов ведут аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость изделий и т.п. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.

Структура бухгалтерского аппарата в основном зависит от условий организации и технологии производства, объема и содержания учетной работы, а также от наличия технических средств учета.

В настоящее  время сложились три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек. В этом случае все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

При организации  аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, бюро, секторов, групп, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и части крупных организаций [7, с. 106].

Обычно  бухгалтерия в объединениях и  крупных предприятиях подразделяется на ряд отделов.

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты  с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми  органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и  заработной плате.

Материальный  отдел занимается учетом расчетов с  поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары, малоценных и быстроизнаши вающихся предметов. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.


Производственно-калькуляционный  отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает  наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

Отдел расчетных  и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.

Общий отдел  бухгалтерии предприятия ведет  учет всех остальных хозяйственных  операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский  архив. Работники этого отдела ведут  Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

Кроме того, в состав бухгалтерии входят группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В крупных  организациях кроме перечисленных обычно выделяют группы (отделы) учета тары, учета основных средств, расчетную группу, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическую группу.

При комбинированной  организации структуры бухгалтерии  в ней выделяются специальные  структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый  цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетентности. Такая форма организации аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и в производственных объединениях.

Важным  этапом разработки структуры бухгалтерии  является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

На данном этапе современности ведение  бухгалтерского учета основывается на широком использовании средств  вычислительной техники, их размещении, степени оснащенности ими отрасли, объеме обрабатываемой информации, сферах обслуживания.

В условиях комплексной механизации и автоматизации  учета на базе ЭВМ создаются вычислительные центры. Они могут обслуживать  отдельные крупные предприятия  или группы предприятий, организаций. Большое распространение в последнее  время получают информационно-вычислительные центры. Их функцией является обработка  всей экономической информации предприятий данного района (региона). Также центры оснащены современными ЭВМ и осуществляют не только обработку бухгалтерской информации, но и планово-нормативные технические расчеты.

В современных  условиях развитие вычислительной техники  привело к техническому оснащению  предприятий мини-ЭВМ - электронными бухгалтерскими машинами, которые широко используются в бухгалтерии. Рабочее  место бухгалтера автоматизировано на базе современных персональных компьютеров. [9, с. 145]

Для дальнейшего  совершенствования учетной работы организация автоматизированного  рабочего места является важным резервом, повышается возможность использования  информации в управлении предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы аппарата бухгалтерии

бухгалтерия отчетность подразделение  организация

Структура

Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения; организация, не имеющая бухгалтерии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах.

Структура аппарата бухгалтерии зависит  от содержания и объема учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд  отделов.

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный  отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации  аппарата бухгалтерии применяется  на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит  название вертикальной.

На небольших предприятиях, как  правило, применяется линейная структура, при которой все работники  аппарата бухгалтерии подчиняются  непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинированная система организации  аппарата бухгалтерии, при которой  в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его  заместителям в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение  бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании  средств вычислительной техники. Организационные  формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

Информация о работе Функции и структура бухгалтерского аппарата