Функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Все эти виды контроля имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Бухгалтерский учет – одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд  функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности  собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контрольная функция. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Все эти виды контроля имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.

В организациях предварительный контроль обычно используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по ее усовершенствованию позволяют исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если позволить развиться отклонениям, они могут перерасти в серьезные трудности для организации.

Последующий (заключительный) контроль осуществляется либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени; фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.

Последующий контроль выполняет  две важные функции. Первая заключается  в том, что последующий контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования, в случае если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

Вторая функция состоит  в определении результативности и соизмерении соответствующих  вознаграждений с фактическими затратами.

Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется  и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений  от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.

Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылке: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая  позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности.

В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные  операции были оформлены документами  и отражены в системном бухгалтерском  учете, вносятся ли необходимые уточнения  и исправления и увязываются  ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Проведение инвентаризации связано с обработкой, как правило, больших объемов информации, поэтому следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения, устанавливать сохранность собственности.

Информационная  функция. системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщенную) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-коммерческой деятельности предприятия. Бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

В современных условиях важным теоретическим и методологическим вопросом является не столько рост объемов учетной и аналитической  информации, сколько качество ее использования  для подготовки, обоснования и  принятия соответствующих решений  на различных уровнях управления.

Конечным результатом  получаемой информации являются целенаправленные единые действия всех работников предприятия  по улучшению качества работы, повышению  производительности труда, достижению высоких финансовых результатов.

Функция обратной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т.д.).

Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Аналитическая функция. В современных условиях совершенствования управления и формирования рыночных отношений аналитическая функция также важна, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно- хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной, однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно.

Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильность применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАЛЬКУЛЯЦИЯ», КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ. ПОНЯТИЕ  КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И КАЛЬКУЛЯЦИИ.

 

«Калькуляция», как один из элементов метода бухгалтерского учета. Понятие себестоимости. Понятие калькулирования и калькуляции.

Одной из особенностей бухгалтерского учета является то, что все хозяйственные  операции и хозяйственные средства предприятия должны быть представлены в единой денежной оценке.

Оценка — это способ измерения в денежном выражения имущества предприятия и источников его образования. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифов, должностных окладов и т.д. Правильность оценки имущества имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Реальность оценки выражается, прежде всего, в том, что все хозяйственные средства отражаются в учете по фактической стоимости. Например, первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется с учетом затрат, которые связаны с их приобретением, а основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

Нормативными документами  установлены единые правила оценки хозяйственных средств предприятия, т.е. единообразие отражения стоимости средств, которое выражается в том, что одни и те же объекты в учете одинаково оцениваются на всех предприятиях в течении всего срока службы.

С оценкой хозяйственных  средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает — счет, расчет. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции состоит не только в оценке хозяйственных средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т. е. произвести их расчет.

Так как процессы снабжения, производства и реализации представлены большим числом отдельных операций, то калькуляция позволяет рассчитать все виды затрат, связанных с приобретением, производством и реализацией, а на основе расчета общей суммы затрат определить себестоимость объектов учета, например, фактическую стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, себестоимость готовой продукции по видам и себестоимость единицы продукции.

Таким образом, калькуляция - это не просто метод бухгалтерского учета, а важнейшая часть учетного процесса, которая позволяет узнать, сколько затрат по различным статьям и в целом приходится на конкретный вид продукции, какова доля прямых и косвенных расходов в себестоимости единицы продукции, а также установить обоснованную цену на отдельные позиции продуктовой или товарной номенклатуры.

Себестоимость продукции – это совокупность затрат предприятия в денежной форме на производство и реализацию продукции. Исчисление себестоимости необходимо для: определения цен на продукцию оценки выполнения плана по себестоимости и её динамики, определение рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрихозяйственного хозрасчёта, выявления резервов снижения себестоимости продукции, расчёта экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий и т.д.

В себестоимости продукции  находят отражение все произведённые  организацией затраты в виде расхода сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства.

Конкретный состав затрат регулируется законодательно, так как это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты предприятия по источникам их возмещения. Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учёта по содержанию и назначению классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей  представляет собой состав себестоимости продукции.

Различают нормативную, плановую (сметную) и фактическую (отчетную) себестоимость.

Нормативная исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, расходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов.

Плановая – себестоимость каждого изделия, рассчитанная по отдельным калькуляционным статьям, размера которых предприятие намерено достичь к концу отчетного периода, предварительно реализовав в отчетном периоде заранее спланированные организационно-технические мероприятия, направленные на достижение плановой себестоимости ниже нормативной.

Фактическая – результат фактической величины затрат на конкретный вид продукции в отчетном периоде.

Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, то есть на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления.

         Конечным результатом калькулирования  является составление калькуляций.

Калькуляция представляет собой результат калькулирования по итогам расчета затрат организации, приходящихся на единицу произведенной продукции (работ, услуг). От структуры калькуляции зависят методы и порядок учета, степень раскрытия затрат на производство, характеристика получаемой информации о себе стоимости продукции (работ, услуг). Например, на хлебном заводе создается калькуляция на булку, батон, бублик, у строительной организации формируется смета на строительство дома или ремонт квартиры и т.д.

В зависимости от целей  калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.

Сметная калькуляция  рассчитывается при проектировании новых производств и вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Информация о работе Функции бухгалтерского учета